Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №70 г. Липецка











Рабочая программа


по информатике и ИКТ

в 11 классе





подготовила

учитель информатики и ИКТ

Иванова Юлия Михайловна























г. Липецк 2015

Пояснительная записка

1. Цели и задачи:

Изучение информатики и ИКТ в 11 классе направлено на реализацию целей, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по информатике:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащихся, их коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария;

  • формирование информационной культуры учащегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.


2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ МО РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312);

  • Приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»;

  • Приказ ОУ от 28.08.2014г №162 «Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в т.ч. образовательной программы ООО и СОО, учебного плана, календарного учебного графика);

  • Приказ от 29.08.2014г №163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФК ГОС»;

  • Приказ ОУ «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования» от 29.08.2014г №164

3. Сведения о программе

Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана на основе примерной программы основного общего образования, авторской программы Н.Д Угриновича «Информатика и ИКТ» для основной школы.

План ориентирован на использование учебника Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 188с.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


4. Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по информатике и ИКТ.


5. Информация о внесенных изменениях

В примерную программу внесены изменения. В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, с целью расширения и углубления знаний учащихся при подготовке к единому государственному экзамену.

При составлении рабочей программы были включены темы: «Основы программирования в среде Pascal: массивы». Это обусловлено тем, что задания на эту тему входят в единый государственный экзамен.


6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ №70 г.Липецка рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 урока в неделю).

В том числе:

— теоретических опросов – 5;

— практических работ (по 10-15 мин) – 18;

— лабораторных работ – 8 (по 1 ч);

— контрольных работ (по 1 ч) – 2;

— промежуточная аттестация – 1.

В приложении №1 к рабочей программе «Календарно–тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; основные виды контроля, измерители.


7. Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

  • Информационный поиск

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

  • Дифференцированные задания –

предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

  • Интеллектуальный марафон

задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

  • Творческие задания

направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

  • Работа в паре

задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».


8. Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

  • проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

  • развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

  • дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

  • здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);

  • проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата)


9. Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль:

  • устный опрос;

  • вопросы для повторения и задания в учебнике;

  • тесты;

  • практическая работа;

  • лабораторная работа;

  • контрольная работа.

Промежуточный контроль:

(см. Приложение №2)

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении №2 к рабочей программе.



10. Информация об учебнике

Программа обеспечена учебников для 11 класса

1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 188с.

2. Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 394с.






























Содержание рабочей программы

1. В данной рабочей программе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. При изучении раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» акцент делается на архитектуре компьютера, работе в операционной системе, а также с компьютерными антивирусами. При изучении раздела «Моделирование и формализация» формируется представление о компьютерном моделировании и исследовании компьютерных моделей. При изучении раздела «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» основное внимание уделяется на создание баз данных, ввод и редактирование данных разных типов. При изучении раздела «Основы программирования в среде Pascal: массивы» акцент делается на заполнение одномерных и двумерных массивов с клавиатуры, с помощью оператора присваивания, сортировку элементов массива.

2. Контрольные работы (по 1 ч) завершают изучение разделов: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», «Моделирование и формализация»

Обобщающие лабораторные работы (по 1 ч) завершают изучение разделов: «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)», «Основы программирования в среде Pascal: массивы».


Раздел «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (11 ч)

Техника безопасности в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. Компьютерные вирусы и защита от них.

Цели:

1) образовательная: ознакомиться с историей развития вычислительной техники, научиться получать сведения об архитектуре компьютера и отдельных его устройствах, о логических разделах дисков, научиться лечить или удалять файловые вирусы из заражённых объектов.

2) развивающая: развитие практических навыков работы в операционной системе Windows,

с антивирусными программами;

3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету.


Раздел «Моделирование и формализация» (10 ч)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических, астрономических, алгебраических, геометрических, химических и биологических, геоинформационных моделей.

Цели:

1) образовательная: изучить основные понятия, такие как моделирование, формализация, основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере;

2) развивающая: развитие практических навыков работы с компьютерными моделями;

3) воспитательная: восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.


Раздел «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» (16 ч)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Работа с записями баз данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчёты). Сортировка данных. Создание отчётов. Печать данных с помощью отчётов.

Цели:

1) образовательная: иметь представление об интерфейсе системы управления базами данных Access, изучить основные понятия, такие как база данных, СУБД, уметь создавать структуру табличной базы данных, вводить и редактировать данные разных типов;

2) развивающая: развить навыки работы с базой данных, создании форм и отчётов;

3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету.


Раздел «Основы программирования в среде Pascal: массивы» (12 ч)

Одномерные и двумерные массивы. Типы и объявления массивов. Ввод и вывод одномерных и двумерных массивов. Заполнение массива. Обработка одномерных и двумерных массивов. Нахождение максимального и минимального элемента массива нахождение индекса элемента, суммы элементов массива. Сортировка и упорядочение элементов массива (по возрастанию и убыванию). Реализация программы на основе типовых алгоритмов.

Цели:

1) образовательная: изучить основные понятия, такие как массив, одномерный и двумерный массив, заполнение массива, сортировка и упорядочение элементов массива;

2) развивающая: развить навыки работы с одномерными и двумерными массивами;

3) воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету.


Раздел «Повторение. Подготовка к ЕГЭ» (10 ч)

Кодирование информации в компьютере. Устройство компьютера и программное обеспечение. Алгоритмизация и программирование. Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация. Информационные технологии. Коммуникационные технологии.


4. Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (по 10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Выполнение отдельных практических работ разбито на части и осуществляется в течение нескольких недель, также программой предусмотрено проведение лабораторных работ (по 1ч), которые используются для закрепления определённых навыков работы с программными средствами.

5. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя работа по поиску информации, задания на нестандартный способ решения задач. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общенаучных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во

т/о

Кол-во

прак/р

Кол-во

л/р

Кол-во

к/р

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

11


9


1

2

Моделирование и формализация

10

1

5


1

3

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

16

2

4

5


4

Основы программирования в среде Pascal: массивы

12

2


3


5

Повторение

10





6

Промежуточная аттестация

1





7

Резерв

8





8

Итого

68

5

18

8

2



























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников 11 класса

Базовый уровень: «Понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету»

В результате обучения по данной программе учащиеся 11 класса
должны

Знать/понимать:

  •  различные подходы к определению понятия «информационное общество, информационная культура, информационные ресурсы»;

  • иметь представление о языках программирования, знать правила записи основных операторов языка программирования Pascal, алгоритмические структуры (линейные, разветвляющиеся, циклические);

  • иметь представление об одномерных и двумерных массивах, сортировке и упорядочении элементов массива;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц);

Уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • составлять алгоритмы решения поставленной задачи, а также составлять программы, использую программную среду Pascal;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • уметь работать с базами данных Access;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

    • создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    • осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

    • передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм для автоматизации коммуникационной деятельности.






Литература и средства обучения

Рабочая программа составлена с учётом следующего учебно-методического комплекта:

1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 188с.

2. Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 394с.


Электронное сопровождение УМК:

1. Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/)

2. ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.


Образовательные Интернет-порталы:

1. https://schoolcollektion.edu/ru — «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

2. http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»

3. http://www.ed.gov.ru — Сайт Рособразования

4. http://www.school.edu.ru — Российский образовательный портал

5. https://www.proshkolu.ru/, — Сайт для всех учителей-предметников Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру — все школы России»

6. https://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

7. https://www.metod-kopilka.ru/ — методическая копилка учителя информатики



Дополнительная литература:

1. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс /Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. – 225с.







Свежие документы:  «Оформление презентации «Рекламный ролик фирмы»». Использование графики, анимации, музыки и гиперссылок при создании презентации

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: