Программа внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми «Инфознайка» для 5 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Занятия кружка «Инфознайка» проводятся для учащихся пятых классов по 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Основная цель – подготовка учащихся пятых классов к олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач:

— развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

— решение нестандартных логических задач;

— раскрытие творческих способностей ребенка;

— создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

— увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

— повышение интереса учащихся к предмету информатика.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса по информатике «Инфознайка», дистанционных олимпиад Инфоурок, всероссийской интернет-олимпиады «КИТ», общероссийской олимпиады «Олимпус» и др.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 5-7 классов (автор Л.Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011)

Особенность данной рабочей программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В связи с тем, что данная программа ориентирована на углубленную модель организации образовательного процесса, в ней в полной мере задействован весь имеющийся в учебнике материал для дополнительного чтения (глава «Материал для любознательных»), выполнены все задания компьютерного практикума и решены все задачи в рабочей тетради. Этот вариант предполагает расширенное изучение материала за счет увеличенного в 2 раза количества учебных часов. Достаточно серьезное внимание уделяется выполнению проектных работ и других аналогичных видов работ, работа с сервисами платформы Google. 25 часов программы отводится на разбор олимпиадных заданий прошлых лет.

Задачей уроков информатики является формирование у обучающихся информационной компетентности – одной из основных в современном общем образовании, которая носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе; преобразование информационных объектов с помощью средств информационных технологий; этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде. Это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека и осознания его как составной части мироздания.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые образовательные стандарты.

Системно-деятельностный подход при организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применение (с учетом использования инструментов cреды Web 2.0 и ИТ-средств) следующих образовательных технологий: интернет-технологий, диалогового обучения, технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, технологию критического мышления, игровых технологий, ресурсосозидающих технологий, проектных технологий, рефлексивных технологий.


Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, игровая, самостоятельная, практикумы.

Нормативные документы, регулирующие условия организации современного образовательного процесса

Условия использования ИКТ-технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. В новых СанПиН 2.4.2.2821-10 (введенных с 01.09.2011) измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Свежие документы:  Тест "Состав и работа компьютерной системы" 10 класс

Сняты жесткие ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Правильным считается такой урок, на котором равномерно чередуются различные виды и формы работы.

При организации занятий со школьниками 5 классов по информатике и ИКТ используются различные методы и средства обучения с тем, чтобы, с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 5 классе 20 минут. При использовании интерактивной доски необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.







Учебно-тематический план

учебного курса «» для 5 класса

на 2013 – 2014 учебный год


п/п



Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

лабораторно-практические работы

контрольные работы

Информационные процессы

30 часов

4

1

1.1.

Компьютер для начинающих

10 часов

4

1

1.2.

Информация вокруг нас

20 часов

7

1

Информационные технологии

13 часов

11

2

Разбор олимпиадных заданий (в течении года)

25 часов

5

4


Итого:

68 часов

28

9


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ: Информационные процессы (30 часов)

1. Модуль «Компьютер для начинающих (Теоретическая информатика)» (10 часов)

Цель изучения модуля: дать представление о предмете изучения, объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования, познакомить учащихся с методом координат, дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации.

Основные понятия модуля: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык.

Темы для изучения:

Информация. Информатика. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Устройства для ввода и вывода информации. Роль клавиатуры – важнейшего устройства ввода текстовой информации. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл.

Рабочий стол. Управление мышью. Рабочий стол. Значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы). Ярлык. Кнопка. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание). Управление компьютером с помощью мыши.

Главное меню. Запуск программ. Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Проверочная работа. Управлением компьютером с помощью меню. Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления (поле ввода, список, раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой»

Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь»

Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы»

Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню»

Клавиатурные тренажеры


Ученик научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • понимать, что такое файл;

  • понимать, что такое меню и вложенное меню;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Ученик получит возможность научиться:

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • работать с различными видами меню;

  • создавать, и сохранять файлы в различных программах.


2. Модуль «Информация вокруг нас (Средства информатизации)» (20 часов)

Цель изучения модуля: познакомить учащихся с устройством компьютера, сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер.

Основные понятия модуля: компьютер, процессор, носители информации, устройства ввода информации, устройства, вывода информации, файл, меню, окно, операционная система.

Темы для изучения:

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества.

Носители информации. Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Источник информации. Информационный канал. Приемник информации. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

Кодирование информации. Условный знак. Код. Кодирование. Кодирование информации. Язык жестов. Кодирование как изменение формы представления информации. Формы представления информации. Метод координат.

Формы представления информации. Метод координат. Код. Кодирование. Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Компьютерный практикум:

Практическая работа № 5 «Выполнение вычисления с помощью приложения Калькулятор»

Практическая работа № 6 «Ввод текста»

Практическая работа № 7 «Редактирование текста»

Практическая работа № 8 «Форматирование текста»

Клавиатурные тренажеры

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал


Ученик научится:

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • иметь представление о различных формах представления информации;

  • иметь представление о систематизации информации;

  • получать новую информацию путём рассуждений и преобразований имеющейся информации;

  • иметь представление о плане действий.


Ученик получит возможность научиться:

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • работать с различными носителями информации;

  • менять форму представления информации при необходимости и самостоятельно решать, какая форма в каждом конкретном случае наиболее приемлема;

  • систематизировать информацию;

  • решать логические задачи;

  • составлять план действий для решения конкретных задач.


(*Курсивом выделены темы уроков из главы «Материал для любознательных»)


РАЗДЕЛ: Информационные технологии (13 часов)

3. Модуль «Информационные технологии» (13 часов)

Цель изучения модуля: дать учащимся представление о процессе обработки информации, как текстовой, числовой и графической, акцентировать внимание на поиске информации как разновидности обработки информации, дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений.

Основные понятия модуля: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.

Темы для изучения:

Текст. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор (ТР) и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.

Обработка информации. Информация. Обработка информации. Информационная задача. Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовый редактор. Документ. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена. Удаление.

Редактирования текста. Работа с фрагментами. Фрагмент. Буфер.

Поиск информации. Редактирование. Поиск. Замена. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Информация. Обработка информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.


Компьютерный практикум

Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»

Практическая работа № 6 «Вводим текст»

Практическая работа № 7 «Редактируем текст»

Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста»

Практическая работа № 9 «Форматируем текст»

Клавиатурные тренажеры


Компьютерная графика. Графические редакторы (ГР). Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений.

Компьютерная графика. Компьютерная графика. Графический редактор.

Инструменты графического редактора. Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование информации. Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Обработка графической информации. Обработка информации (систематизация, поиск, кодирование). Текстовый процессор. Документ. Графический редактор. Сканер. Графический планшет.

Обработка текстовой и графической информации. Текстовый процессор. Графический редактор. Текстовый документ. Рисунок. Комбинированный документ.

Преобразование информации по заданным правилам. Входная информация. Выходная информация. Правило преобразования (обработки) информации.

Преобразование информации путем рассуждения. Входная информация. Выходная информация. Логические рассуждения.

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». Информационная задача. Входные данные. Выходные данные. План действий.

Создание движущихся изображений. Сюжет. Сценарий.

Создание движущихся изображений в программе PowerPoint. Анимация. Настройка анимации.

Повторение изученного материала в течение года.


Компьютерный практикум:

Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Клавиатурные тренажеры


Ученик научится:

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;



Ученик получит возможность научиться:

  • набирать, редактировать, форматировать и сохранять тексты в текстовом редакторе;

  • создавать, редактировать и сохранять простейшие рисунки в графическом редакторе;

  • проводить вычисления с помощью программы Калькулятор и использовать эти знания для выполнения заданий по другим предметам и в быту.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентностей).


Предметные результаты освоения учениками 5 класса программы по информатике и ИКТ:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
























Список рекомендованной учебно-методической литературы

  1. Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класс. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  2. Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класс. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  3. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. 2-е издание. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  4. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие.– М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  5. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская. Занимательные задачи по информатике. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

электронного сопровождения УМК:

  1. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://goo.gl/SLdtZ)

  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/)

  3. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(https://goo.gl/D7rrz)

cервисов Google

  1. Блог «Информатика – особенный предмет» (https://goo.gl/TVXPO)

  2. Образовательная среда Web 2.0 (Google документы, таблицы, карты, игровые сервисы)





Согласовано

на заседании МО

протокол от _______20____г. №____

Руководитель МО

____________ Логоша И. В.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________ 20 г.

_____________ Вецкова Н. В.


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса на тему "Отношения между объектами"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: