Республика Татарстан
Верхнеуслонский муниципальный район
МБОУ «Матюшинская СОШ»
Урок информатики в 8 классе на тему «Системы счисления»
подготовила Токарева Гузель Рашитовна,
учитель информатики МБОУ «Матюшинская СОШ»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
2013 год.
.
Тема урока «Системы счисления»
Цель урока: Дать учащимся общие представления об истории чисел и систем счисления.
Задачи урока
Обучающая: знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления. Научить выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, интереса к истории информации.
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, демонстрация.
Учебно-методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: компьютерный класс ОС Windows, мультимедийный проектор , учебник.
Дидактическое обеспечение (ЦОР): авторская презентация « Системы счисления» и авторский интерактивный кроссворд «Проверь свои знания».
План урока.
Организационный момент. Постановка цели и задачи урока
Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Изложение нового материала.
История возникновения систем счисления
Классификация систем счисления.
Системы счисления у разны народов( выступления учащихся)
Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Минутки релаксации (физкультминутка для глаз).
Закрепление нового материала. Практическая работа.
Самостоятельная работа. Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления».
Задание на дом.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд №1
Постановка цели урока. Эпиграф урока « Все есть число» Слайд № 2
«Все есть число», — говорили мудрецы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в жизни людей. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называют цифрами.
Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с историей чисел системы счисления.
Актуализация знаний. Слайд №3
Проверка домашнего задания в форме устного опроса.
1) Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита? (Ответ 5 бит).
2) Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт? (Ответ 200 бит)
3) Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта? ( Ответ 131072)
4) Сколько бит информации содержится в сообщении размером 8 байт. (Ответ 64 бит)
5) Информационному сообщению объемом 12288 бит соответствует…(Ответ 1,5 Мбайт)
Изложение нового материала.
История возникновения систем счисления.
Понятие « число» является ключевым как для математики, так и для информатики. С числами связано еще одно важное понятие – система счисления. Система счисления- это способ изображения чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Разнообразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на позиционные и непозиционные.
Системы счисления у разных народов.
— Счет древних людей. Унарная система счисления. Слайд №4
— Славянский цифровой алфавит. Слайд №5
— Римская система счисления. Слайд №6
— Обозначение чисел и счет в Древнем Египте (выступление ученика).
— Древнегреческая система счисления ( выступление ученика).
Классификация систем счисления. (Работа по схеме). Слайд №7
Алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:
Пример: Слайд №8
5110=1100112
Делитель | Остаток | |
51 | 2 | 1 |
25 | 2 | 1 |
12 | 2 | |
6 | 2 | |
3 | 2 | 1 |
1 |
|
|
Если частное не равно 0, то его делим на 2 и т.д.
Если частное равно нулю, то записать остатки, начиная с
первого снизу вверх.
Слайд №9
Алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную :
Необходимо просуммировать степени двойки соответствующие ненулевым разрядам в записи числа.
10110012=16 5 14 13 2 1 1=1*26+0*25+1*24+1*23+0*22+0*21+1*2=64+16+8+1=8910
Минутки релаксации: Слайд №10
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Закрепление нового материала. Практическая работа.
Переведите десятичное число 7810 в двоичное число. Слайд №11
Дополнительно I в — 32810; II в — 10910.
Переведите двоичное число 1010112 в десятичное число.
Дополнительно по вариантам I в -10110012; II в — 1010112.
Определите, в каком году были построены архитектурные достопримечательности г. Казани. Выберите правильный ответ
Слайд №12
Самостоятельная работа. (ЦОР презентация кроссворд).
Разгадывание кроссворда по теме «Системы счисления»
Количество используемых цифр в позиционной системе счисления (основание).
Система счисления, в которой вес цифры зависит от ее позиции (позиционная).
Множество цифр, используемых в системе счисления (алфавит).
Непозиционная система счисления, в которой используются латинские буквы (римская).
Система записи чисел, где число образуется путем повторения одного знака, символизирующей единицу (унарная).
Слайд № 13-14
Задание на дом. П.6 стр. 33-37. Задание № 6, №8. Подготовить сообщение
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд № 15
Рефлексия урока: Учитель предлагает ребятам воспользоваться одной из мордашек для оценивания своей включенности в урок.
Использованная литература.
Л. Босова. Учебник информатики 6 класс. Бином 2007.
И.Семакин. Информатика 9 класс. Базовый курс. Бином 2007 .
И. Семакин. Задачник –практикум . Бином 2004.
А.Свечников. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. Педагогика-Пресс 1995 .
Интернет ресурсы.
https://school-collection.edu.ru, https://prezentacii.com/obschestvoznanie/1851-fizminutka-dlya-glaz.html