Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Прокопович Елена Вячеславна
План-конспект урока
Предмет: Информатика. Класс: 8
Тема урока: «Тексты в памяти компьютера»
Тип урока: Обучающий.
Цели урока:
Познакомить учащихся со способами кодирования текстовой информации в компьютере;
Рассмотреть примеры решения задач;
Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.
Задачи урока:
Формировать знания учащихся по теме «Тексты в памяти компьютера»;
Содействовать формированию у школьников образного мышления;
Развить навыки анализа и самоанализа;
Формировать умения планировать свою деятельность.
Оборудование:
рабочие места учеников (персональный компьютер), рабочее место учителя,
интерактивная доска, учебник «Информатика и ИКТ» 8 класс (И. Г. Семакин),
проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок необычный, и поэтому я вам подготовила послания и хочу, чтобы вы его прочитали в начале нашего урока.
Ученикам предлагается занять свое рабочее место за компьютером, открыть папку «8 класс», открыть файл «Послание». (Web-страница, содержащая пословицу, откроется в кодировке, несоответствующей русскому алфавиту).
Ваши предположения, почему мы не можем прочитать текст?
Варианты: текст закодирован, ошибка работы компьютера, неправильно открыли файл и т. д..
Мы видим, что текст закодирован. Следовательно, его нужно каким-то образом раскодировать. Наша задача – разобраться, в чем причина, почему текст отображается неправильно.
Но, сначала, небольшой исторический экскурс в криптографию. Криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц. Видеофрагмент.
Задание. Записать названия перечисленных видов кодировок и шифровок.
Домашнее задание. Найти в Интернете описание какой-либо интересной шифровки. Привести пример шифрования и дешифрования.
Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мыслию
— азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире).
Название нашему уроку я хочу дать словами Павла Флоренского, русского философа, «Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна».
Код Цезаря (пояснение). (Слайды 4, 5)
Предлагаю Вам раскодировать сообщение на доске с помощью кода Цезаря.
Ответ: «Тексты в памяти компьютера» — тема нашего урока.
На доске слайд презентации с темой урока.
Попробуйте сформулировать, что мы должны узнать на уроке, тема которого «Тексты в памяти компьютера»
На уроке мы должны узнать, как кодируются тексты в компьютере, почему тексты могут отображаться по разному, как они хранятся в памяти компьютера, как рассчитать объем памяти, занимаемый текстом.
II. Изучение нового материала урока.
1. Объяснение нового материала. (Слайды 9-14)
Все виды кодировок, о которых шла речь в фильме, конечно, интересны. Но для кодирования текстов в компьютере не годятся.
Мы наем, что компьютер обрабатывает информацию в цифровом виде. Все числа могут быть представлены в двоичном виде и закодированы 0-сигнал низкого напряжения, 1 – сигнал высокого напряжения.
Следовательно, и текстовую информацию каким-то образом нужно представить в виде чисел.
Все символы внесли в таблицу, присвоили им номера – получили кодовую таблицу.
Определение кодовой таблице (ученик работают с учебником). Описание кодовой таблицы. Первая часть – английские буквы и символы, вторая половина – национальные языки.
Сравнение кодовых таблиц КОИ8 и СР1251.
Выполнение задания: Слова «БАЙТ» и «байт» закодировать в таблице КОИ8 и в СР 1251. Определить информационный объем каждого слова.
КОИ – 8 СР 1251
Слово | Код в КОИ — 8 | Код в СР 1251 | Информационный объем слова в байтах | |
| БАЙТ |
|
|
|
| байт |
|
|
|
(работа в парах с карточками, проверка на интерактивной доске, ученик у доски).
Задание: Слова «БАЙТ» и «байт» закодировать в таблице КОИ8 и раскодировать в СР 1251. (работа в парах, проверка на слайде).
Код в КОИ — 8 | Слово в СР 1251 | |
БАЙТ | 226 225 234 244 | вбкф |
байт | 194 193 202 212 | ВБКФ |
Основные выводы по итогам выполненного задания:
Буквы заглавные и строчные имеют разные коды.
Буквы русского алфавита в разных кодировках имеют разные коды.
Буквы располагаются в таблице не всегда в алфавитном порядке, но расстояние между соответствующими заглавной и строчной буквами всегда 32.
Если текст закодирован в одной кодировке, а раскодирован в другой, то текст может не читаться. (Именно это и произошло с сообщением, которое вам в начале урока нужно было прочитать.)
Можете теперь ответить на вопрос, почему не получилось прочитать послание что нужно предпринять?
Нужно подобрать кодировку. Ученики за компьютером подбирают в браузере нужную кодировку и читают сообщение. (не закрывают, переходят на раб. места за парты).
Теперь выясним, сколько памяти занимают тексты в памяти компьютера. (Слайды 17-20).
Для кодирования 1 символа используется 1 байт информации. Если для кодирования 1 символа выделяется 1 байт, то в кодовой таблице будет представлено 256 кодов. Информационный вес 1 символа = 1 байт. Объем текста в памяти компьютера = Количество символов ´ Информационный вес 1 символа.
Разбор решения задачи № 1: Какой объем памяти займет сообщение «Кодирование текстов», закодированное в КОИ8? (Слайд 18).
Повторение перевода единиц измерения информации (биты – байты, байты – биты, байты – Кбайбы, Кбайты – байты). (Слайд 19).
Разбор решения задачи № 2: Сколько символов содержится в тексте, использующем таблицу ASCII, если известно, что он занимает 2048 бит памяти? (Слайд 20).
III. Практическая часть урока.
Выполнение задания за компьютером. Файл Задание.rtf с последующим комментарием. Оценка работы учащихся.
IV. Дополнения к новому материалу. (Слайд 23-25)
Для кодирования 1 символа используется 2 байт в кодировке UNICODE.
Задание: определить объем памяти, который займет сообщение, созданное в кодировке ASCII и в UNIKODE?
V. Итоги урока.
Задание. Перекодируйте сообщение «Н П М П Д Г Щ», используя кодовые таблицы КОИ8 и СР1251.
Ответ: «МОЛОДЦЫ»
Задачи урока выполнены: с кодовыми таблицами познакомились, научились представлять текст в виде кодов, определять объем, который текст занимает в памяти компьютера. На следующих уроках мы займемся обработкой текстовой информации.
Домашнее задание: «Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна».
Как вы понимаете эти слова?
Определить объем, занимаемый сообщением в памяти компьютера в кодировке ASCII и UNICODE.
Представить код, используя таблицу ASCII.Таблицу найти в Интернете.