Урок информатики в 5 классе «Метод координат»


Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение

«Манжерокская средняя общеобразовательная школа»











Урок информатики в 5 классе


«Метод координат»









Матвеева Марина Владимировна

учитель информатики и математики

первой квалификационной категории





Манжерок

2014


Цель урока:

  • сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;

Задачи:

  • научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат;

  • развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес;

  • воспитывать  умения работать самостоятельно и в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Этапы урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

1.Организация начала занятия.

1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Владимировна. Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня у нас необычный урок. Вы сами будете оценивать свою работу на уроке. А поможет вам оценочный лист.


Информационно-сообщающий.

2. Подготовка к основному этапу.

5

— Для начала соберём информационные пазлы. Вашу готовность я увижу когда вы сядете красиво.

— Что изображено на картинках? Для чего мы собирали эти картинки?

— На прошлых уроках вы познакомили с многообразием форм представления (кодирования) информации.

— Сейчас повторим основные понятия кодирования

Вопросы к учащимся:

1.Процесс представления информации с помощью некоторого кода.

2. Система условных знаков для представления информации.

3. Сторона, передающая информацию.

4.  Сторона, принимающая информацию.

5.  Для кодирования слова каждую его букву заменили на предыдущую в алфавите, полученное слово: ЗМСДПМДС. Какое действие нужно выполнить?

— Оцените свою работу и поставьте оценку в оценочный лист.

— собирают пазлы

— ноты, школьный дневник, книга, конверт, компьютер с числами, дорожные знаки

— повторить формы кодирования информации


— код

— кодирование-источник

— приемник

— декодирование



— оценивают себя и выставляют оценки в оценочны листы

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа), метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (иллюстрация)

Мультимедийный проектор

Фронтальная работа

3. Формирование темы урока

5

— Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?

Давайте с вами эту народную мудрость проверим на нашем уроке.

— Ведь действительно, рисунки, схемы, чертежи способы заменить долгие разъяснения. Примером стали пазлы, которые собирали в начале урока. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.

— Для того, чтобы определить как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.

Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы:

 Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

Тема нашего урока:

«Метод координат»

— Какую цель мы перед собой поставим?

Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.

— лучше посмотреть на картинку, чтобы быстрее понять о чем идет речь













— расшифровывают головоломку





— метод координат

— познакомится с методом координат

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа), метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (иллюстрация)

Мультимедийный проектор


4. Объяснение нового материала

7

— Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.  Простейшую систему координат — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.


— Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Далее  мы будем работать, только в первой координатной плоскости.

Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.

— А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.


Посмотрите на шахматную доску. Вдоль её нижнего ряда идет ряд букв, а вдоль левого- ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.


А сейчас я попрошу привести собственные примеры.

-В жизни мы часто встречаемся с подобной системой (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе, игра «Морской бой»). Координаты бывают географическими, астрономическими, математическими.


— А помог ли способ представления информации «Метод координат» определить тему нашего урока?

— Потренируемся строить точки на координатной плоскости. Первую точку называю я. Назовем координаты точек по очереди


— А если все точки соединим что у нас получится.

А теперь давайте решим обратную задачу. Нам дан рисунок и  нужно определить его координаты.


Слушают объяснения учителя

























— называют положение фигуры на шахматной доске

ряд и место в зрительном зале кинотеатра, игра «Морской бой», отметка в школьном журнале, график дежурств, школьное расписание и пр.

— да

— называют координаты точек



— фигура, елочка

— определяют координаты точек

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа), метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (иллюстрация)

Мультимедийный проектор

5. Физкультминутка

1,30

— Напряженно работали наши глаза. Давайте дадим им возможность отдохнуть. Сядьте хорошо, руки на колени, расслабьтесь.

— смотрят физкультминутку

Метод слухового восприятия и зрительного восприятия

Мультимедийный проектор

6. Практическая работа.

6

Всем ли понятен метод координат?

Давайте сейчас это проверим поработав в парах. Каждая пара получила информацию, закодированную с помощью метода координат. Ваша задача декодировать информацию. При этом  у каждой пары должна получится определенная буква. Поэтому вы должны будете контролировать и помогать друг другу.

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.


-И так получены следующие буквы Д Е К А Р Т. В начале урока перед вами был поставлен вопрос: Кто первым предложил всему миру  использовать систему координат.

-Рене Декарт — французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, механизма в физике.


-Не забудьте обратиться к оценочным листам

— да











— выполняют работу на карточках


— называют какие буквы получились.



— выставляют оценки

Метод передачи информации с помощью практической деятельности (практические упражнения), Познавательный метод стимулирования и мотивации (выполнение творческих заданий).

Карточки с заданием.

Работа в парах

7. Подведение итогов занятия.


4

— Итак чему вы научились на уроке?

Делаю выводы. 
Да сегодня уроке мы узнали, что такое прямоугольная система координат. Научились определять положение точек в пространстве и выстраивать по ним фигуры. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую. 

Учитель: (тест) Чтобы выяснить как вы усвоили тему урока выполним тест

1. Если выбрать на плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие?

2. Как они называются?

3. Как правильно записываются координаты точки?


4. Какие графические формы представления информации вам известны?

5. С каким методом кодирования мы сегодня с вами познакомились?


— За тест поставьте оценку себе в оценочный лист.

— Пришло время выставить итоговую оценку.

— Посмотрите на экран и восстановите текст. 

 

      1

     2

     3

      4

      5

    6

    А

    Мол

    Гла

   Оди

     ц.У

   яжа

    яза

    Б

      

       шо

    яцх

      оги.

  юут

    адв

   В

РА!

    алу

     йца

    цаф

     Ты —

    чше.

    Г

едл

     нза

    оде

     гон

    оро

    вно

 Восстанови текст (не забудь разделить текст на слова):В5, А1, Г3, А4, В1

Молодцы!

— строить картинки по точкам








— 2

— координаты

— первое число по оси ОХ, второе – по оси ОУ

— схемы, картинки, чертежи


— метод координат


— выставляют оценки в оценочный лист




— восстанавливают текст

Метод передачи информации Мультимедийный проектор

Фронтальная работа

8. Информация о домашнем задании.

1

Дома предлагается учащимся творческое задание на карточках и параграф 1.8

Работа с дневниками

Мультимедийный проектор

9. Рефлексия

1

— Мне приятно было с вами сегодня работать. И на память о нашей встречи дарю вам небольшие сувениры.

— Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Уходя из класса оставьте тот смайлик, который означает ваше настроение на уроке.





— прикрепляют смайлы на доску

Метод передачи эмоций

Мультимедийный проектор



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "История вычислительной техники"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: