МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Заместитель директора школы № 3 с УИОП г. Строитель по УВР ___________Т.М.Минаева «____»___________2010 г. | «Утверждаю» Директор школы № 3 с УИОП г. Строитель ___________Т.Н.Нестерова Приказ № ______ от «____»___________2010 г. |
по информатике и ИКТ
Власовой Татьяны Александровны,
учителя информатики и ИКТ
5 класс
2010 г.
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы профессора Н.В. Макаровой для 5 класса.
Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».
Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 5 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип. При изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор» включаются национальный и региональный компоненты. При изучении темы «Клавиатура – инструмент писателя» используется клавиатурный тренажер.
Цели изучения основ информатики в 5 классе:
формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;
знакомство с терминологией предмета;
освоение операционной системы Windows;
освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;
приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
— какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
— название и назначение основных частей персонального компьютера;
— назначение основных клавиш на клавиатуре;
— способ представления информации в компьютере;
— основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;
— интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.
— назначение графического редактора и сферы его применения;
— возможности простого графического редактора Paint;
— понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;
— понятие «алгоритм».
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— включать и выключать компьютер;
— пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;
— работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;
— работать с окнами;
— настраивать Рабочий стол;
— пользоваться мышью.
— создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;
— настраивать инструменты графического редактора;
— выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;
— создавать рисунок по данному алгоритму;
— редактировать рисунок;
— сохранять рисунок на диске.
Содержание учебной дисциплины
Тематический план учебного материала
Название темы | Содержание темы | Кол-во часов | |
1 | Учимся работать на компьютере | Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор. | 13 |
2 | Компьютерная графика | Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование. | 18 |
3 | Резерв |
| 2 |
ИТОГО часов | 35 |
Практические занятия
В 5 классе национальный и региональный компоненты включены при изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор».
Контрольные работы проводятся по следующим темам:
Контрольная работа №1 «Введение в информатику»;
Контрольная работа №2 «Алгоритмы и модели».
В курсе изучения информатики и ИКТ за 5 класс проводится одна проверочная работа по теме:
Проверочная работа №1 «Блокнот и Калькулятор».
При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В соответствии с программой Н.В.Макаровой на каждом уроке запланирована практическая часть. В курсе информатики за 5 класс планируется проведение следующих практических занятий:
Практическая работа №1 «Рабочий стол в реальном и виртуальном мире»;
Практическая работа №2 «Начните работу с нажатия кнопки Пуск»;
Практическая работа №3 «Окно в компьютерный мир»;
Практическая работа №4 «Клавиатура – инструмент писателя»;
Практическая работа №5 «Организация обмена данными»;
Практическая работа №6 «Набор и редактирование текста»;
Практическая работа №7 «Действия с фрагментом текста»;
Практическая работа №8 «Калькулятор – помощник математика»;
Практическая работа №9 «Один помощник – хорошо, а два – лучше»;
Практическая работа №10 «Закрепление практических навыков работы с Блокнотом и Калькулятором»;
Практическая работа №11 «Создание компьютерного рисунка»;
Практическая работа №12 «Настройка инструментов»;
Практическая работа №13 «Редактирование рисунка»;
Практическая работа №14 «Настройка инструментов»;
Практическая работа №15 «Фрагмент рисунка»;
Практическая работа №16 «Как открыть сохраненный рисунок»;
Практическая работа №17 «Построения с помощью клавиши Shift»;
Практическая работа №18 «Что такое пиксель»;
Практическая работа №19 «Что такое пиктограмма»;
Практическая работа №20«Компьютерная среда и алгоритмы»;
Практическая работа №21 «Составление карты района из фрагментов рисунка»;
Практическая работа №22 «Повторяющиеся действия в алгоритмах»;
Практическая работа №23 «Конструирование из мозаики»;
Практическая работа №24 «Меню готовых форм»;
Практическая работа №25 «Конструирование из кубиков»;
Практическая работа №26 «Модель «Моя школа»»;
Практическая работа №27 «Учебные модели».
Учебно-методический комплект:
Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Дополнительная литература:
Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».
Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.
Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
Средства обучения:
Учебник
Компьютер
Мультимедийный проектор
Плакаты
Сканер
Принтер
Интернет
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
Готовые файлы с заданиями
Программное обеспечение
Операционная система.
Антивирусная программа.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.
Программа-калькулятор.
по программе Н. В. Макаровой «Информатика» 5 класс
20010/20011 учебный год. 35 часов в год
Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание. Подготовка к ЕГЭ | ||
план | факт | ||||
| Правила техники безопасности. | 1 |
|
|
|
| Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности». | 1 |
|
|
|
Учимся работать на компьютере. | 13 |
|
|
| |
| Человек и компьютер. | 1 |
|
|
|
| Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. | 1 |
|
|
|
| Компьютерная помощница — мышь. | 1 |
|
|
|
| Меню: возможность выбора. | 1 |
|
|
|
| Начните работу с нажатия кнопки Пуск. | 1 |
|
|
|
| Окно в компьютерный мир. | 1 |
|
|
|
| Клавиатура — инструмент писателя. | 1 |
|
|
|
| Набор и редактирование текста. | 1 |
|
|
|
| Что скрывается в строке меню. | 1 |
|
|
|
| Действия с фрагментом текста. | 1 |
|
|
|
| Калькулятор — помощник математиков. | 1 |
|
|
|
| Один помощник — хорошо, а два — лучше. | 1 |
|
|
|
| Контрольная работа № 2 «Учимся работать на компьютере». | 1 |
|
|
|
Компьютерная графика. | 18 |
|
|
| |
| Инструменты для рисования. | 1 |
|
|
|
| Компьютерная графика. | 1 |
|
|
|
| Создание компьютерного рисунка. | 1 |
|
|
|
| Настройка инструментов. | 1 |
|
|
|
| Редактирование компьютерного рисунка. | 1 |
|
|
|
| Фрагмент рисунка. | 1 |
|
|
|
| Сборка рисунка из деталей. | 1 |
|
|
|
| Как сохранить созданный рисунок. | 1 |
|
|
|
| Как открыть рисунок, сохраненный на диске. | 1 |
|
|
|
| Построения с помощью клавиши Shift. | 1 |
|
|
|
| Эллипс и окружность. | 1 |
|
|
|
| Что такое пиксель. | 1 |
|
|
|
| Что такое пиктограмма. | 1 |
|
|
|
| Алгоритмы в нашей жизни. | 1 |
|
|
|
| Откуда произошло слово «алгоритм». | 1 |
|
|
|
| Компьютерная среда и алгоритмы. | 1 |
|
|
|
| Какие бывают алгоритмы. | 1 |
|
|
|
| Контрольная работа № 3 «Компьютерная графика». | 1 |
|
|
|
| Резерв. | 1 |
|
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
|