Урок для 5 класса по теме «Изменение формы представления информации»


Урок по теме: «Изменение формы представления информации» 5 класс.

Цели урока:

Образовательные

  • Закрепить знания, полученные на прошлом уроке;

  • познакомить учащихся обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

  • Формирование умения кодировать и декодировать информацию;

Развивающие

  • Развивать логического мышления;

  • Развивать процессы мышления, познавательных интересов, памяти, восприятия;

  • Развивать устную речь;

Воспитательные

  • Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;

  • Формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе;

Здоровьесберегающая

  • Соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.

Тип урока: урок-знакомство, изучение нового материала.

Оборудование: проектор, компьютеры, принтер, карточки, презентация в Power Point.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.

План:

  1. Орг. момент:

    • Поприветствовать друг друга.

    • Объявить план сегодняшнего урока.

    • Записать число и тему.

  2. Повторение:

    • Определение понятия “обработка информации”.

    • Типы обработки информации.

    • Задачи, решенные на прошлом уроке.

  3. Новый материал:

    • Кодирование и декодирование.

    • Систематизация.

    • Поиск.

  4. Практическая работа за компьютерами.

  5. Домашнее задание.

Для урока:

  • рабочие тетради

  • учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой

  • презентация

  • раздаточный материал (таблицы)

  • кабинет информатики, проектор, компьютеры

  • телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

Ход урока:

    1. Организационный момент.


Здравствуй, мой дружок! Сейчас

Ты опять войдешь в наш класс.

Где компьютеры стоят,

Где всегда полно ребят!


Ты учиться будешь тоже,

Книжечка тебе поможет!

Повнимательней читай,

Новое запоминай!


Чтоб с компьютером дружить,

Надо правила учить:

Не шуметь и не спешить,

Только тихо говорить.


Руки чистыми держать,

Сухо-сухо вытирать,

Никогда без разрешенья

Кнопки здесь не нажимать.



Правила работы за компьютером

  • Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь.

  • Нажимайте клавиши на клавиатуре мягко и не используйте для этого посторонние предметы.

  • Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам системного блока и монитора.

  • При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, посторонние звуки, запах) незамедлительно сообщите о ней учителю.

  • Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора – не менее 50 см.

  • Время непрерывной работы за компьютером – не более 30 минут.

  • Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

  • Перед выполнением работы внимательно изучите ход ее выполнения.

  • Во время работы с ЭВМ запрещается перемещаться по классу. Избегайте резких движений.

    1. Постановка темы и целей урока.

Тема нашего урока «Изменение формы представления информации».

Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Изменение формы представления информации”.

учитель:Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации.

2. Проверка домашнего задания:

1 вопрос: Что такое обработка информации?

Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №3 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.)

2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?

Ответ:

  1. Обработка, связанная с получением новой информации.

  2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №4)

— А ещё мы решили 2задачи.

Задача1:

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.

Ответ: Пятачок

Задача2:

М – 21д.

Д — ? на 6 д. м., чем

  1. В 1-вой задаче надо изменить форму представления информации, но не изменять её содержание. (слайд №5).

В 2-ой задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. (слайд №6)

Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на вторую, т. е. связанные с получением новой информации.

Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).



(слайд №7)

Способы кодирования:

Графический – с помощью рисунков и знаков

Числовой – с помощью чисел

Символьный – с помощью символов алфавита

Звуковой – с помощью звуков

Запишите в тетради способы кодирования информации.

3.Актуализация знаний.

Я предлагаю вам разгадать ребусы:

(слайд №8-11)

Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?

Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.

— Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

Задача №2

(слайд №12)

А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

ИГЛА, НОС, ФАРТУК, ОКУНЬ, РЫБА, МЫШЬ, АИСТ, ТИГР, ИГРА, КОТ, АРБУЗ.

Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?

Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.

На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

Итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №13)

4.Объяснение нового материала.

Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных вещей: книг, журналов, фотографий, дисков. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Как в них разобраться? Все эти вещи могут быть разделены по определенным признакам на группы. В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку.

Такой способ изменения формы представления информации называется систематизацией информации.

Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №14)

Нам предстоит ответить на этот вопрос. Систематизированы экспонаты в залах музея, книги в библиотеке по алфавиту, поезда в расписании и т.д. . (слайд №15-17)

Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии.

Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”

Возможные ответы:

  • По алфавиту

  • По темам

  • По датам

  • По местоположению и т. п.

Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?

Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.

— Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

Задание (устно):

Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

Возможные ответы:

  • Расположить

  • Разобрать

  • Отсортировать

  • Разложить и п. т.



Физкультминутка: (слайд 18)

А теперь, ребята,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так опять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

5.Работа на компьютере.

Задание №4 Систематизируйте. (слайд №19) Выполняют на компьютере.

Одежда

Обувь

Головные уборы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат проверим устно. (слайд 20)



Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

(Выслушать несколько мнений и показать слайд №21)

Систематизировать — это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?

Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №22)

Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)

(слайд №23)

Методы поиска информации:

  • Наблюдение

  • Общение

  • Чтение соответствующей литературы

  • Просмотр телепередач

  • Работа в библиотеках

  • И другие методы

Практическое задание за компьютером: На рабочем столе откройте документ – задание.

Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.

(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)

Ответ:

термины

значение

код

система условных знаков для представления информации

информация

сведения об окружающем нас мире

пользователь

человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.

Минутка релаксации.

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На  речку бирюзовую,
На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3 – 5с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел.



Ребята, подведём итог.

(перед звонком слайд №24)

Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.

Оценки за урок.

Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 48. Придумайте свой алфавит и закодируйте пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (слайд 25)

Урок закончился и мне бы хотелось знать с каким настроением вы покидаете класс. Я вам раздала смайлики, выберите тот, который подходит вашему настроению и приклейте на магнитную доску.

Рефлексия: Выбрать смайлик и приклеить магнитом на доску.



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Интерфейс программы 3D Blender" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: