Разработка урока по теме «Тексты в памяти компьютера» 8 класс

Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Прокопович Елена Вячеславна

План-конспект урока


Предмет: Информатика. Класс: 8


Тема урока: «Тексты в памяти компьютера»

Тип урока: Обучающий.


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со способами кодирования текстовой информации в компьютере;

  2. Рассмотреть примеры решения задач;

  3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

  4. Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.


Задачи урока:

  1. Формировать знания учащихся по теме «Тексты в памяти компьютера»;

  2. Содействовать формированию у школьников образного мышления;

  3. Развить навыки анализа и самоанализа;

  4. Формировать умения планировать свою деятельность.


Оборудование:

рабочие места учеников (персональный компьютер), рабочее место учителя,

интерактивная доска, учебник «Информатика и ИКТ» 8 класс (И. Г. Семакин),

проектор, презентация, раздаточный материал.


Ход урока



I. Организационный момент.

Урок необычный, и поэтому я вам подготовила послания и хочу, чтобы вы его прочитали в начале нашего урока.


Ученикам предлагается занять свое рабочее место за компьютером, открыть папку «8 класс», открыть файл «Послание». (Web-страница, содержащая пословицу, откроется в кодировке, несоответствующей русскому алфавиту).


Ваши предположения, почему мы не можем прочитать текст?


Варианты: текст закодирован, ошибка работы компьютера, неправильно открыли файл и т. д..


Мы видим, что текст закодирован. Следовательно, его нужно каким-то образом раскодировать. Наша задача – разобраться, в чем причина, почему текст отображается неправильно.


Но, сначала, небольшой исторический экскурс в криптографию. Криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц. Видеофрагмент.


Задание. Записать названия перечисленных видов кодировок и шифровок.

Домашнее задание. Найти в Интернете описание какой-либо интересной шифровки. Привести пример шифрования и дешифрования.


Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мыслию

— азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире).


Название нашему уроку я хочу дать словами Павла Флоренского, русского философа, «Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна».


Код Цезаря (пояснение). (Слайды 4, 5)

Предлагаю Вам раскодировать сообщение на доске с помощью кода Цезаря.

Ответ: «Тексты в памяти компьютера» — тема нашего урока.


На доске слайд презентации с темой урока.

Попробуйте сформулировать, что мы должны узнать на уроке, тема которого «Тексты в памяти компьютера»


На уроке мы должны узнать, как кодируются тексты в компьютере, почему тексты могут отображаться по разному, как они хранятся в памяти компьютера, как рассчитать объем памяти, занимаемый текстом.


II. Изучение нового материала урока.


1. Объяснение нового материала. (Слайды 9-14)


Все виды кодировок, о которых шла речь в фильме, конечно, интересны. Но для кодирования текстов в компьютере не годятся.

Мы наем, что компьютер обрабатывает информацию в цифровом виде. Все числа могут быть представлены в двоичном виде и закодированы 0-сигнал низкого напряжения, 1 – сигнал высокого напряжения.

Следовательно, и текстовую информацию каким-то образом нужно представить в виде чисел.

Все символы внесли в таблицу, присвоили им номера – получили кодовую таблицу.

Определение кодовой таблице (ученик работают с учебником). Описание кодовой таблицы. Первая часть – английские буквы и символы, вторая половина – национальные языки.

Сравнение кодовых таблиц КОИ8 и СР1251.


Выполнение задания: Слова «БАЙТ» и «байт» закодировать в таблице КОИ8 и в СР 1251. Определить информационный объем каждого слова.

КОИ – 8 СР 1251


Слово

Код в КОИ — 8

Код в СР 1251

Информационный объем слова

в байтах

БАЙТ




байт




(работа в парах с карточками, проверка на интерактивной доске, ученик у доски).


Задание: Слова «БАЙТ» и «байт» закодировать в таблице КОИ8 и раскодировать в СР 1251. (работа в парах, проверка на слайде).

Слово

Код в КОИ — 8

Слово в СР 1251

БАЙТ

226 225 234 244

вбкф

байт

194 193 202 212

ВБКФ



Основные выводы по итогам выполненного задания:

  1. Буквы заглавные и строчные имеют разные коды.

  2. Буквы русского алфавита в разных кодировках имеют разные коды.

  3. Буквы располагаются в таблице не всегда в алфавитном порядке, но расстояние между соответствующими заглавной и строчной буквами всегда 32.

  4. Если текст закодирован в одной кодировке, а раскодирован в другой, то текст может не читаться. (Именно это и произошло с сообщением, которое вам в начале урока нужно было прочитать.)


Можете теперь ответить на вопрос, почему не получилось прочитать послание что нужно предпринять?


Нужно подобрать кодировку. Ученики за компьютером подбирают в браузере нужную кодировку и читают сообщение. (не закрывают, переходят на раб. места за парты).


Теперь выясним, сколько памяти занимают тексты в памяти компьютера. (Слайды 17-20).


Для кодирования 1 символа используется 1 байт информации. Если для кодирования 1 символа выделяется 1 байт, то в кодовой таблице будет представлено 256 кодов. Информационный вес 1 символа = 1 байт. Объем текста в памяти компьютера = Количество символов ´ Информационный вес 1 символа.


Разбор решения задачи № 1: Какой объем памяти займет сообщение «Кодирование текстов», закодированное в КОИ8? (Слайд 18).

Повторение перевода единиц измерения информации (биты – байты, байты – биты, байты – Кбайбы, Кбайты – байты). (Слайд 19).

Разбор решения задачи № 2: Сколько символов содержится в тексте, использующем таблицу ASCII, если известно, что он занимает 2048 бит памяти? (Слайд 20).


III. Практическая часть урока.

Выполнение задания за компьютером. Файл Задание.rtf с последующим комментарием. Оценка работы учащихся.


IV. Дополнения к новому материалу. (Слайд 23-25)


Для кодирования 1 символа используется 2 байт в кодировке UNICODE.

Задание: определить объем памяти, который займет сообщение, созданное в кодировке ASCII и в UNIKODE?


V. Итоги урока.

Задание. Перекодируйте сообщение «Н П М П Д Г Щ», используя кодовые таблицы КОИ8 и СР1251.

Ответ: «МОЛОДЦЫ»

Задачи урока выполнены: с кодовыми таблицами познакомились, научились представлять текст в виде кодов, определять объем, который текст занимает в памяти компьютера. На следующих уроках мы займемся обработкой текстовой информации.


Домашнее задание: «Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна».

Как вы понимаете эти слова?

Определить объем, занимаемый сообщением в памяти компьютера в кодировке ASCII и UNICODE.

Представить код, используя таблицу ASCII.Таблицу найти в Интернете.


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Моделирование биоритмов человека в MS Excel" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: