Технологическая карта по Информатике «Количество информации и единицы ее измерения. Практическая работа «Измерение информационного объема файлов»» 3 класс


Класс: 3

Тема: Количество информации и единицы ее измерения. Практическая работа «Измерение информационного объема файлов».

Цели:

— ввести понятия «информация», «количество информации»;

— познакомить учащихся с единицами измерения количества информации;

— формировать практические навыки по определению количества информации любого файла;

формировать умения ставить цель, планировать достижение цели;

развивать коммуникативные способности при решении учебных задач.

Ресурсное обеспечение урока:

ПОЭВМ, медиапроектор.

Ключевые слова:

— информация;

— количество информации;

— информационный объем файла;

— бит;

— байт.


Технологическая карта урока

Наименование этапа

Содержание

Время

1

Эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, ребята, я рада видеть всех вас на занятии. Нам предстоит очень интересная и занимательная работа.

1 мин

2

Актуализация знаний.


— Давайте вспомним материал предыдущего занятия. Для этого поиграем в игру.

  1. Игра «Волшебный сундучок»:

Предлагаю каждому ученику подгруппы обратиться к «Волшебному сундучку» и ответить на вопросы, которые в нем находятся.

Основные вопросы игры:

— Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу текст, рисунок…

— Основными устройствами компьютера являются…

— Программное обеспечение компьютера – это…

— Рабочий стол – это…

— Главное меню компьютера открывается при нажатии кнопки…

— Окно программы состоит из…

— Объектами рабочего стола являются…

— Какие виды памяти существуют…

— Что такое файл…

— Для чего нужна компьютерная папка…

— Как создать компьютерную папку…

— Перечислите несколько носителей информации, которые были использованы в древности…

— Перечислите несколько носителей информации, используемых в настоящее время…

4 мин



3

Мотивация к деятельности.

На слайде 1 написаны понятия.

— Вам необходимо рассортировать эти понятия по трём столбцам, затем проверим все вместе. Ребята, даю вам время немножко подумать.

— Итак, проверяем (слайд 2).

— Как вы думаете, как можно назвать первый столбец (расстояния), второй столбец (массы), третий столбец (времени).

— Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «38 попугаев», в котором рассказывается о существовании разных единиц измерения (учащиеся смотрят отрывок из мультфильма «38 попугаев» , 4.25 — 7.57).

— Итак, скажите, пожалуйста, какими единицами пользовались герои для того, чтобы измерить удава? (попугаями, мартышками и слонятами).

— Какая из названных единиц измерения самая маленькая (попугаи), а самая крупная (слонята). 

6 мин

4

Интеллектуально познавательная деятельность.


  1. Беседа по отыскиванию темы занятия.

— У каждого из вас в портфеле или дома есть очень интересный инструмент, который только с начала XIX века начал входить в обиход школ. В древние времена он представлял собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений. Как вы думаете, что же это за инструмент, который сегодня стал обычной вещью, которая используется во многих сферах жизни человека.

— Конечно же, это линейка. Скажите, а для чего нам нужна линейка? (измерять). А что мы можем измерять при помощи линейки (расстояния).

— С древних времен людям приходилось измерять длину, отсчитывать время, взвешивать различные тела. И в каждой стране были приняты свои единицы измерения. Кроме измерения длины, времени и  массы, современному человеку приходиться измерять и информацию. Итак, тема занятия – «Количество информации, единицы ее измерения» (слайд 3).

Цель нашего занятия – познакомиться с единицами измерения информации.

— А также нам предстоит выполнить практическую работу по измерению информационного объема файлов.

2. Введение понятия «Информация».

Ученикам предлагается просмотреть слайды 4-10, с комментариями учителя и ответить на вопрос:

— Сможет ли человек прожить без информации?

— Как же измерить количество информации?

Компьютер – электронная машина. Она воспринимает только электронные сигналы. Для того чтобы записать информацию в компьютер, каждый знак (буква или цифра, звук или видео) в компьютере должен быть переведен на язык сигналов.

— Отсутствие сигнала принято обозначать , наличие —1.

Пример, включателей – выключателей (слайд 11).

— Эти «нули и единички» называются битом.

— Бит — наименьшая единица измерения информации (принимает только одно из двух значений 0 или 1). Следующая единица измерения — байт.

Информацию считают в байтах, где 1 байт равен 8 битам (слайд 12).

6 мин

5

Практическая работа.

а) Сообщение задания практической работы.

— Сейчас мы все вместе выполним задание:

  1. Просмотрите объем информации, которая хранится на компьютере. Выберите объект рабочего стола Компьютер.

  2. В появившемся окне нажмите правой кнопкой мыши на один из дисков, выберите команду Свойства.

  3. Просмотрите количество занятого и свободного места на диске.


-Теперь таким же образом узнайте объем файла, который я укажу каждому из вас. А также обратите внимание на дату создания (изменения) файла.

б) Самостоятельная работа учащихся.

— Приступайте к выполнению задания (в ходе выполнения работы оказываю индивидуальную помощь учащимся)

— Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!

в) Физкультминутка.

— А теперь пришло время отдохнуть.

Ученики должны выполнять действия, которые просит выполнить учитель.

— Улыбнитесь так, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.

— Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.

— А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.

— А теперь покажите, как ветер качает дерево.

— А теперь покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.

— А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта – ваш трон.

— Как вы хорошо действиями передали информацию!

10 мин

6

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

— Скажите, пожалуйста, что сегодня мы делали на занятии?

— Назовите наименьшую единицу измерения информации.

— Чему равняется 1 байт информации?

— Посмотрите на слайд и попробуйте сравнить объемы различных носителей информации (слайд 13).

Закончите предложение: (слайд 14)

— Каждый выберите понравившееся высказывание и продолжите его.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

— На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу!

3 мин



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Форматирование документа"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: