Программа духовно — нравственного курса для 5 класса по ФГОС


Логвинова Екатерина Сергеевна



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 Краснооктябрьского района Волгограда

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________ О.В.Науменко «___»_____________ 2013г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №5

_________________ З.А.Кузнецова

«___»______________2013г.

введено в действие приказом №___

от «___»______________2013г.







Программа

образовательной программы внеурочной деятельности



для обучающихся 6-х классов



на 2013-2014 учебный год









Составитель: учитель информатики Логвинова Е.С.







Рассмотрено на заседании

МО учителей ________________________

Протокол №1 от 29.08.2012г.



Волгоград 2013

Программа курса «Духовно–нравственные ценности моей малой


Именно село является основой
нравственных и духовных сил России…
О.В.Марков

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа .
Д.Локк

Чем выше человек по  умственному и
 нравственному развитию, тем он свободнее,
 тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
А.П.Чехов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила задачи образования и воспитания школьников. Ее реализация призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся понимания ценностей демократического общества.

Особую значимость в этой связи приобретает обращение к истории родного края, малой Родины. Изучение краеведения позволяет человеку осознать свою непосредственную причастность к истории, узнать свои «корни», сохранить и развить «связь поколений» своей семьи и родственников. Все это делает жизнь человека более значимой, вкладывает в него дополнительный смысл существования.

Работу по изучению краеведения целесообразно выстраивать по следующим принципам:

— систематичности;

— доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;

— использования межпредметных связей. Обращение к краеведению происходит в ходе изучения различных предметов (географии, литературы, истории, обществознания, биологии, искусствоведения, фольклора, этнографии и др.);

— опоры на социальный опыт учащихся;

— направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности.

Данная программа позволяет более глубоко изучить историю страны, непосредственно отражающуюся в истории родного края, так как в базовом курсе истории эта дисциплина представлена недостаточно полно.



Целью данной программы является изучение истории России, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни наших предков, изучение культуры и традиций прошлого и настоящего нашей страны.





ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА

1. Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение к духовным ценностям, накопленным как народами нашей страны..

2. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданина, ценностно – ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.

3. Формирование у учащихся важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

4. Расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей.

Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.  

Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.  

Становление и формирование личности процесс трудоемкий, выходящий,как правило, за рамки школьного урока.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. На протяжении десятилетий школа была лишена возможности воспитывать учащихся на подлинных духовных ценностях. При этом наиболее уязвимой сферой педагогической деятельности оказалось нравственное воспитание. Сегодня первостепенной задачей нашего общества стала проблема поиска нравственного идеала.

В связи с этим совершенно закономерно и естественно стал усиливаться интерес к нравственным ценностям христианства, к духовным ценностям нашей культуры.

Одним из показателей религиозной православной культуры является строительство церквей. Особое отношение к храму, забота населения о том, чтобы в каждом населенном пункте был свой храм свидетельствует об особом отношении верующих к церкви. Храм в православной крестьянской традиции, способствующий приближению человека к Богу, это не только место совершения основных православных обрядов, но и духовный центр верующего православного населения. Христианские ценности играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании человека.

Данный курс  непосредственно связан с культурой и историей нашей страны. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к истокам становления села, к знакомству с интересными и талантливыми людьми своей малой Родины.  Изучая историко-культурное наследие своего села, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственных истин личности ученика, его культурного багажа, духовного развития человека, показать, что культура села является частичкой культуры России в целом.

Одним из аспектов  программы курса является знакомство с литературно-художественным  богатством своей страны, с основами христианской  нравственности и морали.    Именно это поможет сформировать  у школьников чувство гордости за родной уголок, за ту землю, где  родились и за тех людей, среди которых они живут. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни,  научить его видеть  корни, знать историю своего села, своей страны, показать, что христианство является идеалом нравственности, духовности и совершенства.

Произведения писателей-земляков помогут открыть многие нравственные истины, духовно обогатят, тем самым помогут становлению и формированию личности.

Разнообразие форм подачи материала повышают  эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса.

Программа рассчитана на17 часов (из расчета) час в 2 недели в  течение одного года.

Цель курса – создать условия для:

  • формирования нравственных качеств у учащихся при изучении историко-культурного наследия села.

  • воспитания у школьников любви к родному краю, чувства гордости за свою Родину;

  • привлечения учащихся к активной работе по изучению истории и литературы своего села;

  • сохранения культурно – духовные богатства наших предков;

  • укрепления преемственности поколений;

  • воздействия  культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств  молодежи (на примере своей малой Родины)

  • познакомить с основами христианской нравственности и морали.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Основное содержание

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

1

Введение. Цели и задачи курса.

1 ч


Цели и задачи курса ««Духовно-нравственные ценности моей Родины».




2

Я – гражданин Росии

1 ч


Что такое Родина? Что такое гражданин?



3

12 декабря – День Конституции РФ

1 ч


История Конституции.



4

12 декабря – День Конституции РФ

1 ч


Наши права и обязанности



5

«Символы Родины»

1 ч


Символы России



6

«Москва – столица великой страны»

1 ч


Виртуальное путешествие по Москве – столице России.



7

Город, в котором я живу.


1 ч

Прошлое и настоящее Волгограда.



8

День народного единства

1 ч


День народного единения. История праздника



9

«Герои живут рядом»

1 ч


Герои Великой Отечественной Войны. Сколько Вас осталось на Свете?



10

«Аты–баты, шли солдаты»


1 ч

23 февраля – День защитника Отечества.



10

«Россия в освоении космоса»


1 ч

История космонавтики.



11

День Победы «День Победы – праздник всей страны»


1 ч

9 мая – священный день для России.



12

«Поговорим о воспитанности»

1 ч


Воспитание в семье, в школе, в обществе.



13

Ценности.

Что человек должен ценить

1 ч


Собственные жизненные ценности



14

«Без друзей меня чуть-чуть»

1 ч


Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу.



15

«Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»

1 ч


Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим



16

«Традиции и праздники»

1 ч


Традиции, праздники России



17

Подведение итогов

1 ч


Подведение итогов курса





Содержание программы курса «Духовно-нравственные ценности моей малой Родины»

  1. Введение (1 час)

Цели и задачи курса ««Духовно-нравственные ценности моей Родины». Факторы формирования духовно-нравственных качеств. Историко-культурное наследие  Родины.

  1. Я – гражданин Росии (1 час).

Что такое Родина, Отчизна. С чего начинается Родина. Что значит быть гражданином своей страны.

  1. 12 декабря – День Конституции РФ. (2 час).

История создания Конституции. Структура Конституции.

  1. «Символы Родины» (1 час).

Государственная символика России. Культура родной страны. Герб, флаг, гимн.

  1. «Москва – столица великой страны» (1 час).

Москва – сердце России. История Москвы.

  1. Город, в котором я живу. (1 час).

Царицын. Сталинград. Волгоград.

  1. День народного единства (1 час).

История праздника. Что означает название этого праздника?

Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства? В чем и с кем мы должны объединяться?

  1. «Герои живут рядом» (1 час).

2 февраля 1943 года. Герои Сталинградской битвы.

  1. «Аты–баты, шли солдаты» (1 час).

23 февраля – День Защитника Отечества.

  1. «Россия в освоении космоса» (1 час).

Знакомство с первыми космонавтами СССР. Их вклад в развитие космонавтики России

  1. День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1 час).

Знаменательный день для русского народа – 9 Мая 1945 года.

  1. «Поговорим о воспитанности» (1 час).

Что означает слово «этикет». Что означает слово «воспитанность».

  1. Ценнности. Что должен ценить человек. (1 час).

Формулировка собственных жизненных ценностей. Как эти ценности влияют на жизнь.

  1. «Без друзей меня чуть-чуть» (1 час).

Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу.

  1. «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром» (1 час).

Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим.

  1. «Традиции и праздники» (1 час).

Традиции, праздники России.

  1. Подведение итогов (1 час).



Методическое обеспечение программы

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).

Семинар занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.

Список литературы

Библиография по истории родного края:

Сборники документов:

1. Сталинград: 1942 – 1943. М. Изд-во «Библиотека». 1995.

2. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. Москва. «Олма – пресс». 2002.

3. Сталинградская эпопея. Москва. «Звонница – МГ». 2000.

4. Хрестоматия по истории родного края. Нижнее-Волжское изд-во. Волгоград 1970.

5. Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI – 1917 г.). Волгоградское научное издательство. 2005.



Литература и статьи:

1. Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению. Под редакцией М. А. Горбовой. Волгоград. 2004.

2. Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына – Сталинграда. Волгоград. «Универсал». 1991.

3. ЭОР.



Мультимедиа сборники:

1. «Прогулка по городу, которого нет». Мультимедийный сборник на основе фотографий А. А. Лапинского. МОУ ДЮЦ Волгограда. Историко-краеведческий отдел.

2. Сталинградская битва. Мультмедийный сборник. ГИЦ Администрации г.

Волгограда.

3. Проектная технология в преподавании истории. Академия повышения

и переподготовки работников образования МО РФ. Шевченко Н. И.,

Сологуб В. А.









Свежие документы:  Контрольная работа на тему «Управление и кибернетика»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: