Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


«Согласовано»

Руководитель МО

___________Е.В.Соколова

Протокол №______ от

«____»___________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы № 3 с УИОП

г. Строитель по УВР

___________Т.М.Минаева

«____»___________2010 г.

«Утверждаю»

Директор школы № 3

с УИОП г. Строитель

___________Т.Н.Нестерова

Приказ № ______ от

«____»___________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ


Власовой Татьяны Александровны,

учителя информатики и ИКТ



5 класс















2010 г.

Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Федеральный компонент государственного стандарта образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Программы профессора Н.В. Макаровой для 5 класса.

Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 5 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип. При изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор» включаются национальный и региональный компоненты. При изучении темы «Клавиатура – инструмент писателя» используется клавиатурный тренажер.

Цели изучения основ информатики в 5 классе:

  • формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • знакомство с терминологией предмета;

  • освоение операционной системы Windows;

  • освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;

  • приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

— какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;

— название и назначение основных частей персонального компьютера;

— назначение основных клавиш на клавиатуре;

— способ представления информации в компьютере;

— основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;

— интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.

— назначение графического редактора и сферы его применения;

— возможности простого графического редактора Paint;

— понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;

— понятие «алгоритм».

В результате обучения учащиеся должны уметь:

— включать и выключать компьютер;

— пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

— работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;

— работать с окнами;

— настраивать Рабочий стол;

— пользоваться мышью.

— создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

— настраивать инструменты графического редактора;

— выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;

— создавать рисунок по данному алгоритму;

— редактировать рисунок;

— сохранять рисунок на диске.








Содержание учебной дисциплины

Тематический план учебного материала

п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.

13

2

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.

18

3

Резерв


2

ИТОГО часов

35


Практические занятия

В 5 классе национальный и региональный компоненты включены при изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор».

Контрольные работы проводятся по следующим темам:

Контрольная работа №1 «Введение в информатику»;

Контрольная работа №2 «Алгоритмы и модели».

В курсе изучения информатики и ИКТ за 5 класс проводится одна проверочная работа по теме:

Проверочная работа №1 «Блокнот и Калькулятор».

При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В соответствии с программой Н.В.Макаровой на каждом уроке запланирована практическая часть. В курсе информатики за 5 класс планируется проведение следующих практических занятий:

Практическая работа №1 «Рабочий стол в реальном и виртуальном мире»;

Практическая работа №2 «Начните работу с нажатия кнопки Пуск»;

Практическая работа №3 «Окно в компьютерный мир»;

Практическая работа №4 «Клавиатура – инструмент писателя»;

Практическая работа №5 «Организация обмена данными»;

Практическая работа №6 «Набор и редактирование текста»;

Практическая работа №7 «Действия с фрагментом текста»;

Практическая работа №8 «Калькулятор – помощник математика»;

Практическая работа №9 «Один помощник – хорошо, а два – лучше»;

Практическая работа №10 «Закрепление практических навыков работы с Блокнотом и Калькулятором»;

Практическая работа №11 «Создание компьютерного рисунка»;

Практическая работа №12 «Настройка инструментов»;

Практическая работа №13 «Редактирование рисунка»;

Практическая работа №14 «Настройка инструментов»;

Практическая работа №15 «Фрагмент рисунка»;

Практическая работа №16 «Как открыть сохраненный рисунок»;

Практическая работа №17 «Построения с помощью клавиши Shift»;

Практическая работа №18 «Что такое пиксель»;

Практическая работа №19 «Что такое пиктограмма»;

Практическая работа №20«Компьютерная среда и алгоритмы»;

Практическая работа №21 «Составление карты района из фрагментов рисунка»;

Практическая работа №22 «Повторяющиеся действия в алгоритмах»;

Практическая работа №23 «Конструирование из мозаики»;

Практическая работа №24 «Меню готовых форм»;

Практическая работа №25 «Конструирование из кубиков»;

Практическая работа №26 «Модель «Моя школа»»;

Практическая работа №27 «Учебные модели».


Учебно-методический комплект:

  1. Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

  2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Дополнительная литература:

  1. Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».

  2. Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

  3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.

  4. Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)

  5. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  6. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  7. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net

Средства обучения:


  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Плакаты

  5. Сканер

  6. Принтер

  7. Интернет

  8. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

  9. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)

  10. Готовые файлы с заданиями

Программное обеспечение

  1. Операционная система.

  2. Антивирусная программа.

  3. Клавиатурный тренажер.

  4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.

  5. Программа-калькулятор.


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по программе Н. В. Макаровой «Информатика» 5 класс

20010/20011 учебный год. 35 часов в год

урока

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание.

Подготовка к ЕГЭ

план

факт

Правила техники безопасности.

1




Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности».

1




Учимся работать на компьютере.

13




Человек и компьютер.

1




Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

1




Компьютерная помощница — мышь.

1




Меню: возможность выбора.

1




Начните работу с нажатия кнопки Пуск.

1




Окно в компьютерный мир.

1




Клавиатура — инструмент писателя.

1




Набор и редактирование текста.

1




Что скрывается в строке меню.

1




Действия с фрагментом текста.

1




Калькулятор — помощник математиков.

1




Один помощник — хорошо, а два — лучше.

1




Контрольная работа № 2 «Учимся работать на компьютере».

1




Компьютерная графика.

18




Инструменты для рисования.

1




Компьютерная графика.

1




Создание компьютерного рисунка.

1




Настройка инструментов.

1




Редактирование компьютерного рисунка.

1




Фрагмент рисунка.

1




Сборка рисунка из деталей.

1




Как сохранить созданный рисунок.

1




Как открыть рисунок, сохраненный на диске.

1




Построения с помощью клавиши Shift.

1




Эллипс и окружность.

1




Что такое пиксель.

1




Что такое пиктограмма.

1




Алгоритмы в нашей жизни.

1




Откуда произошло слово «алгоритм».

1




Компьютерная среда и алгоритмы.

1




Какие бывают алгоритмы.

1




Контрольная работа № 3 «Компьютерная графика».

1




Резерв.

1




Резерв

1





Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Обработка текстовой информации"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: