Программа элективного курса по информатике



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ново-Кырлайская средняя общеобразовательная школа»

Арского района Республики Татарстан











Программа элективного курса по информатике “ Программируем на Паскале ”





подготовил учитель информатики

Ганеев Ильнар Тауерисович







2011

Пояснительная записка


Элективный курс «Программируем на Паскале» для учащихся 11-х классов рассчитан на 17 часов.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Целями данного курса является развитие алгоритмического мышления учащихся, обучение структурному программированию, освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на Паскале, углубление знаний, формирование интереса к профессиям, связанным с программированием.

Элективный курс включает такие важные разделы как «Управляющие структуры», «Массивы», «Символы и строки», рассмотрены все виды подпрограмм, «Процедуры и функции для работы в графическом режиме».

Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.



Цели и задачи курса

  • Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

  • Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Формирование алгоритмической культуры учащихся.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Обучение школьников структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых являются модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

  • Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в ее структурном варианте.

  • Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

  • Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.






Программа курса

  • Среда программирования Turbo Pascal 7.0. (1ч.)

  • Управляющие структуры. (4 ч.)

  • Массивы. (3 ч.)

  • Символы и строки. (2 ч.)

  • Подпрограммы. (2 ч.)

  • Файлы. (2 ч.)

  • Процедуры и функции для работы в графическом режиме (2 ч.)

  • Итоговое повторение курса. (1 ч.)



Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимому для успешного изучения элективного курса

Учащиеся должны знать:

  • Базовые алгоритмические структуры.

  • Запись алгоритма в виде блок-схем.


Организация учебного процесса

В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к форме обучения в высших учебных заведениях.

Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочной форме, когда учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют практические работы;

  • внеурочной форме, когда учащиеся после занятий самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума.

Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.







Учебно-тематический план элективного курса

Название темы

Тип

урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата

проведения

План

Факт

1

Начальная настройка среды программирования.

КУ

1

Консультация

Опрос

Знать: начальные настройки



2

Выбор. Инструкция IF.

Выбор. Инструкция CASE.

КУ


1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: инструкции IF, CASE.



3

Циклы. Инструкция FOR.

Циклы. Инструкция WHILE.

КУ

1

Консультация Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: циклы и инструкции FOR, WHILE.



4-5

Решение задач с использованием циклов.

КУ

УОСЗ

2

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Уметь: решать задачи



6

Объявление массива.

Ввод и вывод массива.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: о массивах, вывод и ввод



7

Сортировка методом прямого выбора.

Сортировка методом прямого обмена.

КУ

1

Комбинированный урок

Практическая работа на компьютере

Знать: сортировку методом прямого выбора и методом прямого обмена.



8

Поиск в массиве элементов, удовлетворяющих заданному условию.

Поиск минимального (максимального) элемента массива.

КУ


1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Уметь: искать элементов в массиве



9

Символьная информация. Переменные типа CHAR.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: символьную информацию



10

Переменные типа STRING.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: переменных типов



11

Встроенные арифметические и тригонометрические функции.

Процедуры.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: функции и процедуры



12

Составление программ с использованием подпрограмм.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Уметь: составить программы с использованием подпрограмм.



13

Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода. Стандартные текстовые файлы.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: переменные файлового типа.




14

Решение задач.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Уметь: решать задачи



15

Модуль GRAPH. Основные процедуры группы настройки режимов.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: модуль GRAPH, основные процедуры



16

Процедуры, используемые для построения фигур.

КУ

1

Лекция

Практикум

Практическая работа на компьютере

Знать: процедуры, используемые для построения фигур.



17

Контрольный практикум по решению задач

КР

1

Контрольный практикум

Задания

Уметь: применять полученные знания и навыки

































Состав учебно-методического комплекта

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на Паскале» включает следующие учебные пособия:

1. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ — Санкт-Петербург, 1998.

2. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

3. Турбо-Паскаль в примерах : Кн. Для учащихся 10-11 кл./ А.Б. Николаев, Л. А. Акатнова, С. В. Алексахин и др. – М. : Просвещение, 2002.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: