Рабочая программа по предмету «Информатика» для 7 специального (коррекционного) класса VII вида


Областное казенное образовательное учреждение

«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска

Рабочая программа по предмету «Информатика»

для 7 специального (коррекционного) класса VII вида

Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению

Михайлова Ольга Владимировна

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для учащихся 7-х специальных (коррекционных) классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 7 класса начальной общеобразовательной школы под редакцией Н.Д.Угринович, получившей гриф Минобразования и науки РФ.

К программе прилагается учебный материал, подобранный в соответствии с возрастными особенностями школьников и уровнем их знаний в 7-ом классе и представлен УМК, входящим в Федеральный перечень учебников Минобразования и науки РФ.

Состав УМК:

  1. Учебник Информатика: 7 класс (автор Н.Д.Угринович)

  2. Рабочая тетрадь

  3. ЦОР с интерактивными тестами

Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.

В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год для изучения курса информатики и ИКТ в 7-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часа в год.

В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.

Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.

Цели обучения информатике в седьмом классе:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

Задачи:

В седьмом классе решаются следующие задачи обучения информатике:

  • развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией;

  • формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «объект», «система», «информационное моделирование», «модель», «алгоритм» др.;

  • формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.

Интеллектуальные умения

Абстрактное мышление, доступное ученикам основной школы, и стремление к практической деятельности позволяют достроить картину мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Дальнейшее развитие интеллектуальных умений осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельного решения учебных задач на уроках и в ходе проектной деятельности.

В результате обучения информатике обучаемые должны:

  • самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения учебных межпредметных задач;

  • ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов;

  • самостоятельно отбирать для решения учебных межпредметных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, использовать электронные и Интернет-ресурсы, СМИ;

  • сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе Интернет, СМИ;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • выявлять причины и следствия явлений;

  • использовать полученную информацию в самостоятельной проектной деятельности;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Оценочные умения

В этом возрасте ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно выращивает основы личного мировоззрения. Однако зачастую даваемые подростком оценки еще не согласуются друг с другом. Сам он может не замечать и не признавать, что только определяется в своем мировоззрении. Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.

В результате обучения информатике обучаемые должны:

  • учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества);

  • объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений;

  • сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять их отличия. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место;

  • приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка.

Коммуникативные умения

Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников осуществляется через использование на уроках учителями-предметниками технологии формирования правильного типа читательской деятельности, а также через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и письменного текста. На уроках по ряду предметов ведется обучение приемам гибкого чтения, различным способам фиксации информации.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в группах, самостоятельной работы (в т.ч. в проектной деятельности). Принципиально важно, чтобы подростки учились переносить основные коммуникативные умения в свое ежедневное неформальное общение.

В результате обучения информатике обучаемые должны:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, поддерживая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;  промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения — контрольной работы.

Определение образовательных технологий и измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся)

В 7-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.

Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:

  1. Задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных.

  2. Задания с открытым ответом.

  3. Задания на установление соответствия.

  4. Задания на установление правильной последовательности.

Школьникам объясняются критерии оценивания:

    • за каждый правильный ответ начисляется один балл;

    • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;

    • за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% — «3»; 71 – 85% — «4»; 86 – 100 – «5».

Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут

быть сниженКАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Информатика», 7 Б класс

34 часа

урока

Дата

проведения

Тема

Кол-во

часов

В том числе:

 
Свежие документы:  Тест для 8 класса «Устройства компьютера»

Практические работы

Материал

учебника

Компьютер и программное обеспечение ( 19 ч )

1

Инструктаж по ТБ.

История развития ВТ.

1

2

Центральное устройство компьютера — процессор.

1

Практическая работа №1

Создание текстового документа.

3

Устройства ввода информации.

1

Практическая работа №2.

Создание текстового документа.

4

Устройства вывода информации.

1

Практическая работа №3

Создание текстового документа.

5

Оперативная и долговременная память.

1

Практическая работа №4

Создание текстового документа.

6

Типы персональных компьютеров.

1

Практическая работа №5

Создание текстового документа.

7

Данные и программы.

1

Практическая работа №6

Создание текстового документа.

8

Файл.

1

Практическая работа №7

Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты (ознакомительно)

9

Файловая система.

1

Практическая работа №8

Работа с файлами.

10

Архивация файлов и дефрагментация дисков (ознакомительно)

1

Практическая работа №9

Работа с файлами.

11

Программное обеспечение компьютера.

Системное программное обеспечение.

1

Практическая работа №10

Работа с файлами.

12

Прикладное программное обеспечение.

1

Практическая работа №11

Определение разрешающей способности экрана монитора.

13

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.

1

 

14

Рабочий стол операционной системы.

1

Практическая работа №12

Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти.

15

Окна.

1

Практическая работа №13

Знакомство с графическим интерфейсом Windows.

16

Диалоговые окна.

1

Практическая работа №14

Знакомство с графическим интерфейсом Windows.

17

Контекстное меню объектов.

1

Практическая работа №15

Знакомство с графическим интерфейсом Windows.

18

Контрольная работа № 1 «Устройство ПК»

19

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1

Практическая работа №16

Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Технология обработки графической информации ( 14 ч )

20

Растровая и векторная графика.

1

21

Растровые графические редакторы.

1

Практическая работа №17

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.

22

Векторные графические редакторы.

1

Практическая работа №18

Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.

23

Интерфейс графических редакторов.

Область рисования.

1

Практическая работа №19

Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.

24

Инструменты рисования.

1

Практическая работа №20

Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.

25

Редактирование рисунка.

1

Практическая работа №21

Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.

 

26

Палитра цветов.

1

Практическая работа №22

Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях.

27

Текстовые инструменты.

Геометрические преобразования.

1

Практическая работа №23

Выполнение тестовых заданий.

28

Система компьютерного черчения

(ознакомительно)

1

Самостоятельная работа

29

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

1

Практическая работа №24

Создание анимации, встроенной в презентацию.

30

Компьютерные презентации.

Использование эффектов в презентации.

1

Практическая работа №25

Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах.

31

Компьютерные презентации.

Демонстрация презентации.

1

Практическая работа №26

Разработка презентации «ТБ при работе на компьютере»

32

Контрольная работа № 2 «Графические редакторы»

1

33

Компьютерные презентации.

Демонстрация презентации.

1

Практическая работа №27

Разработка презентации «Устройство компьютера»

34

Резерв

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Компьютер и программное обеспечение — 19 часов

Инструктаж по ТБ. История развития ВТ. Центральное устройство компьютера — процессор. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная и долговременная память. Типы персональных компьютеров. Данные и программы. Файл. Файловая система. Архивация файлов и дефрагментация дисков. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Рабочий стол операционной системы. Окна. Диалоговые окна. Контекстное меню объектов. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практические работы:

Практическая работа №1 Создание текстового документа (задание 1)

Практическая работа №2. Создание текстового документа (задание 2)

Практическая работа №3 Создание текстового документа (задание 3)

Практическая работа №4 Создание текстового документа (задание 4)

Практическая работа №5 Создание текстового документа (задание 5)

Практическая работа №6 Создание текстового документа (задание 6)

Практическая работа №7 Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты.

Практическая работа №8 Работа с файлами (задание 1)

Практическая работа №9 Работа с файлами (задание 2)

Практическая работа №10 Работа с файлами (задание 3)

Практическая работа №11 Определение разрешающей способности экрана монитора.

Практическая работа №12 Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти.

Практическая работа №13 Знакомство с графическим интерфейсом Windows (задание 1)

Практическая работа №14 Знакомство с графическим интерфейсом Windows (задание 2)

Практическая работа №15 Знакомство с графическим интерфейсом Windows (задание 3)

Практическая работа №16 Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

2. Технология обработки графической информации — 14 часов

Растровая и векторная графика. Растровые графические редакторы. Векторные графические редакторы. Интерфейс графических редакторов. Область рисования. Инструменты рисования. Редактирование рисунка. Палитра цветов. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования. Система компьютерного черчения. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Компьютерные презентации. Использование эффектов в презентации. Компьютерные презентации. Демонстрация презентации. Компьютерные презентации. Демонстрация презентации.

Практические работы:

Практическая работа №17 Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.

Практическая работа №18 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. (задание 1)

Практическая работа №19 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. (задание 2)

Практическая работа №20 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. (задание 3)

Практическая работа №21 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word (задание 4)

Практическая работа №22 Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях.

Практическая работа №23 Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа №24 Создание анимации, встроенной в презентацию.

Практическая работа №25 Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах.

Практическая работа №26 Разработка презентации «ТБ при работе на компьютере»

Практическая работа №27 Разработка презентации «Устройство компьютера»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Угринович Н.Д. Информатика : учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей . Под ред. К.С.Лебединского – М., 1982

  3. Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990

  4. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер

  • устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

  • Интернет.

Программные средства;

  • операционная система Windows;

  • антивирусные программы;

  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • архиватор 7-Zip.

5

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: