Статья «Курс ИКТ- поддержки по предмету «Информатика 5-6 классы» в информационной среде как технология смешанного обучения»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 896






«Курс ИКТ- поддержки по предмету «Информатика 5-6 классы» в информационной среде как технология смешанного обучения»

(из опыта работы)











Выполнила:

Ягудина Виктория Рауфовна,

Учитель технологии

ГБОУ СОШ № 896 г. Москвы















Москва

2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….

3

Глава 1. Перспективы смешанного обучения в современной школе……………………………………………………………………..


9

1.1. Место и роль смешанного обучения в современном образовании………………………………………………………………


9

1.2. Смешанное обучение как форма реализации учебного процесса в традиционной российской (московской) школе ……………………….


11

Глава 2. Организация и основные результаты работы в форме смешанного обучения ………………………………………………….


16

2.1. Особенности создания планирования предмета «Информатика и ИКТ» для 5-6-классов в период перехода российских школ на ФГОС ООО ……………………………………………………………………….



16

2.1.1.Разнообразие курсов и методов обучения предмету информатика и ИКТ в России ……………………………………..


19

2.1.2.Психологические особенности подростков в 5-6 классов и их мотивации к обучению ………………………………………..


21

2.2. Разработка курса «Информатики 5-6 класс» в системе смешанного обучения …………………………………………………………………..


25

2.2.1. Разнообразие интернет — ресурсов, используемых на уроке ИКТ …………………………………………………………………


25

2.3. Организация обучения обучающихся ГБОУ СОШ № 896 по технологии смешанного обучения ……………………………………..


30

2.3. 1Постановка эксперимента и планирование типового урока по технологии смешанного обучения …………………………….


30

      1. Итоги применения технологии смешанного обучения в ГБОУ СОШ №896 …………………………………………..


38

2.4. Методические рекомендации по организации эффективного использования смешанного обучения в российских (московских) школах…………………………………………………………………….



42

Заключение ………………………………………………………………

44

Список используемой литературы и ссылок интернета ……………

47

Приложение ………………………………………………………………

Приложение 1. Наиболее типовые и интересные задание для модели смешанного обучения. Планирование типового урока по технологии смешанного обучения ……………………………………………………

49



49

Приложение 2. Ресурсы для дистанционного образования …………

58

Приложение 3. Учебно-тематическое планирование курса Информатика для 6 класса с ИКТ- поддержкой ……………………….


59
















Введение

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, который ориентирует образование не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В связи с этим, в условиях информатизации современного общества, особую значимую роль приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и информационных технологий, потому что именно в рамках этого предмета информатики созданы условия для формирования разнообразных видов деятельности, которые позволяют получить знания по таким немаловажным темам как: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами. Именно на основании перемен, которые происходят в нашем современном обществе, можно смело говорить о становлении новой образовательной парадигмы, которая основывается на изменении фундаментальных представлений об обучающимся и его развитии через образование.

Образование во всем мире живет в ситуации постоянных реформ. С 2010 года в Москве, как и во всей России, вводится Федеральный государственный образовательный стандарт для средней школы (ФГОС).

Согласно стандарту ФГОС ООО по предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрено, что изучение происходит на всех ступенях школьного образования, начиная с преподавания информатики в начальной школе и заканчивая старшей школой. Это внесло серьезные перемены в процесс обучения информатике школьников в целом. Появились новые информационные средства обучения[1,2]

В основе ФГОС ООО лежит идеология развивающего образования. ФГОС ООО ориентирован на результаты образования посредством внедрения новых образовательных технологий и смешанное обучение в данном случае не исключение. Объектами итогового контроля и аттестации обучающегося являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. В основе ФГОС лежит системно — деятельностное содержание, ориентиры которого постоянно поддерживаются в информационной среде. Один из ключевых моментов реализации новой модели средней школы, зафиксированный в стандарте – это информационная образовательная среда. Введение стандарта делает необходимым условие профессиональной ИКТ– компетентности работников образовательного учреждения[2].

Основным метапредметным результатом в современной школе является ИКТ-компетентность школьников.

Возможности, которые открывает ИКТ современным обучающимся:

  • легкость коммуникации и передачи информации;

  • взгляд на себя со стороны;

  • самостоятельность в поиске и осмыслении информации;

  • открытость информационного пространства;

  • простота совершенствования и сохранения результата;

Современный человек должен не только обладать достаточным объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, а также сотрудничать с другими учащимися.

Актуальность данного исследования. Приоритетными направлениями модернизации Российского образования является система непрерывного образования, которая основана на компетентностном подходе, личностно-ориентированном обучении в принципиально новой образовательной среде, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Сегодня отечественное образование переживает этап становления и развития смешанного обучения, которое также называют интегрированным, комбинированным. Концепция смешанного обучения предполагает, что в современных условиях в системе образования можно оптимально сочетать «сильные» стороны традиционного обучения с преимуществами дистанционных технологий. Значительная часть материала осваивается учащимися самостоятельно в «дистанционном компоненте» программы или курса, а учитель, в свою очередь, имеет возможность организовывать очные практические занятия более насыщенно и эффективно. Система смешанного обучения предлагает также реальные подходы к решению одной из основных задач современного традиционного образования: реализации и развития в полной мере потенциальных способностей каждого обучаемого.

В 2013-2014 году все чаще стали употреблять термин «смешанное обучение». Мне стало интересно, как я могла бы применить смешанное обучение в современной общеобразовательной школе. Хотелось бы разобраться какова обратная сторона данной методики, что в этой методике хорошо и что в этой методике плохо. Публикаций об этой методике очень мало [6].

В данный момент все школы постепенно переходят на электронное обучение (и моя школа, в которой я работаю не исключение). Самый распространенный электронный ресурс – это электронный журнал, в котором я могу прописать не только тему урока, но и выложить весь учебный материал, а также все необходимые инструкции для самостоятельного изучения. Учащиеся изучают самостоятельно материал дома, а на уроке мы используем полученные знания на практике, тем самым происходит экономия времени урока на объяснение темы, больше времени отводится на практическое применение знаний: решение задач и выполнение мини-проектов.
Объект исследования является учебная деятельность различных категорий обучающихся (в данном случае ученики 5-6 классов) в форме дистанционного или смешанного обучения, а также процесс обучения информационным и коммуникационным технологиям в форме смешанного обучения.

Предметом исследования является модель реализации учебного курса в форме смешанного обучения в традиционной системе образования на основе разработанной методики.

Цель исследования. Обосновать целесообразность применения технологии смешанного обучения в учебном процессе в современной общеобразовательной школе на примере курса информатики для 6 класса

Гипотеза. Если смешанное обучение начать использовать сегодня в массовой школе, то можно будет получить значительное повышение интереса и ответственности к процессу образования у обучающегося.

Задачи исследования. Для исследования данной гипотезы были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить тенденции развития современного состояния смешанного обучения в рамках средней общеобразовательной школы на примере уроков ИКТ;

  2. Разработать возможность организации смешанного обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий в массовой школе;

  3. Выбрать конкретные активные методы обучения, которые смогут повысить мотивацию обучающегося в рамках смешанного обучения;

  4. Провести педагогический эксперимент с целью выявления эффективности реализации сформулированных принципов построения курса информатики для 6 класса в форме смешанного обучения.

активных методов, которые смогут повысить эффективность обучения.

Для реализации гипотезы и модернизации методов преподавания курса информатики, в нашей школы необходимо применить следующие активные методы обучения (оставить только те, которые реально использовали):

  • метод проектов ;

  • практический эксперимент;

  • групповые обсуждения;

  • мозговой штурм;

деловые игры ;

ролевые игры; 

  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

  • анализ практических ситуаций (сase study). 

Практическая значимость исследования заключается в реализации модели смешанного обучения как инструмента модернизации современного образования в конкретной школе, где удалось соединить традиционные подходы к организации учебного процесса, при котором осуществляется передача знаний, с технологией дистанционного обучения.

Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении

    • обосновывается актуальность избранной темы исследования;

    • излагаются цель, задачи, гипотеза, методы исследования;

    • показывается новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе рассматриваются перспективы смешанного обучения в современно школе, роль которого в настоящее время постоянно растёт. Рассматриваются преимущества и риски использования смешанного обучения в массовой школе, т. к. главным средством обучения может выступать компьютер, подключенный к Сети, и сетевые образовательные ресурсы. 

Во второй главе рассматриваются методы обучения информатики, психологические особенности организации обучения подростков и основные результаты работы по обучению их информатики, в курсе, которые реализован в форме смешанного обучения. Во второй главе так же рассматривается эксперимент, который был поставлен в 6 классе и представляется планирование курса информатики с ИКТ-поддержкой.

В Заключении приводятся обоснованные выводы о целесообразности применения смешанного обучения в 5-6 классах.





Глава 1. Перспективы смешанного обучения в современной школе

1.1. Место и роль смешанного обучения в современном образовании

Информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, которая формирует системно — информационный подход к анализу окружающего нас мира, при этом изучая информационные процессы, а также методы и средства их получения, преобразования, передачи, хранения и использования. Информатика стремительно развивается и постоянно расширяет область практической деятельности человека, это связанно с использованием информационных коммуникационных технологий.

В последнее время в методике преподавания различных предметных дисциплин появился такой термин, как «смешанное обучение». Смешанное обучение подразумевает технологии, которые позволяют организовать процесс обучения с помощью компьютерных устройств и сети Интернет. Задачей преподавателя в данном случае является извлечение преимуществ смешанного обучения [15,19].

В качестве цели создания смешанного обучения в общеобразовательной школе выступает стремление объединить преимущества очной передачи знаний обучающемуся и электронного обучения, которое может осуществляться при поддержке разнообразных образовательных ресурсов. На основе всего сказанного можно выделить три взаимозависимые основные области, которые связывают и поддерживают образовательный процесс. К этим областям относится — педагогика, методика обучения и информационно-коммуникационные технологии. При разработке методики смешанного обучения необходимо укрепить связи между этими областями.

Я считаю целесообразно использование смешанного обучения в общеобразовательной школе, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным, доступным, насыщенным и интересным. При этом необходимо сочетать в себе различные формы обучения, начиная от традиционной передачи знаний, умений и навыков и заканчивая передачей знаний, умений и навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий. В смешанном обучении возможно сочетание разнообразных видов учебной деятельности, тем самым обеспечивая интерактивные условия обучения для обучающихся, а это лучше всего подходит к системе обучения в интерактивной учебной образовательной среде. Таким образом, внедрение смешанного обучения в современной общеобразовательной школе:

  • позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться в сети Интернет;

  • расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения;

  • даёт возможность учиться людям с ограниченными возможностями;

  • не требует приобретения бумажной учебной литературы;

  • позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным Интернет технологиям;

  • благодаря передаче информации в мультимедийном формате, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу – обучающийся сам решает на каком моменте остановить просматриваемый материал, может просмотреть его несколько раз, при этом выделив для себя наиболее важные моменты;

  • обучающиеся могут легко взаимодействовать между собой и учителем, обмениваться, копировать и передавать полученную информацию с помощью сети Интернет;

  • появляется возможность работать совместно над одним общим документом в сети Интернет с помощью удобного сервиса например, Gmail.com или других облачных технологий.[18]

1.2. Смешанное обучение как форма реализации учебного процесса в традиционной российской (московской) школе

Если обратиться к истории создания смешанного обучения в России, то можно проследить некоторую линию развития данной технологии.

Все началось в начале 90-х годов, в Российской образовательной системе, появилось такое понятие, как «дистанционное обучение» так стали называть заочное обучение, которое было получено с помощью различных технических средств обучения. Первооткрывателями данного вида обучения стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия [11].

В России начало становления дистанционной системы образования приходится на 30 мая 1997 года. Обучающимся, в дистанционной форме обучения, помимо бумажных источников информации, предлагались дополнительные средства обучения, к которым относились видео- и –аудио файлы.

Далее, во второй половине 90-х годов в учебном процессе стали активно использовать термин «открытые образовательные технологии», то есть технологии, которые доступны любому человеку в любое время и в любом месте, при условии наличия Интернет-ресурсов.

А вот уже в начале XXI века данная форма обучения была объединена понятием e-learning (электронное обучение). Его последующее развитие привело к расширению доступности образования.

Теперь любой человек, независимо от возраста и образования получил возможность приобретать комплекты учебных материалов на электронных носителях, осваивать их, консультироваться с преподавателями или консультантами.

Использование в системе смешанного обучения современных информационных коммуникационных технологий, прежде всего это сеть Интернет, которая предоставляет учебному процессу специфические особенности:

быстрая передача информации с помощью электронной почты (консультирование, копирование и пересылка текстовых и мультимедийных файлов);

общение на форумах, в чатах, как с преподавателями, так и с обучающимися – все это позволяет оперативно решать многие образовательные задачи, передавать, копировать и делиться материалами;

электронные учебные материалы, размещаемые в сети Интернет, содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео, инструкции и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки на справочные материалы;

В смешанном обучении можно выделить следующие основные компоненты, без которых не возможна организация данного вида обучения:

1. прямое, личное взаимодействие участников образовательного  процесса (взаимодействие учителя, и обучающихся между собой);

2. свободный доступ к интерактивным ресурсам в сети Интернет;

3. самообразование, самоконтроль и саморазвитие обучающегося;

4.повышение мотивации и интереса к изучаемому предмету;

В методической литературе описываются несколько наиболее часто используемых уже модели организации работы учащихся на уроке. Кроме того, возможно использование следующих моделей смешанного обучения, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия:

  • Модель «Перевёрнутый класс» в данном случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. При работе в режиме «Перевёрнутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик, таких как активность, ответственность, инициативность, а также раскрываются метапредметные навыки, к которым можно отнести такие понятия как, самоорганизация, управление временными ресурсами, мотивация, планирование своего учебного времени. В данной модели обязательным условием является наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

  • Модель «Смена рабочих зон» в данной модели число групп может увеличиваться по числу видов учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем).  Использование данной модели требует сложного разделения учебного помещения, а также участия ассистента (тьютора). Преимуществом данной разновидности модели является то, что со временем вырабатывается привязка определённого вида деятельности к определённому месту, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности. Иными словами обучающийся понимает, что в определенной части класса происходит своя работа. Например в зоне установки компьютеров происходит поиск и сортировка необходимой информации, т.е. каждой разделенной части соответствует определенный вид деятельности.

  • Модель «Личный выбор» подходит для обучающихся, которые имеют высокую мотивацию к учению и высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков. В рамках этой группы образовательная деятельность и ответственность за её результаты возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с использованием электронного образовательного ресурса.

  • Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ­-компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведётся в традиционной форме, а электронное обучение используется для поддержки и отработки навыков. [10,11]

Из этого описания видно, что при использовании технологии смешанного обучения меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения десятка задач на уроке после изученной темы, и зачастую редко удается получить консультацию от учителя здесь и сейчас, теперь обучающимся предоставляется доступ к электронным ресурсам, которые они могут самостоятельно изучить дома, главным образом, это учебное видео по теме, схемы, иллюстрации. А на уроке теперь учитель организует совместную деятельность по новой изученной дома теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т.д. [8]

































Глава 2. Организация и основные результаты работы в форме смешанного обучения

2.1. Особенности создания планирования предмета «Информатика и ИКТ» для 5-6-классов в период перехода российских школ на ФГОС ООО

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с:

  1. законом РФ «Об образовании»;

  2. требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  3. требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

  4. основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

  5. авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы».

В планировании по информатике соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно — деятельностный подход, в рамках которого возможно реализовать современные стратегии обучения и образования, которые предполагают использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного обучающегося, достижения им ряда образовательных результатов, которые прямо связанны с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для повышения его эффективности и результативности обучения. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики обучающиеся знакомятся с теоретическими основами информационных технологий, овладевают практическими навыками использования средств ИКТ, которые могут применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Процесс изучения информатики ориентирован на формирование метапредметных и личностных результатов. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

В программе по информатике учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования, учащиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Начиная с 5-го класса, обучающиеся получают технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и практическое обобщение этого опыта [6]

2.1.1.Разнообразие курсов и методов обучения предмету информатика и ИКТ в России

При обучении информатике применяются, в основном наглядные и практические методы обучения, но при этом имеют свою специфику. Метод обучения —  это способ организации совместной  деятельности и  учителя,  и  обучающихся по достижению целей обучения.  Современный этап развития современного образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. При этом познавательная активность обучающихся является важнейшим фактором улучшения образовательного процесса, а развитие познавательной активности стимулирует поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, а также побуждает к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию[11].

Существует несколько методов обучения информатике:

  • показ (наглядного объекта  на плакате или  экране  компьютера,);

  • постановка вопроса; 

  • выдача практического задания; 

  • деловая игра;

  • групповая работа;

  • проект 

В настоящее время возросла потребность в учителе, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения в своей педагогической практике. В современной общеобразовательной школе при изучении курса информационных коммуникационных технологий чаще всего используются следующие учебно-методические комплекты.

Таблица 1

Название УМК

Издательство

Содержание комплекта

БосоваЛ.Л. Информатика

5 — 9 класс

БИНОМ

Авторская программа. УМК 5 – 7 кл.; учебник 5 кл.; рабочая тетрадь 5 кл.; учебник 6 кл.; рабочая тетрадь 6 кл.; задачник 5 – 6 кл.;

методичка 5 – 6 кл.; учебник 7 кл. Дополнительно: плакаты 5 – 6 кл., ЭОР https://www.lbz.ru

Под ред. Макаровой Н.В.

Информатика и ИКТ

5-6 класс

Питер Пресс

Учебник издается под названием «Информатика и ИКТ. Начальный уровень», является частью учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ 5–11 кл. и охватывает пропедевтический этап изучения информатики. В комплект входят: «Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №1. Начальный уровень», «Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №2. Начальный уровень»

Угринович Н.Д Информатика и ИКТ

7 – 11 класс

БИНОМ

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

Авторская программа. УМК 7 – 9 кл. (8 – 9 кл.): учебник 7 кл.;

учебник 8 кл.; учебник 9 кл.; методичка 7 – 11 кл.

Дополнительно: плакаты 7 – 9 кл.

Горячев А.Л.

Информатика

5 – 9 класс


Баласс

Образовательная программа школа 2100

УМК 5-9 классы

Методические рекомендации к учебнику

Рабочие тетради по ИКТ 5,6 класс

Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. 8 — 9 класс

БИНОМ

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

Авторская программа. УМК 8 – 9 кл.: учебник 8 кл.; учебник 9 кл.;

задачник-практикум 8 – 11 кл. (в 2-х т.); структурированный конспект базового курса; методичка.

Дополнительно: плакаты 7 – 9 кл.


Благодаря разнообразным учебно-методическим комплектам и электронным образовательным ресурсам для обучающихся можно организовать разнообразные модели смешанного обучения такие как:

  • перевернутый класс (когда класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения);

  • смена рабочих зон (в классе используются разнообразные виды учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем);

  • личный выбор (процесс строится преимущественно с использованием электронного образовательного ресурса);

  • автономная группа (в этом случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального, а в другой группе основное обучение ведётся в традиционной форме, электронное обучение используется лишь для поддержки и отработки навыков).

В своей работе и поставленном эксперименте я использовала две модели обучения – это модель «Перевернутый класс» и модель «Автономная группа» Так как две модели более оптимальны для использования в данном классе. Это самые доступные модели для обучения курсу информатике в общеобразовательной школе

2.1.2. Психологические особенности подростков 5-6 классов и их мотивации к обучению

В психолого-педагогических исследованиях психологи отмечают, что возраст в 10–12 лет является пограничным возрастом между детством и отрочеством, с которым тесно связано два кризиса – возрастной и образовательный. С началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере подростка: замедляется темп учебной деятельности, на выполнение определенной работы обучающийся тратит больше времени.

Если проследить поведение обучающегося на уроках, то можно заметить, что дети чаще отвлекаются, негативно реагируют на замечания, могут вести себя вызывающе и демонстративно, часто бывают раздражены, в связи с этим происходит частое изменение настроения – все это ведет к снижению успеваемости в учебной деятельности.

Начиная с пятого класса, увеличивается учебная нагрузка, учебные предметы усложняются, и вместо одного учителя в классе работает несколько учителей с разнообразными требованиями и стилями преподавания учебных дисциплин, а в данной ситуации подросток должен сориентироваться и выполнять требования учителя.

В этом возрасте характерна склонность к фантазированию, к «расплывчатому» планированию своего будущего. Результат деятельности становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество выполненной учебной работы и не находит места для оценки детского творчества, инициативы и самостоятельности, то процесс обучения, для обучающегося, теряет свою актуальность и привлекательность.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6-х классах зависит от реализации преемственности связей между начальным и основным образованием. В период адаптации к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:

  • учитывать психологические и физиологические особенности 10–12-летних детей, которые вступают в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности и активности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;

  • если адаптивный период проходит тяжело, то необходимо проанализировать причины данной проблемы и выработать возможные пути решения, а также скорректировать трудности адаптации обучающегося.

Свидетельством, что обучающийся не может адаптироваться к условиям обучения в 5–6-х классах являются:

  • снижение интереса к обучению и собственной спеваемости;

  • появление признаков тревожности, поведенческих реакций на замечания учителя;

  • нарушения во взаимоотношениях со сверстниками;

  • демонстративное поведение, которое не является нормой.

Учителю необходимо в этот трудный период провести серьезную подготовительную работу прежде, чем начать работать с пятиклассниками.

Для этого необходимо:

  • иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

  • организовать преемственность в содержании и методах обучения заключительного этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и начального этапа обучения в основной школе (5–6-й классы);

  • проанализировать особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся.

При подготовке к уроку учитель должен организовать такие условия, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную познавательную деятельность, строить работу с обучающимися таким образом, чтобы уровень сложности предложенных заданий постоянно повышался; использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых можно было бы проследить жизненную позицию ученика. Иными словами урок строить таким образом, чтобы в нем были такие фразы как «А как вы думаете?», «Что бы вы могли предложить по этому вопросу?», «Как вы считаете?» и др. При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес учащихся. Следует на каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха [10,11]

























2.2. Разработка курса «Информатики 5-6 класс» в системе смешанного обучения

2.2.1. Разнообразие интернет — ресурсов, используемых на уроке ИКТ

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются разнообразные интернет — ресурсы нового, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы. [4]   

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Положительная сторона внедрения интернет — ресурсов и смешанной системы обучения в общеобразовательные школы:

  1. экономия времени на уроке, а весь материал задается на дом;

  2. глубина погружения в учебный материал;

  3. повышенная мотивация обучения;

  4. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов на уроке и дома;

  5. привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Внедрение информационно коммуникационных технологий влечет за собой:

1. содействует росту успеваемости обучающихся по предмету в целом;

2. позволяет обучающимся проявить себя в новой роли;

3. формирует навыки самостоятельной продуктивной работы во время учебной деятельности;

4. способствует созданию ситуации успеха для каждого обучающегося;

5. делает занятия интересными и развивает мотивацию при изучении предмета или курса;

6. обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

7. если задание групповое, то обучающиеся получают навык работы в команде, умение договариваться и распределять обязанности в группе.

В современной общеобразовательной школе все чаще стали использовать интернет-ресурсы нового поколения, что обеспечивает взаимодействие с двух сторон: со стороны учителя – преподнести материал в более интересной форме, а со стороны обучающегося- учиться и выполнять задания с интересом. Благодаря этому запоминание учебного материала у обучающегося происходит максимально эффективно, происходит существенное расширение возможностей самостоятельной работы, т.е. есть возможность заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. А для учителя происходит увеличение времени общения с обучающимися, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. Ведь куда интереснее проводить уроки в живом общении с обучающимися и отнести простую трансляции и передачу знаний на задний план. На уроке необходимо взаимодействовать и сотрудничать с обучающимися и по — чаще включать в ход урока такие вопросы «а как вы считаете?», «Как вы думаете?»

Современный мир буквально пронизан потоками разнообразной информации. И чтобы не утонуть в этом информационном море, а главное помочь решать свои практические задачи должен человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную для себя информацию необходимо. Перед учителями ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает обучающимся возможность:

  • создания и использования необходимой информации;

  • получение информации различными способами или путями; 

  • проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей, лабораторий;

  • создание материальных объектов, в том числе произведений искусств;

  •  обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования [8]

Для реализации всех этих задач учителям должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к разнообразным интернет — ресурсам.

Федеральный институт развития образования согласно  ГОСТ 7.83-2001, выделил три основные категории интернет – ресурсов, используемые в педагогической деятельности (рис.1). [9] .

Рис.1.Типология интернет — ресурсов

По каждой категории можно привести примеры, наиболее часто встречающиеся интернет-ресурсы в сети Интернет, которые помогают учителю организовывать учебно-воспитательный процесс.

В ходе проведения уроков информатики в 6 классе можно отметить, что опыт использования интернет — ресурсов на уроках ИКТ позволил обеспечить:

Со стороны обучающихся:

  • повышение качества обучения и эффективности подготовки обучающихся за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР);

  • дополнительную мотивацию обучающихся и стимулирование у них интереса к процессу обучению на уроках информатики в целом;

Со стороны учителя:

  • мотивацию к использованию на уроках информатики современных электронных образовательных ресурсов, виртуальных лабораторий и разнообразных образовательных электронных программ;

  • снижение временных затрат для учителей при подготовке к урокам информатики;

  • реализацию на практике принципа доступности и наглядности, а также высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационно – коммуникационных технологий в общеобразовательной школе.





















2.3. Организация обучения учащихся ГБОУ СОШ № 896 по технологии смешанного обучения

2.3.1. Постановка эксперимента и планирование типового урока по технологии смешанного обучения

Внедрение новых информационных технологий в учебно- образовательный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации и модернизации учебного процесса, характеризующейся применением средств информационных и коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе в сфере образования.

Одним из перспективных направлений использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования в настоящее время является технология смешанного обучения.

Смешанным обучением является комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи Интернет-ресурсов, которые позволяют осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса. Смешанным признается обучение, если от 30 до 70% учебного времени проводится он-лайн.

В 2013 -2014 учебном году было решено поставить эксперимент в 6 «Д» классе средней общеобразовательной школы № 896.

В 6 «Д» классе 18 человек, на родительском собрании были обсуждены основные этапы эксперимента и получено согласие родителей на его поддержку, класс был разделен на две подгруппы: в первой подгруппе используются технологии смешанного обучения, а во второй подгруппе уроки проходят в традиционной форме.

Обучающиеся первой подгруппы самостоятельно изучают электронные ресурсы, читают теорию, отвечают на вопросы тестов, выполняют практические задания, а учитель выступает в роли консультанта  — группового или индивидуального. Данное обучение эффективно для обучающихся с разными возможностями и запросами; учебный процесс реализуется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, методические подходы и педагогические технологии, используемые на уроке ИКТ, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением. Иными словами в первой подгруппе используется такая модель смешанного обучения как «перевернутый класс»

У обучающихся второй подгруппы основное обучение ведётся в традиционной форме, а электронный ресурс используется для поддержки и отработки навыков. В данной группе используется модель «Автономная группа».

При планировании типового урока с использованием технологии смешанного обучения необходимо задействовать всевозможные электронные образовательные ресурсы. В обеих подгруппах были изучены две темы: «Объектно-ориентированное программирование. Создание игр в трехмерной среде KODU», «Создание совместной презентации в сервисе Gmail.com»

Обучающиеся 1 подгруппы, имея систематический опыт работы с Интернет, получили возможность расширения знаний по собственной инициативе данной средой было предоставлено больше материала, чем тем обучающимся, которые изучали материал в традиционной форме обучения.

Рассмотрим типовые уроки, проведенные в каждой подгруппе по объектно-ориентированному программированию.[Приложение 1.Урок по теме: «Создание трехмерных игр KODU»].

  1. Первая подгруппа, в которой используется модель смешанного обучения получила задание просмотр видео, а в другая группа занятия по той же теме приходят в традиционной форме приходит на урок, не зная о новой теме. Для первой и второй подгруппы задана соответствующая тема урока (Рис.2.)

Рис.2. Электронный журнал с прописанной темой урока для первой подгруппы

  1. В первой подгруппе в электронном журнале задается домашнее задание по теме урока и предоставляется ссылка на видеофайл с инструкцией к уроку (Рис.3а.), а во второй подгруппе домашнее задание выглядит в виде вопроса «Что такое объектно-ориентированное программирование» (Рис.3б)


    Рис.3а. Запись домашнего задания для первой подгруппы












    Рис. 3б. Запись домашнего задания для второй подгруппы

  2. Перейдя по ссылке, обучающийся попадет на соответствующую страницу (рис.4). Ссылка доступна только тем, у кого она есть. Кроме учащихся 6 «Д» класса, другие пользователи просмотреть ее не смогут.

Рис.4. Канал видеохостинга с инструкциями

  1. Всегда можно проверить статистику посещения и просмотра ссылки на видеофайл (рис.5)

Рис.5. Статистика входа в электронный журнал


Для группы, которая занимается в традиционной системе обучения предусмотрен просмотр фильма на уроке. Такой тип урока будет называться как урок изучения нового материала. В оставшееся время урока учитель необходимо вложить практическое закрепление материала, в данном случае выполнение практической работы растягивается на несколько уроков, так как время урока было «потеряно» на просмотр материала.

  1. В первой подгруппе, на основе просмотренных учебных фильмов, выполняем практическую работу по созданию игры в KODU. А во второй группе смотрим и обсуждаем, как установить программу на компьютер, обсуждаем типовые команды, выполняем простейшие команды. Во второй подгруппе потеряно 20 минут учебного времени на изучение теоретической части времени.

  2. Выдача домашнего задания после первого урока первой подгруппе установить и сделать собственную программу, а второй подгруппе установить программу по инструкции

  3. На следующем уроке в первой подгруппе обсуждаем итоги домашнего задания, а со второй подгруппой проблемы, с которыми обучающиеся столкнулись при установке программы .

  4. Результат работы (рис. 6)

Рис.6. Результат работы учащихся в программе

Возможен другой вариант использования технологии смешанного обучения. Например, обучающемуся задается другой вариант домашнего задания. Ознакомиться с виртуальными лабораториями. В качестве домашнего задания выдается ссылка на ЭОР (рис.7)

Рис.7 Выдача домашнего задания с перенаправлением на сайт ЦОР



Еще один интересный способ применения технологии смешанного обучения – это совместная работа в сети в сервисе gmail.com. На дом можно задать учащимся задание в качестве регистрации на сервисе gmail.com и просмотр фильма как работать с электронной презентацией (рис. 8).

Рис.8. Подготовка к совместной работе на сервисе gmail.com



А на уроке попробовать создать совместную презентацию. Для этого обучающиеся делятся на группы по два человека, выбирают произвольную тему (рис.9)

Рис. 9. Результат совместной работы на сервисе gmail.com



Таким образом, смешанное обучение способствует повышению мотивации и познавательной деятельности обучающегося, кроме того, используются новые формы контроля учебного процесса, а так же смешанное обучение дает возможность работать с высокомотивированными учениками, кроме того появилась возможность предоставить учебный материал в более обширной форме.

Можно сделать вывод по данному вопросу.

Появилась возможность предоставить учебный материал в расширенной форме, используя при этом технологию смешанного обучения [ Приложение 3]. Планирование можно разделить на три части:

    1. Выдача электронного материала для самостоятельной работы дома

    2. Выполнение практической работы на уроке

    3. Подведение итогов в зависимости от успешности выполненной работы обучающимся.



      1. Итоги применения технологии смешанного обучения в ГБОУ СОШ № 896

На сегодняшний день смешанное обучение является одним из интересных направлений работы в сфере современного образования. И это совершенно не удивительно, потому что именно такой формат позволяет использовать все преимущества электронного обучения, но при этом, не теряются сильные стороны традиционного обучения. При смешанном обучении, так же как и в традиционной форме, осуществляется контроль знаний в еще большей степени. Потому что, в смешанной форме обучения, вся ответственность за изученный материал, возлагается на обучающегося, так как если материал не будет изучен, то это означает, что обучающийся не сможет выполнить предложенные учителем практические задания на уроке.

Хорошо продуманное сочетание онлайновых и оффлайновых элементов занятий позволяет сделать учебный процесс увлекательным и эффективным для обучающегося.

Среди основных преимуществ смешанного обучения является:
•    Каждый обучающийся получает возможность освоить необходимые учебные материалы в удобном формате – он сам выбирает время, когда ему посмотреть материал и сколько времени на это затратить, а также обучающийся может остановить просмотр учебного материала в том месте, в котором ему будет интересно, кроме того, обучающийся может посмотреть материал столько раз, сколько ему будет необходимо;
Учитель может извлечь максимум из возможностей планирования и преподавания курса или предмета.

Итак, главная цель смешанного обучения состоит в том, чтобы взять лучшее от традиционной и дистанционной формы обучения. Очные элементы можно использовать для работы над вовлеченностью обучающихся в образовательный процесс и для глубокой, интерактивной практики. Также очное обучение можно использовать как подготовительный этап для системы смешанного образования. В свою очередь, электронное обучение позволяет дать обучающимся мультимедийный контент, поставляя его в любое время и в любую географическую точку, откуда обучающийся может выйти в Интернет. Всё это даёт нам максимальную гибкость и максимальное удобство для всех заинтересованных в обучении сторон.

Педагогический эксперимент (наблюдение)

Таблица 2


Мотивация к изучению предмета (%)

Затраты времени на изучение материала (%)

Выполнение заданий (%)

1 группа

40

55

30

2 группа

60

45

70



Диаграмма 1

Педагогический эксперимент (опрос)

Среди учащихся, которые занимались в смешанной системе обучения, был проведен опрос с целью выявления потребностей в данной технологии:

1. Легко ли изучать учебно-методический материал в домашних условиях?

Таблица 3


Да (%)

Нет (%)

2 группа

55

45



Диаграмма 2



2. Хотели бы вы, чтобы изучение учебно-методического материала проходило в режиме домашнего обучения в будущем?

Таблица 4


Да (%)

Нет (%)

2 группа

54

44



Диаграмма 3

Подведем итог поставленному эксперименту: при использовании технологии смешанного обучения затраты на разбор материала уменьшаются, количество выполненных заданий увеличивается – т.е. учитель может предоставить изучаемый материал в большем объеме, кроме того возрастает мотивация к изучению учебного предмета за счет необходимости просмотра необходимых мультимедиа файлов. Информация усваивается в полном объеме благодаря зрительным процессам и, как известно, смотреть гораздо интереснее, чем читать. Большая часть обучающихся ответила положительно на вопрос просмотра обучающего видео в домашних условиях, ведь это еще и удобно- возможно просмотреть материал в любое удобное время и остановить там, где это необходимо, кроме того можно просмотреть изучаемый материал несколько раз.















    1. Методические рекомендации по организации эффективного использования смешанного обучения в школе

В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 32) дается следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». [1]

Основные документы, регламентирующие применение дистанционных образовательных технологий образовательным учреждением

  1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».

  2. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

  3. Приказ Минобрнауки России от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Одним из общих правил организации образовательной среды является критерий ее доступности для каждого обучающегося. В условиях быстрых изменений в науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий, целесообразно рассматривать технологию смешанного обучения как эффективный инструмент, обеспечивающий качество и доступность образования.[1,2]

Для организации эффективного использования смешанного обучения необходимо:

  1. Высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов, повышение квалификации педагогических кадров, освоение ИКТ-компетенций и овладение навыками работы в условиях организации образовательных технологий ;

  2. Желание самого преподавателя использовать что-то новое и интересное в своей педагогической деятельности;

  3. Учебное время на изучения информатики из расчета 2 часа в неделю на каждую подгруппу;

  4. Согласие родителей на использование смешанной системы обучения;

  5. Подбор материала, который будет предоставляться обучающимся для самостоятельного изучения

  6. Выбор модели обучения, которая соответствует потребностям и ресурсному обеспечению образовательного учреждения;

  7. Создание нормативно-правовых документов, которые обеспечат использование технологий смешанного обучения в учебно-воспитательном процессе при организации обучения.

Использование технологии смешанного предоставляет возможность обучающимся получить качественное образование, расширить возможности их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации.











Заключение

Технология «Смешанного обучения» характеризует образовательный процесс и включает в себя все разнообразные  формы обучения.

Сама структура организации учебного процесса связана:

— временем и местом обучения и количеством обучающихся;

— порядком взаимодействий между обучающимся и обучающим;

—  дидактическими средствами обучения (методическое обеспечение, инструментальные среды и т.п.)

В заключении можно сделать выводы:
Смешанное обучение:

    • Усиливает учебную мотивацию за счет включения активных методов обучения;

    • Позволяет обеспечить обратную связь между обучающимся и преподавателями;

    • Развивает способность обучающегося к самостоятельному  обучению и поиску нужной информации;

  • Позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучающихся;

  • Использование технологии смешанного обучения позволяет учителю перейти от трансляции знаний, умений и навыков к интерактивному взаимодействию с обучающимся;

  • Для повышения интереса к предмету необходимо включение в работу разнообразных активных методов обучения таких как, метод проектов, практический эксперимент, групповые обсуждения, деловые игры;

  • Педагогический эксперимент показал, что благодаря технологии смешанного обучения появилась возможность персонализировать образовательный процесс, при котором обучающийся самостоятельно определяет свои учебные цели и способы их достижения, учитывает свои образовательные потребности, интересы и способности, а учитель же в этом случае является помощником.

На сегодняшний день можно выделить ряд ключевых форм обучения:

1) Аудиторное обучение, предполагающее непосредственный контакт обучающегося и преподавателя;

2) Обучение по сетям (elearning), организуемое с помощью инструментальной среды или информационного пространства, иными словами это технология смешанного обучения;

Проведенное исследование позволило подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы, согласно которой:

  1. включение активных методов в смешанное  обучение усиливает учебную мотивацию; позволяет обеспечить обратную связь между обучающимся и преподавателями;

  2. развивает способность обучающегося к самостоятельному  обучению;

  3. смешанное обучение позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям обучающихся;

  4. реализовать наиболее эффективное восприятие информации обучаемым [19]

При смешанном обучении учитываются индивидуальные особенности восприятия человеком информации (обучающиеся обладают индивидуальными особенностями восприятия и переработки информации; одним необходимо подробное самостоятельное изучение материала, другим удобнее получать ответы от преподавателей)

Как раз смешанное обучение позволяет удовлетворить потребности обеих групп и дать им необходимые знания, умения и навыки изучения материала, что стимулирует выработку самообучения и поиска информации. Данная необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию ответственного отношения к обучению, и планированию времени, личной активности в поиске нужной информации.[17]

На мой взгляд, достоинства и эффективность смешанного формата способны вывести обучение на качественно новый уровень и обратить на себя внимание всех тех, кто стремится развиваться.




















Список использованной литературы ссылок интернета

  1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».

  2. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

  3. Приказ Минобрнауки России от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

  4. https://минобрнауки.рф/проекты/пнпо — Министерство Образования и Науки РФ

  5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы».

  6. Авдулова Т.П. «Психология подросткового возраста», Академия 2012 г., 240 стр.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю.Информатика. Программа для основной школы 5-6 класс, 7-9 класс

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/- свободная энциклопедия

  9. https://standart.edu.ru – нормативные материалы Федерального Государственного Образовательного Стандарта

  10. https://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548/ — Институт проблем информатики Российской Академии наук

  11. Давыдова И.П. Педагогам о дистанционном обучении. Авт.: и др. – СПб, Академиа 2009. – 98 с.

  12. Крутецкий В.А. «Психология», Просвещение, 1990 г., стр.262

  13. Политов Е.С., Бухаров М.Ю., Теория и практика нестандартного обучения в школе : Учеб. пособие по редакц. М.: Академия, 2000.

  14. https://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/ — Вестник образования

  15. Мальцева А. А. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного. Открытое образование. – 2006. – № 2. – С. 59–65.

  16. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М., 1978.

  17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2007.

  18. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.

  19. https://www.microsoftvirtualacademy.com/training-courses/games-creating-with-kodu-game-lab-rus — сайт корпорации Microsoft и разработкой дистанционного курса по созданию игр в среде KODU

  20. Хомоненко А. Д. Основы современных компьютерных технологий. / Под ред.– СПб: Корона-Принт, 2000

21. https://coursemarket.ru/info/1445/Действующие нормативные акты Министерства образования и науки России по дистанционному обучению

22. https://www.bibliofond.ru – Библиофонд «Электронная библиотека»

23. https://nsportal.ru – образовательная социальная сеть

24. https://festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

















Приложение 1.

Планирование типового урока по технологии смешанного обучения

Планирование урока по теме: «Создание трехмерных игр без программирования в Kodu Game Lab» (урок, проведенный в традиционной форме обучения) [22]

Занятие 1. Знакомство с визуальной средой программирования Kodu: делаем первые шаги

Цели:

  • актуализировать знания по теме «Алгоритм и его формальное исполнение;

  • уметь работать с объектно — ориентированным программированием;

  • воспитывать дисциплинированность, целеустремлённость и трудолюбие.

Средства обучения: презентация «Знакомство с системами объектно — ориентированного программирования на примере программы KODU»

Ход урока

Организация

Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке


Мотивация

Объяснение темы, цели, плана проведения занятий


Актуализация знаний

Что такое алгоритм?

(Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи.)




Учитель: Визуальное программирование — способ создания программы для компьютера путём манипулирования графическими объектами вместо написания её текста (кода).

Задание 1. Для начала работы посмотрите ролик “Первая игра (обучение)”

Проверь себя! После просмотра видео ответьте на вопросы:

Каким образом осуществляется переключение между режимом редактирования и режимом игры?

Как можно понять что включен режим редактирования?  Каким образом отображаются в режиме редактирования пути, по которым перемещаются объекты?  Какие действия необходимо выполнить для создания программы, определяющей последовательность действий объекта?

Какой вид имеет структура правила в Kodu?

Для справки:

Программа в Kodu — это набор правил, которые определяют действия объекта. Для написания правил в Kodu используются два оператора: When Do  When (англ. “когда”, “если”, “в то время как”) — оператор, определяющий условие;  Do (англ. “делать”) — оператор, определяющий непосредственное действие, которое должен выполнить объект при соответствующем условии.

Программа создается для каждого объекта индивидуально.

Упражнение 1.

Создание первой программы. Сюжет игры: Байкер объезжает деревья.

Для успешного выполнения упражнения и создания первой игры, четко следуйте предложенному алгоритму:  Запустите программу Kodu.  Выберите команду «Новый пустой мир» (Empty World). Появится зеленое поле — основа для размещения игровых объектов в мире. Внизу окна размещены иконки, отображающие основные команды программы (рис.1.1).

Рис. 1.1. Режим создания мира в Kodu

Добавьте на поле 3 дерева. Для добавления объектов выберите иконку «Объект» и щелкните один раз по полю левой кнопкой мыши. Появится список доступных объектов. Выберите объект «Дерево». Повторите действия ещё два раза.

Рис. 1.2. Режим выбора объектов

Добавьте объект «Байкер» и задайте для него программу действий — набор правил. Щелкнув правой кнопкой мыши на объекте «Байкер», вызовите контекстное меню и перейдите в режим создания Программы.

В открывшемся окне кода составьте инструкцию для движения вокруг деревьев. Команды задаются выбором из списка необходимых инструкций. Пример программы приведен на рис. 1.3. При щелчке по карточке (иконка со знаком +) открывается перечень доступных действий, из которых следует выбрать необходимое (подтвердив действия нажатием левой клавиши мыши).

Рис. 1.3. Программа, позволяющая Байкеру объезжать деревья

Запустите программу на выполнение клавишей Esc. Понаблюдайте за движением Байкера. Если траектория движения не соответствуют поставленной задаче (объект не двигается или не объезжает деревья), то проверьте корректность кода (рис. 1.3).

Сохраните программу на жестком диске. Для этого перейдите в главное меню (клавиша Home) и выберите команду «Сохранить мой мир».

Задание для самостоятельной работы:

Попробуйте изменить цвет одного из деревьев, например, на желтый.

Напишите программу, в которой предусмотрите ситуацию столкновения Байкера с деревом.

Подведение итогов Чему вы научились за сегодняшний урок?

Попробуй порассуждать, каким образом осуществляется программирование в среде Kodu? Что сделали разработчики, чтобы этот процесс стал увлекательным и доступным детям?

Как ты думаешь, почему разработчики Kodu хотят научить детей программировать?

Ты уже знаешь, какие классы языков программирования выделяют и какое место среди них занимает Kodu? Почему его называют визуальным?

На каких операторах основано программирование в Kodu? Подумай, почему? Какие это создает дополнительные возможности

Раздаточный материал для группы, чье домашнее задание было просмотреть учебный фильм

Создаем 3D в объектно-ориентированной среде KODU

Упражнение 1. Создание первой программы. Сюжет игры: Байкер объезжает деревья.

Для успешного выполнения упражнения и создания первой игры, четко следуйте предложенному алгоритму:

Запустите программу Kodu.

Выберите команду «Новый пустой мир» (Empty World). Появится зеленое поле — основа для размещения игровых объектов в мире. Внизу окна размещены иконки, отображающие основные команды программы (рис.1.1).

Добавьте на поле 3 дерева. Для добавления объектов выберите иконку «Объект» и щелкните один раз по полю левой кнопкой мыши. Появится список доступных объектов. Выберите объект «Дерево». Повторите действия ещё два раза.

Добавьте объект «Байкер» и задайте для него программу действий — набор правил. Щелкнув правой кнопкой мыши на объекте «Байкер», вызовите контекстное меню и перейдите в режим создания Программы.

В открывшемся окне кода составьте инструкцию для движения вокруг деревьев. Команды задаются выбором из списка необходимых инструкций. Пример программы приведен на рис. 1.3. При щелчке по карточке (иконка со знаком +) открывается перечень доступных действий, из которых следует выбрать необходимое (подтвердив действия нажатием левой клавиши мыши).

Запустите программу на выполнение клавишей Esc. Понаблюдайте за движением Байкера. Если траектория движения не соответствуют поставленной задаче (объект не двигается или не объезжает деревья), то проверьте корректность кода (рис. 1.3).  Сохраните программу на жестком диске. Для этого перейдите в главное меню (клавиша Home) и выберите команду «Сохранить мой мир».

Задание для самостоятельной работы:

Попробуйте изменить цвет одного из деревьев, например, на желтый.

Напишите программу, в которой предусмотрите ситуацию столкновения Байкера с деревом.


Пример работы на уроке ИКТ и экологии «Экологические катастрофы и экологическая экспертиза» (интегрированный урок экология и ИКТ)

  • Используйте следующий список ссылок(выдача в качестве домашнего задания):

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Экологические_катастрофы

https://www.ekologia-v-vuz.ru/problem/eko-krizis-katastrofa.php

https://www.prinas.org/node/622

https://www.ecoindustry.ru/

https://disasterium.com/indexb.shtml

https://www.pursei.ru/spravka.htm

https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5554/

https://www.5-tv.ru/programs/broadcast/501431

https://www.amic.ru/news/?news_id=71190

https://topnews.ru/video_id_4420.html

https://www.youtube.com/watch?v=CotK54lxg0s&hl=ru

https://www.youtube.com/watch?v=CotK54lxg0s&hl=ru

https://www.youtube.com/watch?v=007lH4W-H0s&hl=ru

https://www.greenpeace.org/international/photosvideos

  • Изучите информацию, представленную на веб-страницах.


Результатом изучения материала, являются творческие отчеты учащихся, выполненные в различных программах, например в Power Point
















Приложение 2. Ресурсы для дистанционного образования



Интернет-школа «Просвещение.ru»

https://www.internet-school.ru

Образовательный сайт TeachPro.ru

https://www.teachpro.ru

Обучающие сетевые олимпиады

https://oso.rcsz.ru

Открытый колледж

https://www.college.ru

Центр дистанционного образования «Эйдос»

https://www.eidos.ru

Центр образования «Технологии обучения» (I-Школа)

https://www.home-edu.ru

Дистанционное обучение школьников на профильном уровне

https://www.e-school.mesi.ru/

Школьный университет

https://club.itdrom.com/main.html

Дистанционная довузовская подготовка СГАУ

https://prometey.sgau.ru/

Портал обучения информатике и программированию СГУ

https://school.sgu.ru/

Портал дистанционного обучения СарИПКиПРО

https://courses.saripkro.ru/school/

https://school.saripkro.ru/

Дистанционная школа «Компьютер XXI»

https://www.future4you.ru/index.php?option

=com_content&view=article&id=131&Itemid=139

ИОЦ «Виртуальный филиал Русского музея»

https://museum.seun.ru

Приложение 3. Учебно-тематическое планирование курса Информатика для 6 класса с ИКТ- поддержкой

п/п


Тема

Час

Практическая работа обучающихся

Характеристика деятельности ученика

Аналитическая и практическая деятельность

Ссылка на электронный ресурс

1

2

3

4

5

6

7

1

Раздел 1. Компьютер (6 часов)

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

1

Работа в текстовом редакторе Word Работа с текстовым процессором. Редактирование и форматирование текста Создание списков. Маркированные списки



Учащиеся должны знать: требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях назначение компьютера и его применение для обработки. (продуктивный), основные и дополнительные устройства, виды памяти (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека (продуктивный)

Учащиеся должны знать: основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению (продуктивный)

Аналитическая деятельность:

выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

анализировать устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения, обработки, вы-
вода и передачи информации;

определять технические средства, с помощью которых
может быть реализован ввод информации

Практическая деятельность:

выбирать и запускать нужную программу;

работать с основными элементами пользовательского
интерфейса: использовать меню, обращаться за справ-
кой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; создавать, переименовывать, перемещать, копировать
и удалять файлы;

соблюдать требования к организации компьютерного
рабочего места, требования безопасности и гигиены
при работе со средствами ИКТ



https://www.youtube.com/channel/UC6gduuvQpIpOvNG1_X1WWKA — обучающий фильм о работе в офисных программах



https://www.lbz.ru/files/ — электронные приложения сайта издательства Бином


2

Объекты окружающего мира

1

3

Компьютерные объекты

1

Создание нумерованных страиц

4

Работа с основными объектами операционной системы

1

Создание таблиц.

Размещение текста и графики в таблице


5

Работа с основными объектами операционной системы

1

6

Файлы и папки

1

Создание статьи в текстовом редакторе на свободную тему

7

Раздел 2. Объекты и системы

(15 часов)

Работа с объектами файловой системы

1

Работа на компьютере в Power Point

Выбор шаблона оформления. Название презентации. Создание нового слайда. Копирование и удаление слайдов

Изменение размеров положения объекта на слайде Создание эффекта анимации и смены



Учащиеся должны знать:

— понятие объектов;

— признаки объектов и отношения между объектами;

— разновидности и классификацию объектов;состав объектов; — понятие системы объектов. Учащиеся должны уметь:

— давать имена объектам; — выделять отношения между объектами;

— применять системный подход


Учащиеся должны знать:

— основные устройства компьютера; — назначение и функции основных устройств компьютера;

— правила поведения и ТБ в кабинете информатики.

Учащие должны уметь:

— работать с клавиатурой;

— работать с мышью;

— отличать основные устройства ПК от периферийных

Аналитическая деятельность:

анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов
на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных
и смешанных систем.

Практическая деятельность:

изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

изменять свойства панели задач;

узнавать свойства компьютерных объектов (устройств,
папок, файлов) и возможных действий с ними;
упорядочивать информацию в личной папке.


https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961 — ЦОР виртуальная лаборатория по информатике

https://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm — федеральный портал образовательных ресурсов

8

Разнообразие отношений объектов и их множеств

1

9

Отношение является элементом множества.

1

слайдов. Применение анимации ко всем слайдам. Изменение порядка следования анимации.

10

Отношения между множествами

1

11

Отношение входит в состав.

1

Создание циклической презентации

12

Возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов

1

13

Отношение является разновидностью. Классификация объектов

1

Создание мультфильма в презентации. Выставление времени смены слайдов


14

Классификация компьютерных объектов.

1

15

Возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов

1

Вставка звукового объекта. Вставка видео объекта .


16

Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы

1

17

Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».

1

Вставка объекта WordPad.

Создание собственной презентации на свободную тему.

18

Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора

1

19

Персональный компьютер как система

1

20

Создаем компьютерные документы

1

21

Раздел 3. Информация вокруг нас (4 часа)

Как мы познаем окружающий мир

1

Работа в сети Интернет

Просмотр обучающего видео «Работа в сервисе gmail.com»



Учащиеся должны знать: как человек познает мир через органы чувств (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе (творческий)

Понимать, что представляет собой реальная действительность;

Знать средства приема сигналов из внешнего мира (органы чувств), уметь приводить примеры: из чего складывается восприятие;

Описывать свое представление о носителях информации.

Умет ь:

изменять ориентацию страницы;

создавать таблицу, состоящую из требуемого числа столбцов и строк;

оформлять таблицу, используя автоформатирование.

Учащиеся должны иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации (творческий).

Понимать:

что понятие – это форма мышления;

Уметь приводить пример существенных признаков объекта, понятий из повседневной жизни и предметных курсов.

Уметь:

перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы;

находить рисунок в коллекции;

вставлять рисунок в требуемое место;

изменять размеры рисунка.

Аналитическая деятельность:

приводить при меры передачи, хранения и обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры информационных носителей;классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

разрабатывать план действий для решения задач на
переправы, переливания и пр.;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта
к его восприятию.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения, используя
простейшие коды;

работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

осуществлять поиск информации в сети Интернет
с использованием простых запросов (по одному при-
знаку);

сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты
и ссылки на них;


https://www.youtube.com/watch?v=ZRfk_xeWpdk – обучающий фильм о работе на сервисе gmail.com


22

Понятие как форма мышления. Определение понятия

1

1.Регистрация на www.gmail.com (создание своего аккаунта )

2.Знакомство с возможностями gmail.com (с облачными технологиями)


23

Как образуются понятия

1

Создание документа в gmail.com


24

Создаем компьютерные документы (продолжение)

1

Создание презентации в gmail.com


25-26

Раздел 4. Информационные модели. (21 час)

Конструируем и исследуем графические объекты

2

Работа на компьютере в Exel

Назначение и интерфейс MS Excel

Ввод данных в ячейки электронной таблицы


Учащийся должен:

расширить представления о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;

усвоить основные понятия темы;

уметь применять ранее полученные знания и способы действия в самостоятельно – практической работе;

Аналитическая деятельность:

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для
выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и
удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету,
к выравниванию текста;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы

Аналитическая деятельность:

различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов
окружающего мира.

Практическая деятельность:

создавать словесные модели (описания);
создавать многоуровневые списки;
создавать табличные модели;

создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

создавать диаграммы и графики;
создавать схемы, графы, деревья;
создавать графические модели


https://www.youtube.com/watch?v=yZYOnwpM3OM – лекции НОУ ИНТУИТ



27

Информационное моделирование как метод познания.

1

28

Создание графической модели

1

Создание и редактирование табличного документа в MS Excel


29

Создание словесной модели

1

30

Словесные информационные модели.

1

Создание и редактирование диаграмм в MS Excel



31

Математические модели

1

32

Создание многоуровневых списков

1

Создание вычислительной таблицы MS Excel

33

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц

1

34-35

Создание табличных моделей.

2

Создание простого графика с помощью MS Excel

36

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. вычислительные таблицы

1

37-38

Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре

2

39

Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин

1

40

Создание модели — графики и диаграммы

2

Решение задач с помощью программы MS Excel

41-42

Наглядное представление о соотношении величин

1

43-44

Многообразие схем. Создание модели — схемы, графы и деревья

2

Создание таблиц для графов.

Решение задач с помощью программы MS Excel

45

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач

1

46

Раздел 5. Алгоритмика

(22 часа)

Исполнители вокруг нас

1

Знакомство с KODU

Создание первой игры (начало)

Учащиеся должны знать: определение алгоритма, его свойства(репродуктивный)

Учащиеся должны умет: приводить примеры алгоритмов(продуктивный)

В решении информационных задач уметь определять недостающие данные.

Планировать работу по созданию рисунка средствами растровой или векторной графики.

Учащиеся должны знать: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма; уметь исполнять алгоритм (репродуктивный)

Учащиеся должны иметь: представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя (репродуктивный)

Учащиеся должны знать: способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков, (репродуктивный уметь составлять алгоритм известными способами (продуктивный)

Учащиеся должны знать: правила записи разветвленного алгоритма. Обозначения блоков;

уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами

(продуктивный)


Знать, какая форма организации действий называется ветвлением.

Знать геометрические фигуры используемые в блок-схеме и обозначаемые ими шаги алгоритма.

Уметь решать информационные задачи, используя разные формы записи алгоритмов.

Уметь формулировать условие для принятия решения.

Использовать шаблоны слайдов разных типов, создавать гиперссылки, создавать презентацию из нескольких слайдов, имеющую разветвленную структуру.

Учащиеся должны знать: понятие цикла, его разновидности (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: составлять циклические алгоритмы (продуктивный).

Аналитическая деятельность:

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

выделять при меры ситуаций, которые могут быть
описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

составлять линейные алгоритмы по управлению
учебным исполнителем;

составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.


https://www.microsoftvirtualacademy.com/trainingcourses/gamescreatingwithkodugamelabrus — создание 3D игры в KODU (курс корпорации Microsoft)


https://www.youtube.com/watch?v=cnEGcPZ_RZ8 инструкция по созданию ландшафта



https://www.youtube.com/watch?v=h2a7cJePZPc – таймер подсчета очков



https://www.youtube.com/watch?v=6nYM9afchTU – первая игра



https://www.youtube.com/watch?v=jz1wZaETr3Y установка программы


47

Что такое алгоритм

1

48

Формы записи алгоритмов

1

49

Линейные алгоритмы

1

50

Создаем линейную презентацию Часы

1

Возможности созданной игры.

Перемещение объектов

51

Создаем линейную презентацию Часы (продолжение)

1

52

Алгоритмы с ветвлениями

1

53

Создаем презентацию с гиперссылками Времена года

1

54

Создаем презентацию с гиперссылками Времена года(продолжение)

1

Добавление и связь персонажей между собой

55

Алгоритмы с повторениями

1

56

Создаем циклическую презентацию Скакалочка

1

57

Создаем циклическую презентацию Скакалочка (продолжение)

1

58

Возможности настройки анимации в редакторе презентаций

1

Добавление опций в игру: подсчет баллов, таймер

59

Понятие исполнителя

1

60

Назначение исполнителя, среда, режим работы, система команд

1

61

Знакомство с исполнителем Чертежник

1

62

Пример алгоритма управления Чертежником

1

Добавление новых страниц в игру

63

Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей

1

64

Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей (продолжение)

1

65

Чертежник учится, или Использование

1

66

Чертежник учится, или Использование (продолжение)

1

Создание полноценной игры

67

Конструкция повторения

1

68

Конструкция повторения (продолжение)

1

ИТОГО:

68 часов





58





Свежие документы:  СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: