Областное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска
Рабочая программа по предмету «Информатика»
для 8 специального (коррекционного) класса VII вида
Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению
Михайлова Ольга Владимировна
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика».
В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью
Программа курса «Информатика» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Количество работ | |
практические | 15 |
проверочные | 1 |
контрольные | 3 |
творческие | 1 |
Преподавание обновленного курса «Информатика» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения — контрольной работы.
Требования к подготовке школьников в области информатики в 8 классе
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, кольцевые, линейчатые, с областями и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 Б класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Дата проведения | Наименование раздела и тем | Материал | Количество часов | |
Информация и информационные процессы (8 ч) | ||||
1 |
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. |
| 1 |
2 |
| Человек и информация. Информационные процессы в технике. |
| 1 |
3 |
| Знаковые системы. |
| 1 |
4 |
| Кодирование информации. Повторение материала. |
| 1 |
5 |
| Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью программы Калькулятор». |
| 1 |
6 |
| Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». |
| 1 |
7 |
| Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» |
| 1 |
8 |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
|
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 ч) | ||||
9 |
| Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. |
| 1 |
10 |
| Устройства ввода и вывода информации. |
| 1 |
11 |
| Оперативная память. Долговременная память. |
| 1 |
12 |
| Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». |
| 1 |
13 |
| Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». |
| 1 |
| Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». |
| 1 | |
15 |
| Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». |
| 1 |
16 |
| Графический интерфейс операционных систем. |
| 1 |
17 |
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». |
| 1 |
18 |
| Правовая охрана программ и данных. |
| 1 |
19 |
| Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» |
| 1 |
Коммуникационные технологии (14 ч) | ||||
20 |
| Передача информации. |
| 1 |
21 |
| Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». |
| 1 |
22 |
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету» |
| 1 |
23 |
| Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета». |
| 1 |
24 |
| Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». |
| 1 |
25 |
| Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной почтой» |
| 1 |
26 |
| Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». |
| 1 |
27 |
| Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». |
| 1 |
28 |
| Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. |
| 1 |
29 |
| Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы (ознакомительно) |
| 1 |
| Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
| 1 | |
31 |
| Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. Списки и интерактивные формы на Web-страницах (ознакомительно) |
| 1 |
32 |
| Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии» |
| 1 |
33 |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
| 1 |
34 |
| Повторение материала. Решение упражнений. |
| 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». |
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Практические работы:
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». |
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». |
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». |
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». |
3. Коммуникационные технологии – 14 ч (ознакомительно)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». |
Практическая работа № 10 «География Интернета». |
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». |
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». |
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». |
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». |
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
Итоговое повторение 1 ч
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тематический контроль
Тематика | Вид | |
1 | Информация и информационные процессы | контрольная работа |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | контрольная работа |
3 | Коммуникационные технологии | контрольная работа |
Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
НЕОБХОДИМЫЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ (ОУУН)
В результате изучения информатики ученик должен:
Знать/Понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей . Под ред. К.С.Лебединского – М., 1982
Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер
устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
Программные средства;
операционная система Windows;
антивирусные программы;
полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор 7-Zip.