Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19
имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева
города Димитровграда Ульяновской области
Статья
«Организация и проведение мастер-класса
с применением ИКТ»
подготовила: учитель информатики и ИКТ
Каретина Лилия Зевдятовна
Димитровград 2013
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер-класс характеризуют как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Педагогу-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь. Одной из форм трансляции педагогического опыта и является мастер-класс.
Мастер-класс – это разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы педагогов и педагог-мастер представляет собственную систему работы.
Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. А это означает шаг вперед в своем деле.
Мастер-класс — это семинар, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Подводя итог всему сказанному, можно определить формулу мастер-класса:
успешная технология + компетентный специалист + доступность для коллег = мастер класс.
К формуле мастер-класса я бы добавила + интерактивность. Думаю, что мастер-класс и отличается от всех других форм передачи опыта тем, что дает возможность тут же попробовать новый прием (способ, средство) и получить отзыв опытного мастера. А мастер сразу видит, насколько эффективно передается его опыт.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем педагога, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вас вопросы. Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель — слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю — вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения. К участию в мастер-классах приглашаются лучшие специалисты в изучаемой области. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Тематика мастер-классов может включать в себя:
обзор актуальных проблем и технологий,
различные аспекты и приемы использования технологий,
авторские методы применения технологий на практике,
тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании
технологии в конкретных задачах.
В ходе мастер-класса участники:
изучают разработки по теме мастер-класса;
участвуют в обсуждении полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Мастер-класс – форма, доступная в проведении, очень наглядная и результативная для всех участников.
Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.
При подготовке и проведении мастер-класса «Педагог-мастер» приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия и многое другое. «Зрители» становятся экспертами, учатся анализировать, сопоставляют свои возможности, учатся держать позиции. Толково организованный мастер-класс становится генератором идей для всех участников.
При планировании работы мастер-класса определяется единая основополагающая цель, достижению которой подчинено все заседание.
(Например, изучение современных педагогических технологий на основе опыта педагога, выступающего в роли руководителя мастер — класса, и внедрение данного опыта в практику работы педагогов одной направленности.
Руководитель представляет собственную систему работы как комплекс методических приемов и педагогических действий).
Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.
Первая — это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.
(Например, использование технологии создания творческих мастерских на занятиях. При обосновании целей и при изучении методов данной технологии возможно:
использование видеозаписи занятий,
демонстрация работ учащихся в виде мультимедийной презентации.
Особенность использования фото-и видеоматериалов заключается в возможности обзорного просмотра фрагментов занятий по теме, отражающих систему работы педагога.
Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер — класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.
На третьем этапе – рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.
Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Это может быть:
показ программы деятельности, образовательной программы, программы самообразования и т.п.;
показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог;
показ отдельных методов работы;
показ инновационных моментов деятельности.
При проведении мастер-класса могут использоваться следующие формы работы:
лекция;
практическое занятие;
интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Результатом «мастер-класса» является модель, которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Владение основами информационной и коммуникационной культуры – непременное требование к современному педагогу. А эффективность использования ИКТ определяется действительным включением в образовательный процесс.
Компьютер сейчас стал доступен многим. И при хорошем программном обеспечении, компьютер может стать помощником педагога, взять на себя некоторые его функции.
В ходе подготовки к мастер-классу, используя офисные компьютерные программы, педагог может подготовить следующие документы:
Визитка или буклет мастер-класса. (Microsoft Office Word, Publisher)
Конспект мастер—класса. (Microsoft Office Word)
Презентация для проведения мастер-класса. (Microsoft Office PowerPoint)
Рассмотрим более подробно модель проведения мастер-класса «Конструирование занятия с применением цифровых образовательных ресурсов».
Сначала определимся, что же такое ЦОР (цифровой образовательный ресурс) –
это содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой форме. Обычно для его воспроизведения нужен компьютер.
В конспекте мастер-класса необходимо определить цель: представить практический опыт работы по использованию Интернет-ресурсов, ЦОР на занятиях и внеучебной деятельности.
Прописать техническое задание для слушателей мастер-класса (т.е. практическую работу).
Список технического оборудования и программного обеспечения, необходимого для проведения мастер-класса.
При проведении презентации педагогического опыта педагогом-мастером:
кратко характеризуются цифровые образовательные ресурсы, используемые в практике преподавания: классифицированный список ресурсов (возможно оформление в виде буклета), цели использования, условия реализации (технические требования к различным видам ресурсов, особенности использования);
описываются достижения в работе;
доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии использования ЦОР;
определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.
Далее педагог описывает систему учебных занятий в режиме презентуемой
технологии. Здесь определяются основные приёмы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. Целесообразно дать методические рекомендации по созданию и применению ЦОР (возможно оформление в виде памяток, буклетов, технологических карт).
Вторая часть мастер-класса представляет собой проведение имитационной
игры, где педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Следующий этап мастер-класса – моделирование.
Педагоги-учащиеся выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера с применением рекомендованных Интернет-ресурсов или ЦОР, учитывая методические рекомендации по созданию и применению ЦОР. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.
Итогом мастер-класса является рефлексия.
Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Если мы говорим о конструировании учебного занятия с применением цифровых образовательных ресурсов, следует уделить внимание основным принципам их разработки и использования.
И первое на что следует обратить внимание – это подбор программного обеспечения, которое определяется в зависимости от цели создания ЦОР.
Если вы используете:
сопроводительный материал для изложения – используются презентабельные
программы (например PowerPoint, Windows Movie Maker, программы для создания слайд-шоу);
для иллюстрация учебных действий целесообразно использовать интерактивные
пособия;
для проверки знаний используются электронные тесты;
для самостоятельного изучения – гипертекстовые документы.
В зависимости от места на занятии время использования ЦОР может быть разным:
учебный фильм демонстрируется не более 5-7 минут;
при объяснении нового материала презентация не превышает 15-17 минут;
при использовании тестовых программ – не более 30 минут;
при проведении презентации творческих проектов учащихся – не более 25 минут.
На занятии обязательно должно быть время на общение педагога и учащихся.
Исключение может составить занятие, полностью построенное на основе некоего конструктора, но пока такие оболочки либо дороги, либо недостаточно проработаны. Значит, мы можем говорить об отдельных ЦОР-ах для разных элементов занятия.
Необходимо внимательно отнестись к подготовке оборудования.
Оборудование должно быть готово перед занятием. Экран не должен быть раздвинут, чтобы не отвлекать учащихся от дела (за исключением тех случаев, когда экран стационарный). Включать проектор желательно дистанционно, в процессе подготовительной беседы. То есть при начале занятия оборудование не должно работать. Включение его во время занятия не занимает много времени, но при этом настраивает учеников на восприятие.
Эти рекомендации относятся к занятиям, на которых презентации используются на каком-либо этапе, а не в начале.
Подача информации на экран.
При использовании презентации необходимо продумывать формы, способы, правильную последовательность подачи информации на экран.
Обязательно нужно обращать внимание на дизайн слайдов. Для дошкольников и учащихся начальной школы презентации должны быть более яркие, красочные, а для старшеклассников – более сдержанные по цветовому оформлению.
Текст обязательно должен быть чётким и хорошо читаться.
(Более подробно с требованиями к оформлению презентаций можно познакомиться в информационно-методическом кабинете).
Типы объектов в ЦОР.
Иллюстрации включают цветные рисунки и фотографии. Они могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах.
Иллюстрации используются при подготовке презентаций педагогом для объяснения учебного материала. При демонстрации рисунков и фотографий через мультимедиа проектор можно показать, допустим, не весь рисунок, а отдельные необходимые фрагменты изучаемого объекта. При этом, используя возможности инструментария PowerPoint, педагог может вносить свои корректировки в выбираемые объекты: делать необходимые на его взгляд подписи к рисункам, вырезать части рисунков или фотографий или, наоборот, составлять комбинации из нескольких иллюстраций.
Возможно использование презентации с рисунками и фотографиями для закрепления материала. Это могут быть те же рисунки или фотографии, но уже без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающую информацию или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения.
Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном занятии фрагменты видеофильмов, анимации. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект.
Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения.
Анимации могут с высокой эффективностью применяться во фронтальных формах работы при изложении нового материала или его закреплении с использованием компьютера и мультимедиа проектора для динамической иллюстрации изучаемых объектов. Для индивидуальной работы с анимацией в компьютерном классе могут предлагаться учащимся разные формы работы: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, сформулированные педагогом перед просмотром, или предложить учащимся составить собственные вопросы к просматриваемой анимации.
Видеофрагменты представляют собой учебный фильм. В сочетании с компьютерными технологиями использование видеофрагментов выводят их на качественно новый уровень: возможность сделать паузу, копировать кадр, увеличивать фрагменты кадра, сопровождать его текстом, выносками, создавать собственные объекты на основе кадра – всё это с одной стоны облегчает работу с видеофрагментами, а с другой стороны, даёт возможность их разностороннего использования. Такой иллюстративный материал учащиеся хорошо запоминают, анализируют, он позволяет отразить истинную картину мира. Эти сюжеты можно вставлять в презентацию, подготовленную педагогом для проведения занятия, как на этапе объяснения учебного материала, так и при закреплении.
Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа занятия. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися.
То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего.
Видеофрагмент или анимацию следует подготовить, тщательно выбрав именно ту часть, которая нам проиллюстрирует событие, явление и пр. Если, к примеру, мы говорим о доспехах древнерусских воинов, то вряд ли уместным будет показывать большой отрывок исторического фильма. Достаточно вырезать именно тот отрывок, в котором наиболее ярко представлены эти доспехи. Наблюдения показали, что эти фрагменты не должны быть непродолжительными: в пределах 1,5 – 2-х минут. Учитесь пользоваться программами по обработке звуковых и видеофайлов. Вырезайте, редактируйте, монтируйте!
Педагог должен иметь большую коллекцию таких маленьких фрагментов, которые легко и гармонично могут включаться в мультимедийное занятие.
И еще одно. Эти сюжеты не должны быть «замыленными», часто встречающимися. Не забывайте, что дети смотрят телевизор, сериалы «Живая природа», исторические фильмы и пр.
Ищите привлекательные фрагменты, возбуждающие не только познавательный интерес, но и влияющие на регулирование эмоционального фона занятия, что тоже немаловажно
Таблицы помогают систематизировать информацию, представить ее в сравнении, вычленить главное. Предлагаются таблицы статичные и интерактивные. Интерактивные таблицы могут служить опорными схемами при изложении или закреплении учебного материала.
Тексты – это определения понятий или правила работы с разными материалами и инструментами. При демонстрации текстов можно провести его обсуждение, при необходимости сделать записи в тетрадях. Тексты определений понятий могут быть использованы при проверке знания терминов. Тексты можно распечатывать и использовать как раздаточный материал на занятиях.
Игры представляют собой тестовые задания с переносом выбранных объектов или названий. Они позволяют закреплять полученные знания. Их можно использовать при фронтальной работе с группой, вызывая отдельных учащихся, наиболее эффективны при индивидуальной работе на персональных компьютерах.
Тестовые задания – подборка вопросов к определённому занятию или теме, из которых может быть составлена тренажёрная или контрольная тестовая работа с автоматической проверкой. Содержат разные типы заданий: с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных утверждений, задания на проверку терминологии.
Эффективность использования ИКТ в образовании определяется не количеством компьютеров в учреждении, а уровнем их использования, включением в образовательный процесс. Для этого необходимы учебные материалы нового поколения. Именно такие материалы и были разработаны в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). Это различные перспективные и инновационные разработки, изменяющие формы и методы образовательного процесса, характер труда учащихся и педагогов. Все разработанные в проекте ИСО учебные материалы доступны каждому образовательному учреждению, учащемуся и педагогу нашей страны через портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).
Если Вы еще не знакомы с этим сайтом и хотите узнать, что такое «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», то:
Все материалы Коллекции можно просмотреть в режиме реального времени или сохранить на своем компьютере. Лучшее сначала сохранить файл, для этого выполните следующие действия:
щелкаем правой кнопкой мыши на ярлыке объекта;
в контекстном меню выбираем команду «Сохранить объект как…»;
в диалоговом окне «Сохранить как» выбираем место (папку) для сохранения документа и нажимаем кнопку Сохранить.
После сохранения документа можно его просмотреть.
Аналогично осуществляется поиск информации по другим учебным предметам.
Для работы с ЦОРами вам могут понадобиться программы просмотра ресурсов. Их вы также можете найти на этом сайте.
Любой педагог, знакомясь с коллекцией ЦОР, может составить свой каталог ресурсов, предложенных создателями. Информацию о планируемом использовании элементов коллекции можно заносить также в таблицу календарно-тематического планирования. Это поможет педагогу своевременно выполнить подготовительную работу к проведению занятия, сделать занятие современным, информативным, а в дальнейшем проанализировать результативность использования дополнительных средств наглядности для повышения качества знаний учащихся.
Желаю творческих успехов в освоении цифровых образовательных ресурсов.
И в заключении хотелось бы обратить ваше внимание на то, как сам педагог оценивает проведение мастер-класса.
В методической литературе разработаны общие направления оценки мастер-класса. Но каждый педагог-мастер должен уметь адекватно проанализировать результаты своей деятельности и ответить для себя на вопрос «Какова эффективность проведения и что дало каждому педагогу участие в его мастер-классе?»
Информационные источники
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. — № 2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
https://wiki.iot.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81