Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
пос. Чернь Тульская область
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Художественая вышивка»
Составила:
педагог дополнительного образования
Борисова Татьяна Алексеевна
Обоснование значимости программы
Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умений. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится, только когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни – один из основных путей активизации образного мышления. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле.
Искусство вышивки имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX—XII вв. это – фрагменты одежды, украшенные золотом, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV—XVII вв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия выполнялись, как правило из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Оно включает в себя как очень простые, декоративные швы, такие как крест, набор, так и виды вышивки, неотличимые от кружева — мережки, ришелье и многие другие.
… Мир не стоит на места. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и приращения опыта поколений, но дети способны не только освоить этот опыт. Они привносят в него свое, неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новые сочетания, новые предназначения. Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.
Объединение «Художественная вышивка» организуется для детей от 8 до 14 лет. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей и имеющихся у них знаний и умений.
Руководитель имеет право сократить или увеличить время, отведенное на изучение отдельных тем, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовки, темпа усвоения материала.
Изучение истории вышивки, ее видов;
Приобретение практических навыков в выполнении различных видов вышивки;
Умение использовать ручную вышивку как украшение одежды, интерьера;
Приобщать детей к изучению истории родного края;
Развивать эстетический вкус, развивать творческие способности;
Развивать моторные навыки;
Приобщать к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.
Программа объединения рассчитана на 2 года обучения:
1-й год обучения – знакомство с ручными швами; изучение счетных швов (шов крестиком), мережки. На основе полученных знаний и пробных упражнений выполняются изделия в одной или нескольких изученных видах вышивки.
2-й год обучения – изучение различных видов глади (Владимирской, одноцветной и двухсторонней цветной), гобеленовой вышивки, ажурной (ришелье), работа с бисером. Выполняются пробные упражнения. На основе полученных знаний разрабатываются эскизы и выполняются работы в соответствующей технике вышивки.
Теоретическое обучение проходит устно, частично с ведением записей, при помощи наглядных пособий (инструкционных карточек, журналов, старинных и современных образцов), компьютерной техники. Проводятся беседы по темам и разделам с целью всестороннего развития детей, повышения интереса к историческому и художественному наследию. В программе предусмотрено использование регионального компонента (знакомство с народным костюмом Тульской области, элементами вышивки), экскурсии в краеведческий музей.
Практическое обучение происходит при непосредственном участии руководителя и самостоятельно.
Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю в каждой группе.
В конце каждого года предусмотрены часы для зачетной работы с целью закрепления полученных знаний. Дети с помощью педагога разрабатывают эскиз, в котором предусмотрено использование ранее изученных 2-3 видов вышивки. При оформлении изделия отдается предпочтение практическому использованию вышитых работ, их сочетание в современном интерьере с новыми материалами и фактурами.
Сейчас все острее поднимается вопрос о проблемах сохранения, изучения и возрождения русских народных домашних промыслов. Из забытья возвращается вышивка, как удивительный вид рукоделия и, обогащенная новыми приемами техники исполнения, вновь стремительно входит в моду. Хочется верить, что возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
1. Вводное занятие (2 ч.)
История вышивки, ее виды. Материалы и инструменты.
Техника безопасности.
2. Виды швов (16 ч.)
Изучение выполнения ручных швов: вперед иголку, назад иголку, петельный, тамбурный, шов «козлик» и др.
Подготовка эскиза. Выполнение изделий с использованием простейших ручных швов.
3. Вышивка крестом ( 118 ч.)
— техника выполнения, упражнения (20 ч.)
Знакомство с техникой выполнения вышивки крестом. Выполнение упражнений на картоне (карточки). Выполнение работы на ткани с использованием 3-4 цветов.
Беседа: « Вышивка в народном костюме».
— «миниатюры» (18 ч.)
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом с использованием более 5 цветов. Оформление изделия с использованием различных материалов.
— «новогодние мотивы»(30 ч.)
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом на новогоднюю тему. Оформление работы с использованием старых елочных игрушек.
— «подарок маме» (30 ч.)
Выбор эскиза цветочной композиции, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом. Оформление готовой работы.
— «пасхальные мотивы» (20 ч.)
Выбор эскиза композиции с изображением вербы, церквей, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом. Оформление готового изделия.
4. Мережка (36 ч.)
— правила выполнения, материалы, подготовка ткани (4 ч.)
— выполнение различных видов мережки: снопик, столбик, кисточка, раскол (8 ч.)
— выполнения изделия (салфетки) с использованием мережки с использованием ранее изученных вариантов ручных швов (24 ч.)
5. Зачетная работа (44 ч.)
выполнение работы с использованием 2-3 видов вышивки.
Знания, умения и навыки
знать и уметь выполнять простейшие ручные швы;
уметь разбираться в схемах;
уметь переносить рисунок на ткань;
знать и уметь применять знания в выполнении вышивки крестом и мережкой;
владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;
знать правила ухода за вышитыми изделиями.
.
Содержание программы
( 1-й год обучения)
часы | ||
теория | практика | |
— изучение выполнения ручных швов — выполнение изделия с использованием различных ручных швов 3. Вышивка крестом — беседа: «Вышивка в народном костюме» — техника выполнения, упражнения — выполнение изделий в технике «шов крестом» с использованием 3-4 цветов — «миниатюры» — «новогодние мотивы» — «подарок маме» — выполнение цветочных композиций — «пасхальные мотивы» 4. Мережка — правила выполнения, материалы, подготовка ткани — мережка столбиком — мережка кисточкой — мережка раскол — мережка снопик — украшение салфетки мережкой с использованием раннее изученных вариантов ручных швов 5. Зачетная работа — подготовка эскиза, выбор материалов — выполнение изделия с использованием ранее изученных видов вышивки
| 2
1
1
1
1
1
3 1 |
3
11
2
16 18 30
30 20
3 2 2 2 2
24
1 39 |
11 | 205 | |
Всего часов: |
216 ч |
Учебно-тематический план
Второй год обучения
1. Вводное занятие (2 ч)
Знакомство с новыми видами ручной вышивки. Необходимые в работе материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях.
2. Владимирская ткань (22 ч)
Знакомство с историей владимирской глади. Материалы. Выполнение упражнений (сетка, цветок, листок, стебель).
Выполнение работы в технике владимирской глади (панно, сумочка, фартук).
3. Гладь белая (24 ч)
Техника выполнения белой глади. История возникновения. Выполнение упражнений. Выполнение изделия в технике белой глади. Оформление готового изделия.
4. Гладь цветная двухсторонняя (40 ч.)
История возникновения. Материалы и инструменты. Упражнения. Выполнение работы по выбранному рисунку. Оформление готового изделия.
Выполнение объемной вышивки (бабочки, цветы).
5. Гобелены (28 ч)
Техника выполнения. Материалы, инструменты. Выполнение изделия в технике «гобелен» (изображения природы).
Беседа «История гобелена».
6. Вышивка бисером (32 ч.)
История вышивки бисером, применение, развитие. Необходимые материалы и инструменты. Украшение вышивкой бисером элементов одежды, аксессуаров. Выполнение изделия в смешанной технике (цветная гладь и бисер).
7. Ришелье (28 ч.)
Знакомство с техникой выполнения, материалы. Основные швы (валик, сетки, бриды). Выполнение салфетки.
8. Зачетная работа (40 ч.)
Выполнение работы в любом из видов вышивки, изученных ранее (эскиз, материалы). Оформление готового изделия.
Знать название и отличительные особенности различных видов вышивки и уметь выполнять их элементы.
Уметь работать со схемами, выбирать цветовое решение работ.
Владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;
Знать правила ухода за вышитыми изделиями.
Содержание программы
(2-й год обучения)
Часы | ||
теория | Практика | |
1. Вводное занятие 2. Владимирская гладь
3. Гладь белая
4. Гладь цветная
5. Гобелены
6. Вышивка бисером — техника выполнения, упражнения — украшение элементов одежды, аксессуаров — выполнение изделия в смешанной технике (бисер — гладь) 7. Ришелье — техника выполнения, основные элементы (валик, сетки, бриды) — выполнение салфетки 8. Зачетная работа — выполнение эскиза, подготовка материалов — выполнение изделия в выбранной технике | 2
1 1
1 1
1
1 1
1 1 1
1 1
1
1 1
1
|
3 17
3 19
3 15 17
1 24
1 9
19
3 23
1 38 |
18 | 198 | |
Всего: |
216ч. |
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Наличие утвержденной программы.
Наглядные пособия.
Образцы изделий.
Специальная литература:
Журналы, книги по вышивке.
Ксерокопии со схемами, с образцами изделий.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
Стенд с работами.
Инструменты и материалы:
ножницы;
иглы (с острым и тупым кончиком, для вышивки бисером);
картон;
ткань однотонная (ситец, лен, бязь);
канва;
нитки мулине;
бисер, стеклярус;
мулине;
шерстяные нитки.
— дополнительные материалы (старые новогодние игрушки, жестяные банки, пластмассовые коробочки и баночки, коробки различной формы, рамки со стеклом и без).
Организационное обеспечение:
Расписание занятий.
Необходимый контингент учащихся.
Связь со школой.
Литература
1. «Рукоделие», 1998 г. Воронеж
2. «Вышивка. От простого к сложному», М. 2002 г.
3. «Иголка-волшебница» Т.И. Еременко, М. «Просвещение», 1988 г.
4. «Вышивание бисером» Р. Гарницкая, О. Левина, Ростов-на-Дону, 2004г. «Проф-Пресс»
5. «Вышивание», И.Мадре, Рига, 1993 г.
6. «Шитье решетками по выдернутым нитям», М., 1992 г.
7. Серия «Энциклопедия вышивания». – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.
8. «Объемная вышивка крестом», Мэг Эвершед, перевод с английского У. Сапциной, ЗАО «Издательская группа «Контэнт»
9. Подборка журналов: «Вышитые картины»
«Чудесные мгновения»
«Диана-креатив. Вышивка»
«Валя-Валентина»
«Волшебная ниточка»
«Вышивка для души»
«Лена-Рукоделие»