Рабочая программа по информатике 3-4 класс ФГОС (УМК Семенов, Рудченко) 2014 — 2015 учебный год


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –

Казанская средняя общеобразовательная школа

Баганского района Новосибирской области


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ- Казанской СОШ

_____________ Азарова М.В.


«____»____________20__ г.


«Утверждено»

Директор МКОУ- Казанской СОШ

__________Наконечная О.В.


«___»_____________20__ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Зейбель

Павла Васильевича


по учебному курсу «Информатика и ИКТ»

3-4 класс

первая ступень общего образования.

УМК СЕМЕНОВА



2014 — 2015 учебный год







Целевой раздел

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.









Общая характеристика учебного предмета

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).

  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).

  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся (см. раздел «Тематическое планирование»). Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Описание места курса в учебном плане

В соответствии с новым базисным учебным планом начального образования курс информатики входит в предметную область «Математика и информатика». Поэтому учебные часы для данного курса (полностью или частично) должны быть выделены из этой предметной области. Однако в силу интегративного, межпредметного характера курса, отделить данный курс от других предметных курсов начальной школы можно лишь условно. Так коммуникативная и языковая компетентности (входящие в понятие ИКТ-компетентности и формируемые в рамках курса), входят в содержание предметных областей «Русский язык», «Литература». А компьютерная грамотность входит в содержание предметной области «Технология». Таким образом, часы на данный курс могут выделяться и из предметных областей: «Русский язык» и «Технология», а также из других областей: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература». Начиная со второго класса, часы на данный курс могут выделяться из части базисного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В силу межпредметного характера курса информатики для начальной школы каждое образовательное учреждение при формировании собственной программы начального образования на основе государственной, имеет значительную свободу при выделении количества учебных часов на данный курс и решении вопроса о том, с какого класса дети будут изучать информатику. При изучении информатики с 1 или 2 класса достаточно выделить на курс 1 час в неделю. При изучении информатики с 3 класса можно выделить на курс от 1 до 2 часов в неделю.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметныхрезьультатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.

  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.





Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении —личностного развития:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

В метапредметном направлении:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  2. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

В предметном направлении:

(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):

  1. владение базовым понятийным аппаратом:

    • знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

    • знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;

    • знакомство с одномерной и двумерной таблицей;

    • формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;

    • знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

    • знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;

    • знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;

    • знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

  2. овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

  • проведение полного перебора объектов;

  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

  • использование имён для указания нужных объектов;

  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;

  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

  • построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;

  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

*ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;

  • запись аудио-визуальной информации об объекте;

  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

  • заполнение учебной базы данных;

  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).








Учебно-тематический план по информатике а 2014-2015уч.год.


п/п

Разделы и темы

Количество часов


Часть 1 учебника: «Информатика 3″

34


Часть 2 учебника: «Информатика 3-4″

24


Часть 3 учебника: «Информатика 4″

10



пп контрольной работы

Учебная четверть

Тема контрольной работы

Контрольная работа 1.

2


Контрольная работа 2.

2


Контрольная работа 3.

2


Контрольная работа 4.

3


Контрольная работа 5.

4






пп практической работы

Учебная четверть

Тема Проекта

1

1

Компьютерный проект «Мое имя»

2

2

Проект «Разделяй и властвуй».

3

3

Проект «Буквы и знаки в русском тексте».

4

3

Проект «Одинаковые мешки».

5

3

Проект «Лексикографический порядок»

6

3

Проект «Сортировка слиянием».

7

3

Проект «Турниры и соревнования», часть 2.


Содержание курса для 3класса

Вопросы и требования, относящиеся только к компьютерным вариантам изучения курса, помечены значком (*); знаком (**) помечены вопросы и требования, относящиеся только к расширенному ИКТ-варианту изучения курса («Информатика 3–4″).


1. Правила игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.

Учащиеся должны знать:

знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;

*знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;

иметь представление об условии задачи как системе ограничений;

иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.


Учащиеся должны уметь:

правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;

*соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;

*при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);

*при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).


2. Базисные объекты и их свойства

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, по-разному определяемое на разных видах объектов: фигурках, буквах и цифрах, бусинах). Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Совокупность объектов, в которой все объекты разные (нет двух одинаковых). *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне.


Учащиеся должны знать:

иметь представление о свойствах базисных объектов;


Учащиеся должны уметь:

искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;

строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)

правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);

*выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;

проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).


Учащиеся имеют возможность научиться:

проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).


3. Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.


Учащиеся должны знать:

иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;

знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;

иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;

иметь представление об индуктивном построении цепочки;

иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).


Учащиеся должны уметь:

строить и достраивать цепочку по системе условий;

проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).

выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;

оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.

оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

строить цепочки по индуктивному описанию;

строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;

шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;



Учащиеся имеют возможность научиться:

проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).


4. Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).


Учащиеся должны знать:

иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;

знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;

иметь представление о мешке бусин цепочки;

иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.


Учащиеся должны уметь:

организовывать полный перебор объектов (мешка);

оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

строить и достраивать мешок по системе условий;

проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).

выделять из набора одинаковые и разные мешки;

использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;

сортировать объекты по одному и двум признакам;

строить мешок бусин цепочки;


Учащиеся имеют возможность научиться:

проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);

выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.


В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:

  • иметь представления об общих правилах игры: правилах работы с учебником, проектом и т.д.;

  • иметь представление об условиях задачи как системе ограничений, уметь последовательно выполнять указания инструкций;

  • иметь представления о базисных объектах курса (бусины, буквы и пр.) и их основных свойствах (одинаковость, форма, цвет бусин и пр.);

  • иметь представление об основных структурах курса: цепочках (конечных последовательностях) и мешках (мультимножествах) и их свойствах;

  • уметь использовать и строить цепочки и мешки;

  • оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;

  • иметь представление о началах классификации, уметь использовать и строить одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку;

  • иметь представление о началах типологии: выделение областей картинки, подсчитывание количества областей картинки;

  • иметь представление об логических значениях утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность;

  • иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном) порядке; уметь найти нужное слово в словаре;

  • участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.



Содержание курса для 4класса


5. Логические значения утверждений

Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.


Учащиеся должны знать и понимать:

понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.

Учащиеся должны уметь:

определять значения истинности утверждений для данного объекта;

выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);

анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.


Учащиеся имеют возможность:

получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.


6. Язык

Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.


Учащиеся должны знать и понимать:

знать русские и латинские буквы и их русские названия;

уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;

иметь представление о слове как о цепочке букв;

иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;

иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);

понимать правила лексикографического (словарного) порядка;

иметь представление о толковании слова;

иметь представление о лингвистических задачах.

*иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.


Учащиеся должны уметь:

правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;

использовать имена для различных объектов;

сортировать слова в словарном порядке;

сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

*вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.


Учащиеся имеют возможность научиться:

решать простые лингвистические задачи.


7. Алгоритмы. Исполнитель Робик

Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.


Учащиеся должны знать и понимать:

знать команды Робика и понимать систему его ограничений;

иметь представление о конструкции повторения;

иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;

иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.


Учащиеся должны уметь:

планировать последовательность действий,

выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;

последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).

выполнять простейшие линейные программы для Робика;

строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;

выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;

строить цепочку выполнения программы Робиком;

строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.


Учащиеся имеют возможность научиться:

восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.


8. Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.


Учащиеся должны знать и понимать:

иметь представление о дереве;

понимать отличия дерева от цепочки и мешка;

иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;

знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.


Учащиеся должны уметь:

оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;

строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;

строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;


Учащиеся имеют возможность научиться:

строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).


9. Игры с полной информацией

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.


Учащиеся должны знать и понимать:

иметь представление об играх с полной информацией;

знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);

понимать и составлять описания правил игры;

понимать правила построения дерева игры;

знать определение выигрышной и проигрышной позиции;

иметь представление о выигрышной стратегии.


Учащиеся должны уметь:

оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;

строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);

играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);

проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;

строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;

описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.


10. Математическое представление информации

Таблицы, схемы, диаграммы. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграммы.


Учащиеся должны знать и понимать:

иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;

иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .


Учащиеся должны уметь:

устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;

читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;

читать столбчатые диаграммы;

достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;

отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.



Учащиеся имеют возможность научиться:

представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;

интерпретировать полученную информацию.


11. Решение практических задач

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбцовых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»). Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы учащихся с использованием алгоритма сортировки слиянием (проект «Сортировка слиянием»). Поиск двух одинаковых объектов в большом массиве похожих объектов силами группы учащихся путем классификации и с использованием разбиения задачи на подзадачи (проект «Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй»). Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков и объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»). Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Знакомство с русским текстом»). Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический (словарный) порядок»). Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя (проект «Турниры и соревнования»). Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).


Учащиеся должны знать и понимать:

иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);

иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;

иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;

иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;

иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;

иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;

иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;


Учащиеся должны уметь:

подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;

искать слово в словаре любого объема;

оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;

упорядочивать массив методом сортировки слиянием;

использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;

использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;

заполнять таблицу кругового турнира;

строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.


Учащиеся имеют возможность научиться:

строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;

планировать и проводить сбор данных,

строить дерево кубкового турнира для любого числа участников

строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.


12. ИКТ-компетентность. Решение практических задач

*Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя», специальная среда).

*Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка», специальная среда).

*Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастическое животное», специальная среда).

**Изготовление открытки с использованием набора готовых изображений и графического редактора (проект «Новогодняя открытка»,).

**Оформление и распечатка собственного текста с помощью текстового редактора (проект «Мой рецепт», Перволого или текстовый редактор).

**Изготовление и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой друг/Мой любимец», презентационная программа).

**Наблюдение, измерение различных числовых величин, оформление результатов наблюдения в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой», специальная среда).


Учащиеся должны уметь:

**сканировать изображения;

**описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;

**создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;

**готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;

**создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;

*заполнять учебные базы данных;



Выпускник получит возможность научиться:

*искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

13. ИКТ-компетентность. Клавиатурный ввод


*Выполнение на клавиатурном тренажере серии заданий по освоению слепого десятипацевого метода печати.


Учащиеся должны уметь:

*владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.


В результате изучения предмета «Информатика» в 4 классе учащиеся должны:


  • иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);

  • иметь представление об алгоритме сортировки;

  • иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;

  • иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;

  • иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;

  • уметь последовательно выполнять указания инструкций;

  • иметь понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры.уметь использовать и строить цепочки и мешки;

  • оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;

  • научиться сканировать изображения;

  • искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

  • читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;

  • читать столбчатые диаграммы;

  • достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;

  • иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах

  • иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;





Календарно-тематическое планирование


Срок проведения

п/п / № в теме

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся




личностные

метапредметные

предметные



Раздел 1. (34 ч )

1 неделя

1

Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.рисование

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Обязательные задачи: 1, 3, 4.

Необязательные задачи: 2, 5.

2 неделя

2

Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.рисование

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Обязательные задачи: 1, 3, 4.

Необязательные задачи: 2, 5.

3 неделя

3

Проект «Мое имя».



развитие мотивов учебной деятельности

Изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж).

Работать в компьютерной адаптированной среде:


4 неделя

4

Области.

Работать по правилам игры.

Овладение логическими действиями сравнения

Выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом.

Обязательные задачи: 6 — 8.

Необязательные задачи: 9 — 11

5-6неделя

5-6

Одинаковые (такая же). Разные.


Одинаковые (такая же). Разные

Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигур

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.

Обязательные задачи: 12 — 14, 16 — 19.

Необязательные задачи: 15, 2 0- 26.

7 неделя

7

Бусины.

Одинаковые бусины. Разные бусины

сравнение и классификация бусин по форме и цвету.

Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий

Обязательные задачи: 27, 29, 34, 35.

Необязательные задачи: 28, 30 — 33, 36 — 38.

8 неделя

8

Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно.

Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.


Овладение сведениями о особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно»

Обязательные задачи: 39, 41, 42.

Необязательные задачи: 40, 43, 44 — 46.

9 неделя

9

Все, каждый.

Буквы и цифры.

Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов).

Использование знаково-символических средств представления информации для создания объектов и процессов

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах.

Обязательные задачи: 48, 49, 52.

Необязательные задачи: 47, 50, 51, 53 — 56.

10 неделя

10

Цепочка

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек

Использование знаково-символических средств представления информации


для создания моделей изучаемых объектов

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Обязательные задачи: 59, 60.


Необязательные задачи: 57, 58, 61, 62.

11 неделя

11

Сколько всего областей.

Знакомиться с важнейшими


информационными понятиями

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами;

Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.

Обязательные задачи: 63, 65.

Необязательные задачи: 64, 66, 67.

12 неделя

12

Истинные и ложные утверждения.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символически и телесные модели в виде цепочек

Освоение способов решения проблем

творческого и поисковогохарактера

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах.

Обязательные задачи: 68 — 70.

Необязательные задачи: 71 — 76.

13 неделя

13

Есть – нет.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах.

Обязательные задачи: 77-79.

Необязательные задачи: 80-83.

14 неделя

14

Одинаковые цепочки. Разные цепочки.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек

Использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах.

Обязательные задачи: 84 — 86.

Необязательные задачи: 87, 88.

15 неделя


15



Бусины в цепочке.



Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах.


Обязательные задачи: 89, 91.


Необязательные задачи: 90, 92.

16 неделя

16

Проект «Разделяй и властвуй».

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.


Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность.

Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам.


17 неделя

17

Контрольная работа №1

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение


18 неделя

18

Выравнивание, решение дополнитльных задач.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение

Задачи: 93 — 97.

19 неделя

19

Проект «Записная книжка».

Представлять информацию, обмениваться ей при помощи компьютерного ресурса.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач

Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса.


20 неделя

20

Алфавитная цепочка. Слово.

Анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв,

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач

Осваивать знаковую систему языка –

упорядочивать русские буквы по алфавиту.

Обязательные задачи: 100, 101, 104, 106, 108.

Необязательные задачи:102, 103, 105, 107.

21 неделя

21

Раньше – позже.

Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия «раньше/позже»,.

Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие имена и понятия «раньше/позже»,

Обязательные задачи: 109, 115, 117.

Необязательные задачи: 110 — 114, 116, 118.

22 неделя

22

Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет.

Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие имена и понятия , в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений.

Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Именовать объекты, использовать имена для указания объектов.

Обязательные задачи: 119, 121, 122, 123.

Необязательные задачи: 120, 124, 125 — 127

2 3 неделя

23

Проект «Буквы и знаки в русском тексте».

Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре слово,

Использование различных способов поиска

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму.

Обязательные задачи (из тетради проектов): 1 и 9.

24 неделя

24

Словарь.

Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв с использованием формального алгоритма.

Обязательные задачи: 129 — 133, 137, 139.

Необязательные задачи: 134, 135,

25-26 неделя

25-26

Бусины в цепочке.

Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие понятия частичного порядка,

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек.

Обязательные задачи: 142 — 144, 146, 150.

Необязательные задачи: 145, 147 — 149, 151.

27 неделя

27

Мешок.

Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах.

Обязательные задачи: 152-155.

Необязательные задачи: 156, 157, 166 — 168.

28 неделя

28

Одинаковые и разные мешки.

Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов

Обязательные задачи: 158-160.

Необязательные задачи: 161-165, 169.

29-30 неделя

29-30

Мешок бусин цепочки.

Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач

Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице. Работать в компьютерной адаптированной среде:

Обязательные задачи: 170, 172, 173, 175 — 177, 182.

Необязательные задачи: 171, 174, 178 — 181, 183.

31 неделя

31

Таблица для мешка (одномерная).

Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок

Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач

Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.

Работать в компьютерной адаптированной среде:

Обязательные задачи: 184, 185, 186.

Необязательные задачи: 187 — 191.

32 неделя

32

Повторение

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение

Задачи: 192-212.

33 неделя

33

Контрольная работа 3.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение


34 неделя

34

Выравнивание, решение необязатеь-ных задач.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение

Задачи: 213 — 225.











2 год обучения Часть 2 учебника: «Информатика 3-4″

Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по информатике на 4 класс


Срок проведения

п/п / № в теме

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся




личностные

метапредметные

предметные



Раздел 2. (24ч )

1 неделя

1

Длина цепочки.



Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек.

Обязательные задачи: 1 — 3. Необязатльные задачи 4-6.

2 неделя

2

Цепочка цепочек.

Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию.

Формирование умения планировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Определять истинность утверждений о цепочке цепочек.

Обязательные задачи: 7 — 9.

Необязательные задачи: 10 — 13.

3 неделя

3

Таблица для мешка (по двум признакам)

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей

. Строить мешок по его двумерной таблице.


Обязательные задачи: 14, 15.

Необязательные задачи: 16 — 18.

4неделя

4

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию

Овладение логическими действиями сравнения, анализа,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф.

Обязательные задачи: 19, 20, 25.

Необязательные задачи: 21 — 24, 26.

5 неделя

5

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.

Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию


Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений,

. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях.

Обязательные задачи: 27 — 29, 33.

Необязательные задачи: 30 — 32.

6 неделя

6

Проект «Одинаковые мешки»

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков,


7-8 неделя

7-8

Уровень вершины дерева.

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева.

Обязательные задачи: 34 — 37, 39, 41.

Необязательные задачи: 38, 40, 42 — 45.

9-10 неделя

9-10

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.


Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.

Обязательные задачи: 46 — 50, 52, 55.

Необязательные задачи: 51, 53, 54, 56 — 64.

11-12 неделя

11-12

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами;

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой».

Обязательные задачи: 65 — 68, 70, 72, 73.

Необязательные задачи: 69, 71, 74-77

13-14неделя

13-14

Склеивание цепочек.

Строить свою позицию по индуктивному описанию

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.

Обязательные задачи: 78 — 80, 84 — 86, 88.

Необязательные задачи: 81 — 83, 87, 89.

15 неделя

15

Контрольная работа 3.




Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение


16 неделя


16

Путь дерева.

Строить знаково-символические модели реальных объектов

Использование знаково-символических средств представления информации для создания объектов и процессов


Знакомиться с важнейшими

информационными понятиями (дерево).

Обязательные задачи: 103 — 105.

Необязательные задачи: 106 — 115.

17-18 неделя


17-18

Все пути дерева.

Представлять информацию о степени родства, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства.

Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и построения рассуждений,

Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей.

Обязательные задачи: 116 — 119, 123, 124, 126.

Необязательные задачи: 120 — 122, 125, 127 — 131.

19-20 неделя


19-20

Робик. Конструкция повторения.




Выполнять программы для Робика, Строить программы для Робика

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе

Обязательные задачи: 139 — 141, 144, 145, 149, 151,

Необязательные задачи: 142, 143, 146 — 148, 153.

21 неделя

21

Проект «Лексикографический порядок».

Искать и анализировать информацию, частные случаи словарного порядка, встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами

Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с технологиями учебного предмета

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф.


22-23 неделя

22-23

Склеивание мешков цепочек.

Строить знаково-символические модели информационных процессов

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу.

Обязательные задачи: 155 — 157, 160, 164, 167, 177, 179, 180.

Необязательные задачи: 158, 159, 161 — 163, 165, 166, 168 — 176, 178, 181 — 183.

24 неделя

24

Контрольная

работа 4.





Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение


Раздел 3. (10ч ) Часть 3 учебника: «Информатика 4″

25 неделя

25

Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.

Круговой турнир. Крестики-нолики.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева,

Обязательные задачи: 1, 2.



Необязатльные задач 3 — 5.

26 неделя

26

Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.

Играть в игры с полной информацией.представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки

Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок,

Обязательные задачи: 6, 7.

Необязательные задачи: 8 — 10.

27 неделя

27

Игра камешки.

Играть в игры с полной информацией.представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки

Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок,

Обязательные задачи: 11 — 13.

Необязательные задачи: 14 — 20, 22 — 24.

28 неделя

28

Игра ползунок.

Игра сим.

Играть в игры с полной информацией.представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки

Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок,

Обязательные задачи: 25, 26, 34, 35.

Необязательные задачи: 27 — 33, 36 — 39

29 неделя

29

Выигрышная стратегия. Выигрыш-

ные и проигрыш-ные позиции.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные;.

Обязательные задачи: 40, 41, 45, 49 — 51.

Необязательные задачи: 42 — 44, 52 — 62.

30 неделя

30

Дерево игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные;.

Обязательные задачи: 63, 64, 68.

Необязательные задачи: 65 — 67, 69.

31 неделя

31

Дерево вычислений.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда,

Овладение логическими действиями построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Строить выигрышную стратегию по дереву игры.


Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Обязательные задачи: 92, 94, 99.

Необязательные задачи: 93, 95 — 97, 100 — 104.

32 неделя

32

Робик. Цепочка выполнения программы.

Дерево выполнения программ.

Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.


Обязательные задачи: 105, 106, 117.

Необязательные задачи: 107 — 116, 118 — 126.

33 неделя

33

Дерево всех вариантов.

Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

Говность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.


Обязательные задачи: 127, 128, 129.

Необязательные задачи: 130 — 140.

34 неделя

34

Контрольная работа 5.




Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения курса – компьютерного или бескомпьютерного. При бескомпьютерном варианте изучения курса достаточно выполнения следующих требований:

  • Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов;

  • Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.

  • Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.

Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.

При выборе компьютерного варианта изучения курса, кроме перечисленных выше должны выполняться следующие требования:

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.

  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.

  • На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.

  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном порядке оборудовано компьютером под управлением ОС Windows 2000 или выше, или под управлением Мac ОS Х.

  • К каждому компьютеру обязательно должны быть присоединены большие удобные крепкие наушники.

  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word или Works), с растровой графикой (например, Paint или KidPix), с презентациями (например, PowerPoint или KeyNote).

  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установлен шрифт Pragmatica (утвержденный СанПинами для использования в печатных изданиях для начальной школы).

  • Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.

  • В учебном классе должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.

  • Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.





Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, гак и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.


При тестированиивсе верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:



Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%

хорошо

66-79%

удовлетворительно

менее 66%

Неудовлетворительно



При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка — полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет — неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности — неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационныхтехнологий

. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики — это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» — отказ от выполнения учебных обязанностей

.Устный опрососуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  1. правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  2. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; «

  3. продемонстрировал усвоение рапсе изученных сопутствующих вопросов, сформированное^ и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  4. отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя

. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  2. допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

— неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;

  2. обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «I» ставится в следующих случаях:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  2. не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;







Перечень учебно-методического обеспечения


Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения курса – компьютерного или бескомпьютерного. При бескомпьютерном варианте изучения курса достаточно выполнения следующих требований:

  • Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов;

  • Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.

  • Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.

Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.

При выборе компьютерного варианта изучения курса, кроме перечисленных выше должны выполняться следующие требования:

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.

  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.

  • На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.

  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть оборудовано компьютером под управлением ОС Linux, Windows, Мac ОS Х.

  • К каждому компьютеру по возможности должны быть присоединены большие удобные крепкие наушники.

  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word или OpenOffice, LibreOffice и др), с растровой графикой (например, Paint или ColorPaint), с презентациями (например, PowerPoint или LibreOfficeImpress).

  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установлен шрифт Pragmatica (без засечек) (утвержденный СанПинами для использования в печатных изданиях для начальной школы).

  • Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.

  • В учебном классе по возможности должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.


Список литературы


  1. Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ №1897 17.12.2010г).

  3. Т.А. Рудченко, Е.С. Архипова «Информатика. Поурочные разработки. 3 класс»,:, 2014г.

  4. Учебники для 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. «Информатика», изд-во «Просвещение»

  5. Рабочии тетради 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова

  6. Тетради проектов 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова

  7. Книги для учителя для 1-4 классов Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова

  8. Компьютерная составляющая: www.scholl.informatica.ru

  9. https://www.int-edu.ru/





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью,

  • Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.

  • Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.

Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.

  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.

  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном порядке оборудовано компьютером

  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word или Works), с растровой графикой (например, Paint или KidPix), с презентациями (например, PowerPoint или KeyNote).

  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установлен шрифт Pragmatica (утвержденный СанПинами для использования в печатных изданиях для начальной школы).

  • Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть.

  • В учебном классе должен находиться цветной принтер присоединенные к локальной сети.

  • Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.






Учебно-методическое обеспечение:

  • Информатика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. – 3-е изд. – М.: Просвещение: Ин – т новых технологий, 2011.

  • Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. 2010.

  • Тетрадь проектов. 3 класс. Часть 1. 2010.

  • Информатика. 3 – 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин – т новых технологий, 2010.

  • Рабочая тетрадь. 3 — 4 класс. Часть 2. 2010.

  • Тетрадь проектов. 3 — 4 класс. Часть 2. 2010.

  • Информатика. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Ч. 3 / А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. – 3-е изд. – М.: Просвещение: Ин – т новых технологий, 2010.

  • Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 3. 2010.

  • Тетрадь проектов. 4 класс. Часть 3. 2010.

  • Методическое пособие для учителя.


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Классификация персональных компьютеров"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: