Технологическая карта по Информатике «Решение задачи по экологии с помощью электронных таблиц» 9 класс



Учебный предмет: информатика

Класс: 9

Учебник: Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», БИНОМ 2011г.

Тема урока: «Решение задачи по экологии с помощью электронных таблиц»

Тип урока: исследовательская деятельность

Образовательная цель урока: учить самостоятельной работе с информацией, отрабатывать учебный материал по электронным таблицам и составлению моделей.

Воспитательная цель урока: учить гуманному и разумному отношению к животным.

Развивающая цель урока: развивать речь, развивать мышление.

Оборудование: компьютерные рабочие места учащихся, проектор, раздаточный материал.



Технологическая карта


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Приветствие учеников


Приветствие учителя.

Личностные

Учит уважать старших и самих себя.


Включает начало песни В. Высоцкого «Идёт охота на волков»

(приложение №1)

Узнать автора и песню.

Называют автора и название произведения.

Познавательные

Эрудиция.

Задаёт вопрос: «У кого родители, кто-то из родственников или знакомых занимаются охотой?»

Поднять руку.

Поднимают руку несколько учеников.


Задаёт вопрос: «На кого они охотятся?»

Ответить на вопрос

Отвечают на вопрос: «На зайца, на лису, на кабана, на лося и т.д.»

Познавательные

Эрудиция.

Просит представить себе ситуацию: «Охотник пошёл в лес на зайца, а встретил стаю волков. Что может произойти?»

Смоделировать дальнейшее развитие событий

Фантазируют на тему: «Охотник пошёл в лес на зайца, а встретил стаю волков»

Коммуникативные

Умение слушать собеседника.

Личностные

Развивается воображение, умение строить прогноз на будущее развитие событий в зависимости от заданных условий.

Подводит итог к выше сказанному: «Да, действительно, всякое может произойти. Но если волки сыты, то они избегают встреч с людьми».




Задаёт вопрос: «Чем они питаются, на кого охотятся?»

Ответить на вопрос

Отвечают на вопрос: «На зайца, на лису, на кабана, на лося и т.д.»

Познавательные

Эрудиция

Зачитывает выдержку из газеты «Оханская сторона» №12 (9484) от 29.03.2013: «На протяжении многих лет в Оханском районе практически не было волков,… в этом году отмечено увеличение численности волков у нас на территории. Появились две стаи хищников, одна насчитывала пять волков, другая – шесть.»

Приложение №5 (Пока учитель зачитывает, статья высвечена на экране)

Заслушать выдержку из газеты

Слушают выдержку из газеты

Коммуникативные

Умение слушать.

Познавательные

Узнают новости из газеты.

— Услышим несколько хороших слов в защиту этих животных.

Выступить с сообщением, подготовленным дома, в защиту волков.

Выступает один ученик с сообщением. Приводит примеры высокой организованности и почти человеческого интеллекта. «Наблюдались также случаи почти человеческого интеллекта у волков. Например, был случай, когда охотники на вертолёте загнали волков в рощицу. Поначалу их не могли отыскать, потом же, когда охотники сошли с вертолёта и пешком вошли в рощицу выяснилось, что волки встали на задние лапы, и (!) прижались к стволам деревьев, обхватив их передними лапами, так что заметить их с вертолёта было крайне сложно» и т.п.

Коммуникативные

Умение внимательно слушать выступающего.

Умение выступать перед всем классом, высказывать своё мнение.

Познавательные

При подготовке к выступлению с сообщением развивается умение работать с информацией.


Продолжает зачитывать выдержку из газеты «Оханская сторона» №12 (9484) от 29.03.2013: «…Волки наносят серьезный ущерб сельскому и охотничьему хозяйству, представляют опасность и для жизни человека. В районе были обнаружены останки задранных лосей, кабанов…»

Слушать

Слушают

Коммуникативные

Умение внимательно слушать.

Познавательные

Узнают новости из газеты.


— Услышим другую точку зрения, отличную от первого выступающего.

Выступить с сообщением, подготовленным дома, привести аргументы компрометирующие этих животных.

Выступает один ученик с сообщением. Приводит примеры: «Все помнят случай, когда в 2009 году в Лысьвенском районе волк загрыз ребенка. Кроме того, не в меру расплодившиеся хищники могут нападать и на домашний скот.» и т.п.


Коммуникативные

Умение выступать перед публикой.

Умение внимательно слушать.

Познавательные

При подготовке к выступлению с сообщением развивается умение работать с информацией.

Проблема

Задаёт вопрос: «Как вы считаете: нужно ли влиять человеку на численность волков?»

Высказать своё мнение по этому поводу.

Высказываясь, каждый определяет для себя, он «за» или «против» влияния человека на численность волков.

Личностные

Формирует жизненную позицию, умение высказывать своё мнение, анализировать.

Формулирует проблему: «Итак, перед нами проблема: нужно ли влиять человеку на численность волков?»




Гипотеза

Просит открыть тетради. Записать число. Сформулировать гипотезу, отражающую мнение ученика и записать её в тетрадь.

Открыть тетради. Записать число. Сформулировать гипотезу, отражающую своё мнение и записать её в тетрадь.

Открывают тетради. Записывают число. Формулировать гипотезу, отражающую своё мнение и записывают её в тетрадь.

1 точка зрения: «Человеку не надо вмешиваться и влиять на численность волков»

2 точка зрения: «Человеку обязательно надо регулировать численность волков»

Регулятивные

Умение чётко формулировать, то о чём думаешь.

Цель урока

Задаёт вопрос: «Какая цель нашего урока?»

Ответить на вопрос.

Отвечают на вопрос: «Цель урока: подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу».

Регулятивные

Формулируют цель урока.

Это учит ясно мыслить и излагать.

Задача урока

— Чтобы достичь цели смоделируем отношения «хищник-жертва» в природном сообществе на примере отношений «волки-лоси» в Пермском крае на протяжении 10 лет.




Задаёт попутный вопрос: «Что такое модель?»

Ответить на вопрос.

Отвечают на вопрос: «Модель – это упрощённое подобие реального объекта, явления или процесса, отражающее только существенные его признаки».

Познавательные

Знать определение, того чем весь урок придётся заниматься.

Механизмы

Задаёт вопрос: «Чтобы узнать, что произойдёт с волками и с лосями в Пермском крае через 10 лет, нам нужны какие-то исходные данные. Какие?»

Ответить на вопрос.

Устно формулируют вопросы и произносят их в слух:

1)Количество лосей в Пермском крае в 2013г.

2)Количество волков в Пермском крае в 2013г.

3)Сколько одному волку требуется лосей в год?

4) Сколько рождается лосят у одной лосихи?

5) Сколько рождается волчат у одной волчицы?

6) Какую часть особи женского пола составляют в популяции лосей?

7) Какую часть особи женского пола составляют в популяции волков? и т.п.

Регулятивные

Составляют вопросы, на которые придётся самим искать ответы.

Технический этап

Раздаёт карточки с вопросами. На каждой карточке по одному вопросу.

Приложение №2

Найти в интернете ответы на вопросы. Если интернет работает плохо можно заранее подготовить статьи, из которых можно найти не только ответы на вопросы, но и узнать много интересного о жизни животных.

Ищут ответы на вопросы в интернете или в статьях, каждый по одному вопросу.

Познавательные

Работа с информацией.

Раздаёт карточки с задачей, у которой отсутствуют исходные данные.

Приложение №3




Зачитывает условие задачи вслух.

Заполнить карточку с задачей недостающими данными.

Заполняют карточку с задачей, добавляя недостающие данные. Каждый вслух называет ответ на свой вопрос.

Познавательные

Работа с информацией.


Распределить данные и составить формулы в ячейках для электронной таблицы

Один ученик у доски, остальные в тетради распределяют данные и составляют формулы в ячейках для электронной таблицы.

Приложение №4

Познавательные

Работа с информацией.

Коммуникативные

Работа перед всем классом у доски. Помощь от других учащихся при составлении формул.


Реализовать составленную модель отношений «волки-лоси» в Пермском крае на протяжении 10 лет на компьютере.

Работают за компьютером в программе Exel.

Познавательные

Работа за компьютером.

Рефлексия


Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Полученные результаты анализируют и записывают вывод в тетрадь.

Регулятивные

Оценивают свои действия, делают вывод.


Подводит итог урока:

«1) Мы создали очень упрощённую модель, т.к. не было учтено ещё много факторов: болезни животных, браконьерство, и т.д. Чем больше накладывается условий, тем сложнее получается модель и тем точнее результат.

2) Не смотря на сделанные выводы, будем милосердны ко всему живому на земле».




Домашнее задание

Объявляет домашнее задание: «Усложните модель и сделайте прогноз на 10 — 15 лет вперёд, учитывая смертность животных в младенчестве. Недостающие данные найдите самостоятельно.»



Личностные

Сами выбирают тему для исследования.

Познавательные

Работа с информацией.

Узнают много нового.

Регулятивные

Ставят для себя цель и задачи.

Планируют, оценивают свои действия.


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Описание предметов" 2 класс



Приложение №2

1)Количество лосей в Пермском крае в 2013г.


2)Количество волков в Пермском крае в 2013г.


3)Сколько одному волку требуется лосей в год?


4) Сколько рождается лосят у одной лосихи?


5) Сколько рождается волчат у одной волчицы?


6) Какую часть особи женского пола составляют в популяции лосей?


7) Какую часть особи женского пола составляют в популяции волков?


Замечание к приложению №1

Карточки заранее подготовлены учителем, т.к. он планирует, что будет на уроке и предполагает, какие примерно вопросы могут предложить учащиеся. Знает, какие входные данные нужны для решения поставленной задачи.

Приложение №3

Начальная численность лосей составляет ________. Начальная численность волков составляет _______. Волки питаются лосями. Каждому волку в год требуется ________ лося. Выжившая к концу года часть лосей увеличивает свою численность на ___________. Годовой прирост популяции волков увеличивается на __________. Рассчитайте, какова будет численность волков и лосей через 10 лет?




Замечание к приложению №2

Чтобы ответить на вопрос о том, на какую численность увеличивается выжившая часть лосей, надо количество самок умножить на количество лосят, рождённых одной лосихой. Тогда сколько же самок, если лось поддерживает отношения с одной самкой, редко с двумя? Следует предположить, что примерно половина всей популяции. В составленной на уроке модели мы не будем учитывать, что охотники добывают в основном самцов и следовательно самок должно быть, наверное, больше. Именно поэтому в конце урока учитель говорит о том, что наша модель слишком упрошена. Чтобы узнать годовой прирост волков надо общее количество популяции волков разделить на количество волков в одной стае, так мы узнаем примерное количество стай. В каждой стае приносит потомство только альфа-самка. С ней альфа-самец (вожак стаи) поддерживает отношения всю жизнь. Следует предположить, что сколько стай столько альфа- самок. Умножив количество альфа- самок на примерное количество рождённых ею волчат, мы узнаем примерный годовой прирост волков.

Приложение №4


A

B

C

D

E

F

1

год

лоси

лосята

волки

волчата


2

2013

22000

=В2/2

300

=D2/5*7


3

=А2+1

=(В2+С2)-(D2+E2)


=D2+E2



4









Замечание к приложению №3

Выделенные ячейки с формулами осталось скопировать вниз.

Полученные результаты приводят к выводу о том, что если человек не будет вмешиваться, то волки расплодятся, а лоси вымрут.


Источники:

  1. Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», учебник для 9 класса, БИНОМ 2011г.

  2. Газета «Информатика» №5 (246) февраль 2000г. «Решение задач по экологии с помощью электронных таблиц» Г.Е. Ефименко

  3. Vladimir-Vysockiy-Иdet-na-volkov (muzofon.com)

  4. https://wallpampers.ru/animals/2394

  5. https://pressa-online.com/tabid/140

  6. https://www.newsru.com/russia/13jan2009/wolfy.html

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/волк

  8. https://www.rg.ru/2012/03/01/reg-pfo/perm-ohota.html

  9. https://www.rg.ru/2012/03/01/reg-pfo/perm-ohota.html

  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/лось










скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: