Статья на тему: «Повышение качества занятий по информатике через освоение различных методических приемов и форм работы на занятиях»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»











Статья на тему: «Повышение качества занятий по информатике 
через освоение различных методических приемов
и форм работы на занятиях»



По дисциплине «Информатика»


















Руководитель работы
преподаватель информатики

Глазырина Елена Валерьевна










г. Соликамск 2013г.


Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.

Главной организационной формой обучения является урок.  Но в процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:

  • различие уровня знаний и умений учащихся по информатике и информационным технологиям;

  • поиск возможностей реализации потребности интересов учащихся посредством применения многообразия информационных технологий.

Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком».

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, не установленную структуру. (И.П. Подласый).

Виды нетрадиционных уроков:

  1. урок – игра 

  2. урок — игра 

  3. урок – исследование 

  4. урок – беседа 

  5. урок – лекция 

  6. урок – зачет 

 Наиболее эффективными средствами к любому занятию информатики являются наглядные средства: презентации, карточки, плакаты, видеосюжеты.

Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на занятие, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) учащихся. Поэтому на занятиях приходится применять и дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.

Отследить уровень знаний учащихся помогают следующие методы: наблюдение за работой на занятие, устный контроль, письменная проверка теоретического материала, практическая работа, дидактические тесты.

Хотелось бы остановиться на некоторых методах, позволяющих стимулировать учащихся к овладению новыми знаниями, к самообразованию. 

Практикум – это общее задание для всех учащихся, выполняемое на компьютере.  Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном занятие. В конце урока выставляется оценка. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Систематическая работа на компьютере на занятиях информатики является важным фактором развития у детей навыков самоконтроля, т.к. при отладке программ и других заданий компьютер автоматически фиксирует все ошибки учащегося.

Индивидуальные практические работы  — мини-проекты.
Содержание и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на формировании информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с исследовательскими методами обучения.
Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам. 

Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Учащиеся развивают свои коммуникативные навыки.

В настоящее время на занятия информатики большую значимость имеют и технологии проблемного обучения.

Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Одним из методологических приёмов создания проблемной ситуации является постановка учителем конкретных вопросов, побуждающих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений. А учитель  весь этот процесс сопровождает, задавая наводящие вопросы и направляя учащихся в правильном направлении.

Не только занятия позволяют повышать качество обучения информатики, но и внеклассные занятия, элективные курсы. Например, элективные курсы «Компьютерный дизайн» (создание сайтов на HTML), «Работа в текстовом редакторе Word» и т.п.

Повысить качества занятий информатики можно и через межпредметные связи. Например, с уроками

  • математики: решение задач на метод координат, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel ; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic;

  • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование Visual Basic);

  • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint, построение чертежей в векторном редакторе Компас;

  • географии: создание презентаций.

 Эта взаимосвязь дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость занятий информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ.

Приходя на занятие информатики, учащийся мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными  доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить  разделы  программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для  будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.

На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся.



Литература:

  1. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.

  2. Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.

  3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. /  Под ред. И.П. Подласый. — Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.




Свежие документы:  Конспект учебного занятия в 11 классах «Создание структуры базы данных и заполнение её данными»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: