Рабочая программа по предмету «Информатика» для 9 специального (коррекционного) класса VII вида


Областное казенное образовательное учреждение

«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска



Рабочая программа по предмету «Информатика»

для 9 специального (коррекционного) класса VII вида


Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению Михайлова Ольга Владимировна


2013г






































Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 9 специального (коррекционного) класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.

Изучение информатики в 9 специальном (коррекционном) классе VII вида направлено на достижение следующих целей:

1) коррекционно-обучающая:

-овладение прочными знаниями и умениями необходимыми для применения в повседневной жизни, будущей трудовой деятельности, для решения задач;

2) коррекционно-развивающая:

— формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

3) коррекционно-воспитательная:

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости информатики для научно-технического прогресса.

Преподавание курса «Информатика» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика» входят:

    • учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2005г.;

    • методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;

    • WindowsCD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CDROM.– М.:БИНОМ, 2004.

Дополнительная литература:

    • учебник для общеобразовательных учебных заведений А. А. Кузнецов, Н. В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» – Москва: Издательский дом «Дрофа» 2001 г.,

    • при проведении лабораторно-практических работ и при выполнении домашних заданий для обучающихся предусмотрено использование рабочих тетрадей И. А. Иванова. Информатика. 9 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004,

Рабочая программа по информатике для 9 класса VII вида рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).

Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.

  • При реализации рабочей программы используется дополнительный материал (выделенный в стандарте курсивом) в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения.

В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.

Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 час в неделю, 34 часа в год)

урока

Дата

Наименование раздела и тем
Содержание материала

Материал
 учебника

Количество часов

1


Введение. Техника безопасности при работе на компьютере


1

Обработка числовой информации (3 часа)

2


Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.


1

3


Практическая работа № 1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

Практическая работа № 2. Создание и обработка таблиц.


1

4


Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel.


1

Представление информации (4 часа)

5


Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Компьютерное представление текстовой информации.


1

6


Практическая работа № 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Практическая работа № 4. Кодирование текстовой информации.


1

7


Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации.


1

8


Практическая работа № 5. Кодирование графической информации.

Практическая работа № 6. Кодирование звуковой информации.


1

Алгоритмы ( 9 часов)

9


Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.


1

10


Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Практическая работа № 7. Разработка алгоритмов.


1

11


Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных


1

12


Язык программирования Бейсик. Знакомство с языком. Практическая работа № 8. Основные операторы языка Бейсик.


1

13


Правила представления данных. Правила записи программы.


1

14


Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.


1

15


Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.


1

16


Практическая работа № 9. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.


1

17


Контрольная работа по теме «Алгоритмы»


1

Формализация и моделирование ( 3 часа ) (ознакомительно)

18


Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного.


1

19


Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Практическая работа № 10. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.


1

20


Таблица как средство моделирования.

Практическая работа № 11. Работа с учебной базой данных


1

Хранение информации ( 2 часа )

21


Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.


1

22


Практическая работа № 12. Поиск записей в готовой базе данных.

Практическая работа № 13. Сортировка записей в готовой базе данных.


1

Информационные технологии в обществе ( 3 часа )

23


Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.


1


24


Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.


1

25


    Практическая работа № 14. Защита информации от компьютерных вирусов.

    Практическая работа № 15. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.


1

Коммуникационные технологии ( 7 часов ) (ознакомительно)

26


Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование информации. Скорость передачи информации.


1

27


Локальные и глобальные компьютерные сети.


1

28


Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.


1

29


Компьютерный практикум:

Практическая работа № 16. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения


1

30


Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях.


1

31


    Архивирование и разархивирование. Практическая работа № 17. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Практическая работа № 18. Загрузка файла из файлового архива.


1

32


Обработка информации и коммуникационные технологии.


1

33-34


Резерв





Содержание тем учебного курса


Наименование раздела

Количество

часов

Количество практических работ

Количество контрольных работ

Введение

1

1


Обработка числовой информации

3

2


Представление информации

4

4


Алгоритмы

9

2

1

Формализация и моделирование

3

2


Хранение информация

2

2


Информационные технологии в обществе

3

2


Коммуникационные технологии

7

3


Резерв

2



Итого

34

18

1


Обработка числовой информации (3 часа)

1. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

2. Типы данных: числа, формулы, текст.

3. Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel.

    3. Практикум:

Практическая работа № 1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

Практическая работа № 2. Создание и обработка таблиц.

Представление информации (4 часа)

1. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.

Компьютерное представление текстовой информации.

2. Практикум:

Практическая работа № 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Практическая работа № 4. Кодирование текстовой информации.

3. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации.

4. Практикум:

Практическая работа № 5. Кодирование графической информации.

Практическая работа № 6. Кодирование звуковой информации.


Алгоритмы (9 часов)

1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

2. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Практическая работа № 7. Разработка алгоритмов.

3. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

4. Язык программирования Бейсик. Знакомство с языком.

Практическая работа №8. Основные операторы языка Бейсик.

5. Правила представления данных. Правила записи программы.

6. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.

7. . Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

8. Практикум:

Практическая работа №9. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.


Формализация и моделирование (3 часа)

1. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного.

2. Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Практическая работа № 10. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

3. Таблица как средство моделирования.

Практическая работа № 11. Работа с учебной базой данных

Хранение информации (2 часа)

1. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

2. Практикум:

Практическая работа № 12. Поиск записей в готовой базе данных.

Практическая работа № 13. Сортировка записей в готовой базе данных.

Информационные технологии в обществе (3 часа)

1. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

2. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность.

3. Практикум:

Практическая работа № 14. Защита информации от компьютерных вирусов.

Практическая работа №15. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Коммуникационные технологии (9 часов)

1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование. Скорость передачи информации.

2. Локальные и глобальные компьютерные сети.

3. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

    4. Практикум:

    Практическая работа № 16. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

5. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях.

6. Архивирование и разархивирование.

    7. Практикум:

    Практическая работа № 17. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

    Практическая работа № 18. Загрузка файла из файлового архива.

8. Обработка информации и коммуникационные технологии.


Требования к уровню подготовки воспитанников


После изучения материала данного курса воспитанник должен:

знать:

— интерфейс и принципы работы электронных таблиц; допустимые типы данных: числа, формулы, текст;

— определения модели, моделирования, формализации;

— понятие алгоритма, как организованной последовательности действий, доступных для некоторого исполнителя;

— способы записи алгоритмов;

— свойства алгоритмов.

— основные информационные ресурсы общества;

— различия лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы;

— сервисы Интернета и их назначение; технологию поиска информации и общения в Интернете

уметь:

— оперировать типами данных в электронных таблицах;

— осуществлять ввод и изменение данных в готовую таблицу; создавать и обрабатывать таблицы;

— осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора, кодирование текстовой информации, определять числовые коды символов и перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе;

— выполнять формализацию описания реальных объектов и процессов, приводить примеры моделирования объектов и процессов;

— создавать структуру базы данных, просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

— сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму, формировать запрос, используя систему управления базами данных Ms Access;

— выполнять поиск записей в готовой базе данных; сортировку записей в готовой базе данных;

— осуществлять поиск в компьютерных сетях, пользоваться основными сервисами компьютерных сетей.



Список литературы


Основная литература:


      1. Учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2005г.;

      2. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»

Дополнительная литература:


  1. Учебник для общеобразовательных учебных заведений А. А. Кузнецов, Н. В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» – Москва: Издательский дом «Дрофа» 2001 г.,

  2. При проведении лабораторно-практических работ и при выполнении домашних заданий для обучающихся предусмотрено использование рабочих тетрадей И. А. Иванова. Информатика. 9 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004,

  3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей . Под ред. К.С.Лебединского – М., 1982

  4. Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990

  5. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002



Перечень учебно-методического обеспечения


Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер

  • устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

  • Интернет.


Программные средства;

  • операционная система Windows;

  • антивирусные программы;

  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • архиватор 7-Zip.



Свежие документы:  Методическая разработка тренировок по волейболу. Повышение результативности

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: