Урок информатики в 8 классе на тему «Системы счисления»


Республика Татарстан

Верхнеуслонский муниципальный район

МБОУ «Матюшинская СОШ»







Урок информатики в 8 классе на тему «Системы счисления»







подготовила Токарева Гузель Рашитовна,

учитель информатики МБОУ «Матюшинская СОШ»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан














2013 год.









.

Тема урока «Системы счисления»


Цель урока: Дать учащимся общие представления об истории чисел и систем счисления.

Задачи урока

  1. Обучающая: знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления. Научить выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот.

  2. Воспитательная: развитие познавательного интереса, интереса к истории информации.

  3. Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.


Тип урока: комбинированный урок.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, демонстрация.


Учебно-методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютерный класс ОС Windows, мультимедийный проектор , учебник.


  • Дидактическое обеспечение (ЦОР): авторская презентация « Системы счисления» и авторский интерактивный кроссворд «Проверь свои знания».




План урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели и задачи урока

  2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

  3. Изложение нового материала.

  • История возникновения систем счисления

  • Классификация систем счисления.

  • Системы счисления у разны народов( выступления учащихся)

  • Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.

  1. Минутки релаксации (физкультминутка для глаз).

  2. Закрепление нового материала. Практическая работа.

  3. Самостоятельная работа. Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления».

  4. Задание на дом.

  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.



Ход урока.



  1. Организационный момент. Слайд №1

Постановка цели урока. Эпиграф урока « Все есть число» Слайд № 2

«Все есть число», — говорили мудрецы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в жизни людей. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называют цифрами.

Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с историей чисел системы счисления.


  1. Актуализация знаний. Слайд №3

Проверка домашнего задания в форме устного опроса.

 1) Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита? (Ответ 5 бит).

2) Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт? (Ответ 200 бит)

3) Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта? ( Ответ 131072)

4) Сколько бит информации содержится в сообщении размером 8 байт. (Ответ 64 бит)

5)  Информационному сообщению объемом 12288 бит соответствует…(Ответ 1,5 Мбайт)


  1. Изложение нового материала.


  • История возникновения систем счисления.

Понятие « число» является ключевым как для математики, так и для информатики. С числами связано еще одно важное понятие – система счисления. Система счисления- это способ изображения чисел и соответствующие ему правила действия над числами.

Разнообразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на позиционные и непозиционные.

  • Системы счисления у разных народов.

— Счет древних людей. Унарная система счисления. Слайд №4

— Славянский цифровой алфавит. Слайд №5

— Римская система счисления. Слайд №6

— Обозначение чисел и счет в Древнем Египте (выступление ученика).

— Древнегреческая система счисления ( выступление ученика).


  • Классификация систем счисления. (Работа по схеме). Слайд №7


  • Алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:


Пример: Слайд №8


5110=1100112

  1. Число

    Делитель

    Остаток

    51

    2

    1

    25

    2

    1

    12

    2

    6

    2

    3

    2

    1

    1



    Разделить число на 2, записать остаток (0 или 1) и частное.

  2. Если частное не равно 0, то его делим на 2 и т.д.

  3. Если частное равно нулю, то записать остатки, начиная с

первого снизу вверх.


Слайд №9

  • Алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную :

Необходимо просуммировать степени двойки соответствующие ненулевым разрядам в записи числа.

10110012=16 5 14 13 2 1 1=1*26+0*25+1*24+1*23+0*22+0*21+1*2=64+16+8+1=8910



  1. Минутки релаксации: Слайд №10

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

  • Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.



    1. Закрепление нового материала. Практическая работа.


  1. Переведите десятичное число 7810 в двоичное число. Слайд №11

Дополнительно I в — 32810; II в — 10910.

  1. Переведите двоичное число 1010112 в десятичное число.

Дополнительно по вариантам I в -10110012; II в — 1010112.

  1. Определите, в каком году были построены архитектурные достопримечательности г. Казани. Выберите правильный ответ

Слайд №12


    1. Самостоятельная работа. (ЦОР презентация кроссворд).

Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления»

  1. Количество используемых цифр в позиционной системе счисления (основание).

  2. Система счисления, в которой вес цифры зависит от ее позиции (позиционная).

  3. Множество цифр, используемых в системе счисления (алфавит).

  4. Непозиционная система счисления, в которой используются латинские буквы (римская).

  5. Система записи чисел, где число образуется путем повторения одного знака, символизирующей единицу (унарная).

Слайд № 13-14


    1. Задание на дом. П.6 стр. 33-37. Задание № 6, №8. Подготовить сообщение

    2. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд № 15

Рефлексия урока: Учитель предлагает ребятам воспользоваться одной из мордашек для оценивания своей включенности в урок.


Использованная литература.

  1. Л. Босова. Учебник информатики 6 класс. Бином 2007.

  2. И.Семакин. Информатика 9 класс. Базовый курс. Бином 2007 .

  3. И. Семакин. Задачник –практикум . Бином 2004.

  4. А.Свечников. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. Педагогика-Пресс 1995 .

Интернет ресурсы.

https://school-collection.edu.ru, https://prezentacii.com/obschestvoznanie/1851-fizminutka-dlya-glaz.html


Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса «Решение текстовых задач»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: