Областное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска
Рабочая программа по предмету «Информатика»
для 9 специального (коррекционного) класса VII вида
Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению Михайлова Ольга Владимировна
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 специального (коррекционного) класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.
Изучение информатики в 9 специальном (коррекционном) классе VII вида направлено на достижение следующих целей:
1) коррекционно-обучающая:
-овладение прочными знаниями и умениями необходимыми для применения в повседневной жизни, будущей трудовой деятельности, для решения задач;
2) коррекционно-развивающая:
— формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
3) коррекционно-воспитательная:
— воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости информатики для научно-технического прогресса.
Преподавание курса «Информатика» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика» входят:
учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2005г.;
методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
Windows—CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD—ROM.– М.:БИНОМ, 2004.
Дополнительная литература:
учебник для общеобразовательных учебных заведений А. А. Кузнецов, Н. В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» – Москва: Издательский дом «Дрофа» 2001 г.,
при проведении лабораторно-практических работ и при выполнении домашних заданий для обучающихся предусмотрено использование рабочих тетрадей И. А. Иванова. Информатика. 9 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004,
Рабочая программа по информатике для 9 класса VII вида рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).
Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
– Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
– Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал (выделенный в стандарте курсивом) в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения.
В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Дата | Наименование раздела и тем | Материал | Количество часов | |
1 |
| Введение. Техника безопасности при работе на компьютере |
| 1 |
Обработка числовой информации (3 часа) | ||||
2 |
| Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. |
| 1 |
3 |
| Практическая работа № 1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Практическая работа № 2. Создание и обработка таблиц. |
| 1 |
4 |
| Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel. |
| 1 |
Представление информации (4 часа) | ||||
5 |
| Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Компьютерное представление текстовой информации. |
| 1 |
6 |
| Практическая работа № 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Практическая работа № 4. Кодирование текстовой информации. |
| 1 |
7 |
| Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. |
| 1 |
8 |
| Практическая работа № 5. Кодирование графической информации. Практическая работа № 6. Кодирование звуковой информации. |
| 1 |
Алгоритмы ( 9 часов) | ||||
9 |
| Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. |
| 1 |
10 |
| Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Практическая работа № 7. Разработка алгоритмов. |
| 1 |
11 |
| Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных |
| 1 |
12 |
| Язык программирования Бейсик. Знакомство с языком. Практическая работа № 8. Основные операторы языка Бейсик. |
| 1 |
13 |
| Правила представления данных. Правила записи программы. |
| 1 |
14 |
| Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. |
| 1 |
15 |
| Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. |
| 1 |
16 |
| Практическая работа № 9. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. |
| 1 |
17 |
| Контрольная работа по теме «Алгоритмы» |
| 1 |
Формализация и моделирование ( 3 часа ) (ознакомительно) | ||||
18 |
| Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. |
| 1 |
19 |
| Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Практическая работа № 10. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. |
| 1 |
20 |
| Таблица как средство моделирования. Практическая работа № 11. Работа с учебной базой данных |
| 1 |
Хранение информации ( 2 часа ) | ||||
21 |
| Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. |
| 1 |
22 |
| Практическая работа № 12. Поиск записей в готовой базе данных. Практическая работа № 13. Сортировка записей в готовой базе данных. |
| 1 |
Информационные технологии в обществе ( 3 часа ) | ||||
23 |
| Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. |
| 1 |
| Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. |
| 1 | |
25 |
| Практическая работа № 14. Защита информации от компьютерных вирусов. Практическая работа № 15. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. |
| 1 |
Коммуникационные технологии ( 7 часов ) (ознакомительно) | ||||
26 |
| Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование информации. Скорость передачи информации. |
| 1 |
27 |
| Локальные и глобальные компьютерные сети. |
| 1 |
28 |
| Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. |
| 1 |
29 |
| Компьютерный практикум: Практическая работа № 16. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения |
| 1 |
30 |
| Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях. |
| 1 |
31 |
| Архивирование и разархивирование. Практическая работа № 17. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Практическая работа № 18. Загрузка файла из файлового архива. |
| 1 |
32 |
| Обработка информации и коммуникационные технологии. |
| 1 |
33-34 |
| Резерв |
|
|
Содержание тем учебного курса
Количество часов | Количество практических работ | Количество контрольных работ | |
Введение | 1 | 1 |
|
Обработка числовой информации | 3 | 2 |
|
Представление информации | 4 | 4 |
|
Алгоритмы | 9 | 2 | 1 |
Формализация и моделирование | 3 | 2 |
|
Хранение информация | 2 | 2 |
|
Информационные технологии в обществе | 3 | 2 |
|
Коммуникационные технологии | 7 | 3 |
|
Резерв | 2 |
|
|
Итого | 34 | 18 | 1 |
Обработка числовой информации (3 часа)
1. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
2. Типы данных: числа, формулы, текст.
3. Обработка числовой информации в ПК. Табличный процессор MS Excel.
3. Практикум:
Практическая работа № 1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Практическая работа № 2. Создание и обработка таблиц.
Представление информации (4 часа)
1. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Компьютерное представление текстовой информации.
2. Практикум:
Практическая работа № 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Практическая работа № 4. Кодирование текстовой информации.
3. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации.
4. Практикум:
Практическая работа № 5. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 6. Кодирование звуковой информации.
Алгоритмы (9 часов)
1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
2. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Практическая работа № 7. Разработка алгоритмов.
3. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
4. Язык программирования Бейсик. Знакомство с языком.
Практическая работа №8. Основные операторы языка Бейсик.
5. Правила представления данных. Правила записи программы.
6. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.
7. . Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
8. Практикум:
Практическая работа №9. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
Формализация и моделирование (3 часа)
1. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного.
2. Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Практическая работа № 10. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
3. Таблица как средство моделирования.
Практическая работа № 11. Работа с учебной базой данных
Хранение информации (2 часа)
1. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
2. Практикум:
Практическая работа № 12. Поиск записей в готовой базе данных.
Практическая работа № 13. Сортировка записей в готовой базе данных.
Информационные технологии в обществе (3 часа)
1. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
2. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность.
3. Практикум:
Практическая работа № 14. Защита информации от компьютерных вирусов.
Практическая работа №15. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Коммуникационные технологии (9 часов)
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование. Скорость передачи информации.
2. Локальные и глобальные компьютерные сети.
3. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
4. Практикум:
Практическая работа № 16. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
5. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях.
6. Архивирование и разархивирование.
7. Практикум:
Практическая работа № 17. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
Практическая работа № 18. Загрузка файла из файлового архива.
8. Обработка информации и коммуникационные технологии.
Требования к уровню подготовки воспитанников
После изучения материала данного курса воспитанник должен:
знать:
— интерфейс и принципы работы электронных таблиц; допустимые типы данных: числа, формулы, текст;
— определения модели, моделирования, формализации;
— понятие алгоритма, как организованной последовательности действий, доступных для некоторого исполнителя;
— способы записи алгоритмов;
— свойства алгоритмов.
— основные информационные ресурсы общества;
— различия лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы;
— сервисы Интернета и их назначение; технологию поиска информации и общения в Интернете
уметь:
— оперировать типами данных в электронных таблицах;
— осуществлять ввод и изменение данных в готовую таблицу; создавать и обрабатывать таблицы;
— осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора, кодирование текстовой информации, определять числовые коды символов и перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе;
— выполнять формализацию описания реальных объектов и процессов, приводить примеры моделирования объектов и процессов;
— создавать структуру базы данных, просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
— сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму, формировать запрос, используя систему управления базами данных Ms Access;
— выполнять поиск записей в готовой базе данных; сортировку записей в готовой базе данных;
— осуществлять поиск в компьютерных сетях, пользоваться основными сервисами компьютерных сетей.
Список литературы
Основная литература:
Учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2005г.;
Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»
Дополнительная литература:
Учебник для общеобразовательных учебных заведений А. А. Кузнецов, Н. В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» – Москва: Издательский дом «Дрофа» 2001 г.,
При проведении лабораторно-практических работ и при выполнении домашних заданий для обучающихся предусмотрено использование рабочих тетрадей И. А. Иванова. Информатика. 9 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004,
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей . Под ред. К.С.Лебединского – М., 1982
Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер
устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
Программные средства;
операционная система Windows;
антивирусные программы;
полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор 7-Zip.