План-конспект урока «Кодирование числовой информации» (8 класс)


План-конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ № 26 »

Учитель: Филиппова Валентина Вячеславовна

Класс: 8

Тема учебного занятия: Кодирование числовой информации

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала +практическая работа)

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Образовательная: дать представление о способах кодирования числовой информации;

Развивающая: научить переводить числа, представленные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; развитие познавательного интереса к предмету;

Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе.

Оборудование: АРМ учителя, мультимедийный проектор, экран, рабочее место ученика.

Программное обеспечение: операционная система WinXP, стандартное приложение Калькулятор.

Дидактические материалы к учебному занятию: мультимедийная презентация «Кодирование числовой информации», текст практической работы.

Подготовка к уроку: подбор материалов для презентации.

Ход учебного занятия:

Содержание, материал урока

Наглядность (на экран с помощью проектора выводятся слайды презентации, подготовленной учителем)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап 1 мин.


Здравствуйте! Меня зовут…… Нам сегодня на уроке понадобятся тетради.

Приветствуют учителя и открывают тетрадь

Актуализация опорных знаний (обобщение) –

Методы: беседа, демонстрация

Формы: фронтальный опрос

5 минут


Какие виды информации вы знаете?


Как вы думаете, какой вид информации можно отнести к основному, наиболее часто используемому? Почему?

Текстовая, графическая, числовая, звуковая;


Числовой, потому что только с помощью таблиц, в которые внесены какие-то числа, можно наиболее просто и нагляднее представить какую-либо информацию.

Объяснение нового материала

15 минут

Методы: беседа, демонстрация,

Формы: фронтальный опрос


Мы сегодня с вами рассмотрим такое понятие, как система счисления, научимся переводить числа из восьмиричной, двоичной и шестнадцатиричной систем счисления в десятичную.

Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь.

Записывают тему урока в тетрадь.

«Кодирование числовой информации»

Мы с вами выяснили, сто числовой вид информации является наиболее удобным для представления информации. Таким образом, система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Запишем это определение в тетрадь. Системы счисления бывают позиционные и непозиционные

Записывают определение в тетрадь:

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

3.

Объяснение нового материала

Непозиционные системы счисления – значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Примером может служить римская система счисления. Учитель приводит несколько примеров. Запишем определение и пример в тетрадь.

Записывают определение и пример в тетрадь:

Непозиционные системы счисления – значение цифры не зависит от ее позиции в числе.

Пример: ХХХ = 10+10+10= 30 (Х — 10);


Позиционные системы счисления – значение цифры зависит от ее позиции в числе. Примером данной системы счисления может служить современная система записи чисел. Учитель приводит несколько примеров. Запишем определение и пример в тетрадь.

Записывают определение и пример в тетрадь:

Позиционные системы счисления – значение цифры зависит от ее позиции в числе.

333 = 300 + 30 +3;


3.

Объяснение нового материала

Какие системы счисления вы знаете?

К позиционным системам счисления можно отнести десятичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и двоичную.

Десятичная и двоичная

В определении системы счисления упоминалось понятие алфавита системы счисления. Что же это такое?

Верно, это цифры, с помощью которых мы можем записать число. Рассмотрим алфавиты десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной и двоичной систем счисления. Посмотрите на слайд и запишите интервалы цифр себе в тетрадь.

Цифры;

Записывают в тетрадь:

Десятичная – 0..9;

Восьмеричная – 0..7;

Шестнадцатеричная – 0..9, А, В, С, D, E, F.(10 — 15)

Двоичная – 0, 1.

Числа в системах счисления могут иметь как свернутую, так и развернутую форму записи. Рассмотрим это на примерах. Учитель демонстрирует примеры. Особое внимание обратите на то, что разряды формируются от запятой влево(0, 1, 2) и вправо (-1, -2).


3.

Объяснение нового материала

Если мы в развернутой форме записи числа возведем все основания в степени и сложим, то мы переведем число из той системы счисления, в которой оно было записано, в привычную нам, десятичную. Просмотрите примеры и запишите их в тетрадь.

Записывают примеры в тетрадь:


3

Выполнение

практической работы

Формы: Индивидуальная практическая работа

10 мин.

Задание. Перевести номер года в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Порядок работы:

  1. Запустить программу Калькулятор командой главного меню;

  2. Перевести калькулятор в режим расширенной возможности командой [вид — инженерный];

  3. Изменять положение переключателя в положении Bin, Oct, Dec и Hex. Наблюдать за изменениями состояния «кнопок» Калькулятора.

  4. Убедится, сто переключатель стоит в положении Dec.

  5. Ввести число, соответствующее текущему году, например 2007.

  6. Перевести переключатель последовательно в положении Bin, Oct и Hex. Наблюдать за ответом.

Раздает тексты практической работы и предлагает её выполнить на ПК:

А теперь, вы попробуйте выполнить перевод из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора; приступайте к выполнению практической работы.

Выполнение практической работы на ПК


Контроль и самопроверка знаний


Ученики делают вывод о возможности работы Калькулятора в различных системах счисления и отмечают, что при работе в различных системах счисления доступен различный набор цифр.

Постановка домашнего задания

2 мин.


В ваших учебниках параграф 4.1.1 и задания 4.1, 4.4 и 4.5 на странице 108 вашего учебника. Задания выполняем письменно.

Записывают домашнее задание

Подведение

Итогов

Методы: контроль и самоконтроль

10 мин.


Раздает карточки с вопросами и предлагает ответить учащимся в письменной форме:

    1. Что такое система счисления?

    2. В чем отличие позиционных и непозиционных систем счисления? Привидите примеры.

    3. Число состоит из четырех десяток и двух единиц. Запишите его в римской и дисятичной системах счисления.

Отвечают на вопросы учителя и записывают ответы на карточки


Список литературы и других источников, используемых для подготовки к уроку:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  2. Горностаева А.М. Поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д.- Волгоград: Учитель, 200


Свежие документы:  Практическая работа по Информатике «Электронные таблицы. Табличный процессор EXCEL» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: