Разработка урока «Решение задач с помощью электронных таблиц» 10 класс


Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

МКОУ «Новоозёрская СОШ»












План урока информатики в 10 классе по теме:






«Решение задач с помощью электронных таблиц»













Разработал:

учитель информатики

Урсатий Светлана Александровна










Ст. Озерки 2011





Пояснительная записка

Данный урок является последним уроком по теме «Электронная таблица», на изучение которой в курсе информатики 10 класса отводится 10 часов. По структуре этот урок является уроком – практикумом.

В раннем детстве, начиная познавать окружающий мир, мы пытаемся заучить названия цифр, затем начинаем производить простейшие вычисления и определять, сколько конфет вам дали родители и др.

С возрастом жизнь ставит перед нами все более сложные вычислительные задачи, для решения которых приходится совершенствовать свой математический арсенал. Попробуйте вспомнить хотя бы один день, когда вы обошлись без чисел и вычислений. Наверное, не получится, ведь ежедневно вы выполняете хотя бы одну из операций: рассчитываетесь в магазине за покупки, набираете номер телефона, определяете, сколько времени и др. Все ли вычисления можно выполнить в уме?

Числа и вычисления являются неотъемлемой частью нашей жизни, а жизнь всегда хочется облегчить. Если обычный калькулятор помогает в простых вычислениях, то, для выполнения сложных профессиональных калькуляций, необходимо более совершенное средство. В этом случае выбирают программы обработки электронных таблиц, которые созданы, чтобы быстро и просто помочь решить любую, даже очень сложную задачу, избежать ошибок, облегчить работу и добиться удивительных результатов.

Цель урока: освоение учащимися умения применять табличный процессор для решения ситуаций из жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

создать условия для:

  • изучения и закрепления основных навыков работы с электронными таблицами, для создания расчетных таблиц,

  • обучения школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач,

  • выработки умения применения полученных знаний на практике;

Развивающие:

создать условия для:

  • развития алгоритмического мышление, умения выделять главное,

  • расширения кругозора учащихся,

  • развития познавательного интереса на уроках информатики;

Воспитательные:

создать условия для:

  • воспитания у учащихся умения участвовать в диалоге, отстаивания своей позиции, стремления к взаимопониманию ,

  • побуждения учеников к взаимоконтролю, потребности в обосновании своих высказываний.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

Информационно-коммуникационные технологии,

Личностно ориентированное обучение;

Здоровьесберегающие технологии.

Формы организации работы: комбинированная форма работы, урок-практикум

Оборудование:

  • Технические средства обучения: Персональный компьютер.

  • Программное обеспечение: OC Linux; Приложения OpenOffice

  • Дидактический материал: методические указания к практической работе, индивидуальные карточки.

Сценарий урока:

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатели выполнения задачи

Этап Т 1.

1. Организационный момент.














2. Целеполагание.





3. Фронтальный опрос.



































Этап О.

Реализация основных этапов урока

4. Актуализация знаний






5. Краткий инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики.




























6. Закрепление и развитие умений, навыков при решении задач.









7. Физкультминутка





8. Закрепление и развитие умений и навыков при решении задач (продолжение.)














































Этап Т2.

Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов.










Этап Е.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.













Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их УПД




































Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений.

Создание условий для взаимопроверки и самоконтроля учащихся.

Создание условий для безопасной работы учащихся в кабинете.




























Создание условий для формирования навыков использования формул, функций при решении задач.

Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.


Создание условий для снятие физического напряжения учащихся.



Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях.













































Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей в форме полилога.














На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.


Приветствие учащихся.

Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня на уроке учащимся предстоит решать задачи в электронных таблицах с помощью функций. Слайд №1

Просит учащихся взять соседа за руку, поднять вверх, сжать покрепче и пожелать удачи.

Я желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке.

Продолжите мою мысль:

Работая в таблице, я повторю…Слайд №2

Работая в таблице, я сегодня буду развивать….

Организует опрос учащихся. Слайд №3

Ребята, давайте вспомним основные определения из предыдущих тем.

  1. Что такое электронная таблица?






  1. Какие типы данных можно ввести ячейки электронной таблиц?

  2. Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

  3. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?

Учитель подводит итог данного этапа урока.


Учитель предлагает учащимся выполнить тест. (Приложение №1)

Далее дается ключ к тесту, критерии оценивания. Проводится взаимопроверка. Слайд №4

Подводит итог данного этапа урока.

Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:

  • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.

  • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.

  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.

  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.

  • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.

В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — позвать учителя. Слайд №5

Учитель организует практическую работу учащихся, предлагая задачу для решения. (Приложение №2)

Более слабым учащимся даётся образец выполнения, что способствует созданию для них ситуации успеха.

Слайд №6

Предлагает учащимся сменить вид деятельности и немного отдохнуть.

(Приложение №3) Слайд №7

Теперь предлагаю решить следующую задачу: «Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с мамой слали им письма, посылки, телеграммы и бандероли, которые доставлял почтальон Печкин. Каждое письмо весило в среднем – 100 гр, каждая посылка – 5 кг, каждая телеграмма – 50 г, каждая бандероль – 500 г.
Дядя Федор получил 10 писем, 2 посылки, 10 телеграмм, 1 бандероль. Кот Матроскин – 4 письма, 1 посылку, 2 телеграммы, 1 бандероль. Пес шарик не получил ни одного письма, ни одной телеграммы, зато получил 4 посылки и 2 бандероли.
Определить, сколько килограммов  и какой почты получил каждый житель Простоквашино;  сколько весила вся доставленная Печкиным почта одного вида; какой общий груз пришлось перенести почтальону Печкину?» Слайд №8
Ваши задачи:

    1. Занести все необходимые данные в таблицу

    2. Произвести расчеты с использованием формул.

    3. Построить диаграмму веса почты.

Консультирует учащихся по необходимости.

Рефлексивный итог урока.

  • Какие знания помогали на уроке?

  • Что вам мешало в работе на уроке?

  • Что хотелось бы повторить на следующих уроках?

  • Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?

  • Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд №9

Учитель выставляет оценки за урок.

Домашнее задание учитель раздает каждому учащемуся на карточках. Слайд №10

(Приложение №4)

Урок окончен. Всем спасибо за работу! Слайд №11

Приветствуют учителя.









Учащиеся берутся за руки и желают одноклассникам успеха на уроке.






Правильность формулы, применение функций.

Умение работать в таблице.








Ответ 1:Работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Ответ 2: Число, текст и формула.



Ответ 3: ввести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций.

Ответ 4: нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне




Выполняют тест, проверяют работы друг друга.








Слушают учителя.






























Работают в парах, решая предложенную им задачу.










Выполняют упражнения.







Продолжают работать за ПК























Строят таблицу, заносят необходимые данные, строят диаграмму.





















Оценивают свою работу на уроке.

















Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.


Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.





Создание на уроке ситуации успеха.





Постановка учебных задач урока.


Актуализация необходимых знаний и умений учащихся для лучшего восприятия материала новой темы.



























Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.


Взаимоконтроль и взаимооценка знаний

Наличие продукта интеллектуальной деятельности учащихся.






Умение соблюдать технику безопасности.





























Умение использовать формулы и функции на практике.


Применение знаний в различных ситуациях.






Отдых детей.






Применение знаний в различных ситуациях.















































Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

Формулировка новых знаний и умений, причин успеха и неуспеха














Принятие домашнего задания.

Точность и корректность вопросов.


Список литературы

  1. www.klyksa.net/

  2. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень /Под редакцией Макаровой Н. В. Спб,: Лидер, 2010. — 256 с.: ил.

  3. Соколова, О. Л. Универсальные поурочные разработки по информатикие. 10 класс. — М.: ВАКО, 2006. — 400с.

  4. Шелепаева, А. Х. Поурочные разработки по информатике. Базовый уровень: 10-11 классы. — М.: ВАКО, 2009. — 352 с.


Приложение №1

1. Электронная таблица — это:

  1. прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;

  2. прикладная программа для обработки кодовых таблиц;

  3. устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;

  4. системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.

2. Электронная таблица предназначена для:

  1. обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

  2. упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;

  3. визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;

  4. редактирования графических представлений больших объемов информации.

3. Электронная таблица представляет собой:

  1. совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;

  2. совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;

  3. совокупность пронумерованных строк и столбцов;

  4. совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.

4. Строки электронной таблицы:

  1. именуются пользователями произвольным образом;

  2. обозначаются буквами русского алфавита;

  3. обозначаются буквами латинского алфавита;

  4. нумеруются.

5. В общем случае столбцы электронной таблицы:

  1. обозначаются буквами латинского алфавита;

  2. нумеруются;

  3. обозначаются буквами русского алфавита;

  4. именуются пользователями произвольным образом;

6. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируются:

  1. путем последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;

  2. адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;

  3. специальным кодовым словом;

  4. именем, произвольно задаваемым пользователем.

7. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются: 

  1. в обычной математической записи;

  2. специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;

  3. по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;

  4. по правилам, принятым исключительно для баз данных.

8. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:

  1. 5(A2+C3)/3(2B2-3D3) ;

  2. 5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3) ;

  3. 5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3)) ;

  4. 5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .

9. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:

  1. C3+4*D4

  2. C3=C1+2*C2

  3. A5B5+23

  4. =A2*A3-A4

10. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:

  1. не изменяются;

  2. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

  3. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

  4. преобразуются в зависимости от длины формулы;

  5. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.

11. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:

  1. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

  2. преобразуются в зависимости от длины формулы;

  3. не изменяются;

  4. преобразуются в зависимости от нового положения формулы.

12. Диапазон — это:

  1. совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;

  2. все ячейки одной строки;

  3. все ячейки одного столбца;

  4. множество допустимых значений.

13. Активная ячейка — это ячейка:

  1. для записи команд;

  2. содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;

  3. формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;

  4. в которой выполняется ввод команд.

14. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:
      

  1. =A1*A2+B2;

  2. =$A$1*$A$2+$B$2;

  3. =$A$1*A3+B3;

  4. =$A$2*A3+B3;

  5. =$B$2*A3+B4?

15. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:
      

  1. 20;

  2. 15;

  3. 10;

  4. 30?

16. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:
      

  1. 280;

  2. 140;

  3. 40;

  4. 35?

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

1

1

4

1

1

2

3

4

1

4

1

4

3

4

2


Приложение №2


Выполнить расчёт заработной платы с учётом налогов, выплат детских пособий и перечислений на сберкнижку.

Упражнение 1.


Фамилия, имя, отчество

Оклад

Профс.

Пенс.

Подох.

Зарплата

1

Иванов А.Ф.

3000

 

 

 

 

2

Алексеев Н.Г.

2800

 

 

 

 

3

Леонов Е.Н.

1700

 

 

 

 

4

Симонов К.Е.

4200

 

 

 

 

5

Котов Г.И.

4900

 

 

 

 

6

Шолохов Н.К.

1600

 

 

 

 

7

Толстой Н.В.

2400

 

 

 

 

8

ШаровЛ.Ш.

3100

 

 

 

 

9

Жаров П.Ю.

2800

 

 

 

 

10

Никифоров Р.О.

3400

 

 

 

 

Профсоюзный налог = Оклад*1% Пенсионный налог = Оклад*1%

Подоходный налог = (Оклад – Пенс.налог – Мин. зар.пл.)*12%

Зарплата = Оклад — Профс. — Пенс. — Подох.

Для слабых учащихся: Профсоюзный налог= Оклад*0,01

Пенсионный налог = Оклад*0,01

Подоходный налог = (Оклад – Пенс.налог – Мин. зар.пл.)*0,12


Упражнение №2

Создать на отдельном листе диаграмму «суммы к выдаче» с подписями данных и процентным содержанием.







Приложение №3


Под музыку упражнения для глаз. Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взгляд на учителя на счет 1-6. Упражнение повторить 4-5 раз.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.


Приложение №4

  1. При какой цене топлива на дорогу из Каневской до Краснодара будет достаточно 500 рублей, если расстояние равно 125 км, и половина суммы идет на обратную дорогу? Расход топлива составляет 8л на 100 км

  2. Подготовить лист для расчета значения функции

А) y=7x2-3x+6 при заданном x

Б) x=12a2+7a-6 при заданном а

Результаты оформить в виде таблицы:


A

B

C

1

Введите значение x(a)



2

Значение функции равно




Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Внутренние воды материка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: