Применение средств и методов информатики и ИКТ при изучении различных школьных дисциплин


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №12 города Белгород







Применение средств и методов информатики и ИКТ при изучении различных школьных дисциплин





Подготовила

Черникова Наталья Борисовна учитель информатики МОУ гимназия№12 г.Белгород









Белгород -2010

Содержание

Введение


3

Основная часть

Средства и методы информатики




5

Применение средств и методов информатики при изучении английского и немецкого языков


11

Заключение

16

Библиография

17

Ресурсы удаленного доступа

18


Введение

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий1, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий2 в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

С развитием компьютерной техники и большими возможностями её использования мы все чаще стараемся использовать средства и методы информатики на своих уроках.

Применение технологий в образовании направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Цель информационных технологий – значительно повысить эффективность различных работ.

Информационные технологии охватывают все способы применения средств вычислительной техники, а также технологии средств и систем связи. Из информационных технологий наиболее часто в школе на различных предметах применяются мультимедийные технологии и компьютерные телекоммуникации (Интернет).

Мультимедийные технологии получили наибольшее распространение в областях обучения и развлечения. Мультимедийные энциклопедии и справочники заменяют многотомные издания большого формата. Они хранят нужную информацию в компактном виде и предоставляют простые средства доступа к данным. Мультимедийные учебные средства дают возможность обучения в индивидуальном режиме без прямого контракта с преподавателем.

Использование средств и методов информатики при изучении различных школьных предметов, условно можно классифицировать следующим образом:

  • уроки информатики,

  • интегрированные уроки.

На уроках информатики, нельзя обойтись без средств и методов информатики, точнее будет сказать, что на уроках информатики часто используются межпредметные связи. Другими словами, при рассмотрении ряда тем учителя информатики стараются увязать их с другими предметами, в качестве примеров берутся, например, физические и математические задачи, на основе которых дети быстрее понимают смысл новых для них знаний и возрастает эффективность усвоения знаний.

Говоря об интегрированных уроках их тоже можно разделить на две группы: интегрированные (бинарные) уроки информатики с другими предметами и интегрированные относительно различных технологий применяемых на одном уроке.

Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких-либо частей или элементов[11;204].

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.


Средства и методы информатики

При изучении информатики, используются различные методы и средства обучения, как и при изучении остальных предметов, стой лишь разницей, что на уроках информатики изучаются те самые информационные технологии с помощью которых создаются средства обучения.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

  • Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

(https://ru.wikipedia.org/wiki/средства_обучения)

Общеизвестным фактом является, то что около 90% информации человек получает с помощью зрения, но не вся зрительная информация фиксируется у нас в памяти. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании некоторых формализованных моделей содержания;

  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;

  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.


Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, так же презинтации и тесты созданные учителем в рамках учебного проекта3 с учетом особенностей конкретного класса.
Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная замена деятельности учителя; частичная замена;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование тренинговых программ;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

  • использование игровых и занимательных программ.


Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человек, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

Методы4 обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.

В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:

— по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);

— в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков);

— по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы).

Относительно информатики можно рассматривать и такие методы, как программированный, модельный метод и метод проектов.

Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.

Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных знаний и умений.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках обучающих программ.

Программированное обучение предполагает:

а)  правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;

б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);

в) переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;

г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.

Модельный метод включает в себя построение математической или компьютерной модели, метод «нисходящего проектирования» и др.

Метод проектов является новым методом обучения, где деятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:

1. Учащимся следует предоставлять достаточно широкий выбор проектов для реализации возможности реального выбора (причем, как для индивидуальной реализации, так и коллективной).

2. Ввиду отсутствия у школьников навыков проектной деятельности, всякий проект должен сопровождаться инструкцией по работе над проектом с учетом индивидуальных особенностей школьников.

3. Учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность в игровой или имитационной форме, презентацию завершенного проекта и внимание к нему со стороны сверстников и взрослых.

4. Необходимо создать условия для обсуждения между школьниками своих проблем. При этом происходит взаимообучение, что важно для обеих сторон.

5. Метод проектов ориентирован, прежде всего, на освоение приемов работы с компьютером.

При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.


Применение средств и методов информатики при изучении английского и немецкого языков

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии, математики. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Компьютер на уроках английского и немецкого языков может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, сотрудничающего коллектива. Используя на своих уроках возможности ИКТ учителя тем самым проводят интегрированные уроки на основе интеграции различных форм с применением мультимедийных технологий.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (тексг + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех, используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

На уроках английского и немецкого языков с применением мультимедийных технологий используются как презентации учителей, в которых они располагают материал, в такой последовательности в какой он будет излагаться на уроке, так и различные электронные энциклопедии и учебники.

Среди учителей среднего звена популярен учебник о России — Click on Russia, который очень красочно расскажет Вам о России, её традициях, географии и истории.

На сегоднешний день в нашей гимназии каждый кабинет оснащен компьютером и мультимедийным проектором, один из кабинетов английского языка оснащен интерактивной доской, что позволяет учителям иностранного языка использовать компьютер на своих уроках в любое удобное для них время. Компьютер в кабинете позволяет не только показать презентацию по уроку (столь всем полюбившеюся), но провести аудирование с одновременной демонстрацией дидактического материала. Это могут быть мультимедийные программы и материалы, найденные в Интернете. «Мультимедийные программы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку: во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), полнее использует имеющийся в школе ресурс, а также позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащихся». (5)  Эти материалы могут выступать в роли «реального «культурного носителя» (4) в процессе межкультурной коммуникации.

В зависимости от кабинета учителя иностранных языков по разному могут применять средства ИКТ на своих уроках. Если урок проходит в кабинете информатики (к сожалению большинство школ, как и наша гимназия имеет один компьютерный класс, в котором зачастую проходят уроки информатики), то учитель может организовать групповую и индивидуальную работу учащихся за компьютерами. Групповая работа за компьютером способствует формированию умения работать в сотрудничестве с другими людьми. Уроки с применением компьютера также могут способствовать повышению внутренней самооценки отдельных учащихся и укреплению их авторитета в ученическом коллективе.

Уроки такого типа в основном проводятся в старшем звене. Результатом урока обычно является создание презентации или проекта на заданную тему, и обсуждение новой полученной информации. При составлении презентаций широко используется возможности Интернет и различных электронных энциклопедий. Использовать Интернет — материалы можно и без доступа в Интернет, запуская их по локальной сети. В этом есть и преимущество, так как исключается самостоятельный выход учащихся во «всемирную паутину» во время урока, тем самым учитель не отвлекается на то, где в «паутине» блуждают ученики.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня электронные учебники позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение иностранному языку в компьютерном классе дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Уделить особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на носителях или через Интернет.

Учащиеся используют ИКТ при подготовке домашней работы для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, создание открыток и буклетов с использованием различных графических редакторов. Компьютерные презинтации созданные в рамках какой-либо темы могут в дальнейшем использоваться учителем в качестве демонстрационого материала для более младших школьников

Использование средств и методов информатики при изучении различных дисциплин неумолимо становится актуальным. При использовании мультимедийных технологий мы увеличиваем познавательный интерес учащихся ни только к изучаемому предмету, но и к информатики.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов помогают реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Конечно, и другие предметники широко используют компьютеры на своих уроках. Учителя русского языка используют компьютерные тесты : которые представлены на обучающих CD и составленные самостоятельно при помощи программы для создания тестов. Уроки историии географии приобретают большую наглядность, и за урочное время охватывается более полный материал для изучения. Используя, CD по химии учитель имеет возможность показать различные опыты, которые не могут быть показаны наглядно на обычном уроке по многим причинам, либо нет реагентов, либо использование этих реагентов в школе запрещено из-за их взрывоопасности.

Заключение

Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить своё творчество. В современном мире без этого уже просто никуда. В компьютерном варианте материал для уроков более интересен и разнообразен. Учитель, умеющий использовать достижения прогресса, в частности компьютер, пользуется у современных детей большим уважением и почтением. Другое дело, что технические возможности школ не всегда позволяют это сделать.(9)

«Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». (6) Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации». (3)

Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

Библиография

  1. Весновская В.В. Формирование информационной компетентности Студенов в Ачинском педагогическом колледже. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с. 94

  2. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов . — 10-е издание, стер. -Москва: Русский язык, 1988. — 632 с.

  3. (4)Мильшина А.М. Использование ресурсов глобальной сети Интернет при подготовке к урокам страноведения. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.21

  4. (8)Ферапонтов Г.А. Социокультурное и кросскультурное образование в школе XXI века. В сборнике материалов межрегиональной Урало-сибирской конференции выпускников программ Американских Советов: School in the XXI century: Skillful Teaching – Successful Learning. Новосибирск, 2003. с. 105

  5. (9)Черных И. Мультимедийные программы как средство формирования навыка аудирования при обучении иностранному языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.151

  6. (10)Яковлева Т.А. Место и значение курса информатики и ИТ в становлении системы открытого школьного образования. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с. 46

  7. Intel. “обучение для будушего”: Учеб.пособие. — 5-е изд.,испр. — Москва: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. — 368с. +CD

Ресурсы удаленного доступа

  1. Галиев И.Х. Использование ИКТ на уроках физики. -Режим доступа: (https://edu.ksu.ru/russian/conference/2pedsovet/pch/issue/id=3764/)

  2. Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?». -Режим доступа: https://www.fsu-expert.ru/node/1863

  3. интерактивные технологии. -Режим доступа: https://www.smartboard.ru

  4. Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики . -Режим доступа: https://www.matica.info/methodical4.html

  5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ . -Режим доступа:https://school43.kubannet.ru/page.php?58

1Тенология [гр. techne мастерство + logos учение] — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов , также сами процессы(технологические процессы), при которых происходиткачественное изменение обрабатываемого объекта [2,509]

2 Информационная технология  — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации. (информационные технологии https://www.technologies.su/)

3Учебный проект-организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе егоможно рассматривать как совместную учебно-позновательную , исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (7,5)

4Метод (от греч. methods —1)способ познания, исследования явлений природыи общественной жизни; 2) прием или система приемов в какой-либо деятельности. [2,303]

19

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Создание базы данных «Генеалогическое древо семьи»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: