Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ново-Кырлайская средняя общеобразовательная школа»
Арского района Республики Татарстан
Программа элективного курса по информатике “ Программируем на Паскале ”
подготовил учитель информатики
Ганеев Ильнар Тауерисович
2011
Пояснительная записка
Элективный курс «Программируем на Паскале» для учащихся 11-х классов рассчитан на 17 часов.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Целями данного курса является развитие алгоритмического мышления учащихся, обучение структурному программированию, освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на Паскале, углубление знаний, формирование интереса к профессиям, связанным с программированием.
Элективный курс включает такие важные разделы как «Управляющие структуры», «Массивы», «Символы и строки», рассмотрены все виды подпрограмм, «Процедуры и функции для работы в графическом режиме».
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Цели и задачи курса
Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Формирование алгоритмической культуры учащихся.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Обучение школьников структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых являются модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в ее структурном варианте.
Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.
Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Программа курса
Среда программирования Turbo Pascal 7.0. (1ч.)
Управляющие структуры. (4 ч.)
Массивы. (3 ч.)
Символы и строки. (2 ч.)
Подпрограммы. (2 ч.)
Файлы. (2 ч.)
Процедуры и функции для работы в графическом режиме (2 ч.)
Итоговое повторение курса. (1 ч.)
Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимому для успешного изучения элективного курса
Учащиеся должны знать:
Базовые алгоритмические структуры.
Запись алгоритма в виде блок-схем.
Организация учебного процесса
В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к форме обучения в высших учебных заведениях.
Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочной форме, когда учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся защищают практикумы по решению задач, выполняют практические работы;
внеурочной форме, когда учащиеся после занятий самостоятельно выполняют задания компьютерного практикума.
Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
Учебно-тематический план элективного курса
Название темы | Тип урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||||
1 | Начальная настройка среды программирования. | КУ | 1 | Консультация | Опрос | Знать: начальные настройки |
|
|
2 | Выбор. Инструкция IF. Выбор. Инструкция CASE. | КУ
| 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: инструкции IF, CASE. |
|
|
3 | Циклы. Инструкция FOR. Циклы. Инструкция WHILE. | КУ | 1 | Консультация Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: циклы и инструкции FOR, WHILE. |
|
|
4-5 | Решение задач с использованием циклов. | КУ УОСЗ | 2 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Уметь: решать задачи |
|
|
6 | Объявление массива. Ввод и вывод массива. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: о массивах, вывод и ввод |
|
|
7 | Сортировка методом прямого выбора. Сортировка методом прямого обмена. | КУ | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа на компьютере | Знать: сортировку методом прямого выбора и методом прямого обмена. |
|
|
8 | Поиск в массиве элементов, удовлетворяющих заданному условию. Поиск минимального (максимального) элемента массива. | КУ
| 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Уметь: искать элементов в массиве |
|
|
9 | Символьная информация. Переменные типа CHAR. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: символьную информацию |
|
|
10 | Переменные типа STRING. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: переменных типов |
|
|
11 | Встроенные арифметические и тригонометрические функции. Процедуры. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: функции и процедуры |
|
|
12 | Составление программ с использованием подпрограмм. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Уметь: составить программы с использованием подпрограмм. |
|
|
13 | Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода. Стандартные текстовые файлы. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: переменные файлового типа.
|
|
|
14 | Решение задач. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Уметь: решать задачи |
|
|
15 | Модуль GRAPH. Основные процедуры группы настройки режимов. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: модуль GRAPH, основные процедуры |
|
|
16 | Процедуры, используемые для построения фигур. | КУ | 1 | Лекция Практикум | Практическая работа на компьютере | Знать: процедуры, используемые для построения фигур. |
|
|
17 | Контрольный практикум по решению задач | КР | 1 | Контрольный практикум | Задания | Уметь: применять полученные знания и навыки |
|
|
Состав учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на Паскале» включает следующие учебные пособия:
1. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ — Санкт-Петербург, 1998.
2. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
3. Турбо-Паскаль в примерах : Кн. Для учащихся 10-11 кл./ А.Б. Николаев, Л. А. Акатнова, С. В. Алексахин и др. – М. : Просвещение, 2002.