Рабочая программа по информатике 4 класс УМК «Школа России» ФГОС


Рабочая программа


по информатике

4 класс

УМК «Школа России» ФГОС




Учитель начальных классов: Авчинникова А.В.

МКОУ Червленовская СОШ

Волгоградская обл., Светлоярский р-он, с. Червленое











Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ: Рабочие программы 1-4 классы – М. Баласс, 2011.

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.


Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.


Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.


Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

  • развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;

  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

  • создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


Примерное тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю – 34 часа

Из них:

  • контрольных работ – 4


Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами

— планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений.

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами

— находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.































Тематическое планирование по информатике


п/п



Тема раздела


Тема урока


Кол-во

часов


Характеристика учебной деятельности


Дата


Домашнее

задание

по плану

по факту

1.

Алгоритмы.

/9ч/

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»).

1

Составлять и записывать вложенные алгоритмы.

Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

1 нед.


3

2.

Ветвление в построчной записи алгоритма

(команда «Если – то – иначе»).

1

2 нед.


5,7

3.

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»).

1

3 нед.


10

4.

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»).

1

4 нед.


15

5.

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»).

1

5 нед.


20,21

6.

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы».

1

6 нед.


24

7.

Контрольная работа по теме «Алгоритмы».

1

7 нед.



8.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

8 нед.


28

9.

Повторение.

1

9 нед.



30

10.

Группы (классы) объектов.

/8ч/

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»).

1

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

10 нед.


3, 4

11.

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»).

1

11 нед.


9

12.

Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один»).

1

12 нед.


11, 15

13.

Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»).

1

13 нед.


18, 21

14.

Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты».

1

14 нед.


16, 25, 27

15.

Контрольная работа по теме: «Объекты».

1

15 нед.



16.

Анализ работы. Работа над ошибками.

1

16 нед.


30, 33

17.

Повторение.

1

17 нед.



35, 38

18.

Логические рассуждения.

/10ч/

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»).

1

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.

Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

18 нед.


6

19.

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»).

1

19 нед.


9

20.

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»).

1

20 нед.


12

21.

Пути в графах («Путешествие по графу»).

1

21 нед.


16, 17

22.

Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части».

1

22 нед.


19

23.

Правило «Если – то».

1

23 нед.


20, 21

24.

Схема рассуждений («Делаем выводы»).

1

24 нед.


25

25.

Подготовка к контрольной работе.

1

25 нед.


25

26.

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

1

26 нед.



27.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

27 нед.


26, 27

28.

Применение моделей (схем) для решения задач.

/7ч/

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

1

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями.

Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов.

Придумывать и описывать объекты с необычными признаками.


Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.

Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

28 нед.


5

29.

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»).

1

29 нед.


8, 9

30.

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»).

1

30 нед.


10, 13

31.

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»).

1

31 нед.


16, 19

32.

Подготовка к контрольной работе.

1

32 нед.


23, 25

33.

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

1

33 нед.



34.

Анализ контрольной работы. Повторение.

1

34 нед.





Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по информатике и математике для 8 класса «Инфоматзнайка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: