ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Художественная вышивка»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

пос. Чернь Тульская область











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«Художественая вышивка»






Составила:

педагог дополнительного образования

Борисова Татьяна Алексеевна






















Обоснование значимости программы


Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умений. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится, только когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни – один из основных путей активизации образного мышления. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле.

Искусство вышивки имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IXXII вв. это – фрагменты одежды, украшенные золотом, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIVXVII вв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия выполнялись, как правило из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Оно включает в себя как очень простые, декоративные швы, такие как крест, набор, так и виды вышивки, неотличимые от кружева — мережки, ришелье и многие другие.

Мир не стоит на места. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и приращения опыта поколений, но дети способны не только освоить этот опыт. Они привносят в него свое, неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новые сочетания, новые предназначения. Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.

Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по музыке для 1 класса

Объединение «Художественная вышивка» организуется для детей от 8 до 14 лет. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей и имеющихся у них знаний и умений.

Руководитель имеет право сократить или увеличить время, отведенное на изучение отдельных тем, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовки, темпа усвоения материала.

Цели и задачи

  • Изучение истории вышивки, ее видов;

  • Приобретение практических навыков в выполнении различных видов вышивки;

  • Умение использовать ручную вышивку как украшение одежды, интерьера;

  • Приобщать детей к изучению истории родного края;

  • Развивать эстетический вкус, развивать творческие способности;

  • Развивать моторные навыки;

  • Приобщать к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.


Программа объединения рассчитана на 2 года обучения:

  • 1-й год обучения – знакомство с ручными швами; изучение счетных швов (шов крестиком), мережки. На основе полученных знаний и пробных упражнений выполняются изделия в одной или нескольких изученных видах вышивки.

  • 2-й год обучения – изучение различных видов глади (Владимирской, одноцветной и двухсторонней цветной), гобеленовой вышивки, ажурной (ришелье), работа с бисером. Выполняются пробные упражнения. На основе полученных знаний разрабатываются эскизы и выполняются работы в соответствующей технике вышивки.

Теоретическое обучение проходит устно, частично с ведением записей, при помощи наглядных пособий (инструкционных карточек, журналов, старинных и современных образцов), компьютерной техники. Проводятся беседы по темам и разделам с целью всестороннего развития детей, повышения интереса к историческому и художественному наследию. В программе предусмотрено использование регионального компонента (знакомство с народным костюмом Тульской области, элементами вышивки), экскурсии в краеведческий музей.

Практическое обучение происходит при непосредственном участии руководителя и самостоятельно.

Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю в каждой группе.

В конце каждого года предусмотрены часы для зачетной работы с целью закрепления полученных знаний. Дети с помощью педагога разрабатывают эскиз, в котором предусмотрено использование ранее изученных 2-3 видов вышивки. При оформлении изделия отдается предпочтение практическому использованию вышитых работ, их сочетание в современном интерьере с новыми материалами и фактурами.

Сейчас все острее поднимается вопрос о проблемах сохранения, изучения и возрождения русских народных домашних промыслов. Из забытья возвращается вышивка, как удивительный вид рукоделия и, обогащенная новыми приемами техники исполнения, вновь стремительно входит в моду. Хочется верить, что возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.


























Учебно-тематический план

Первый год обучения.

1. Вводное занятие (2 ч.)

История вышивки, ее виды. Материалы и инструменты.

Техника безопасности.


2. Виды швов (16 ч.)

Изучение выполнения ручных швов: вперед иголку, назад иголку, петельный, тамбурный, шов «козлик» и др.

Подготовка эскиза. Выполнение изделий с использованием простейших ручных швов.


3. Вышивка крестом ( 118 ч.)

техника выполнения, упражнения (20 ч.)

Знакомство с техникой выполнения вышивки крестом. Выполнение упражнений на картоне (карточки). Выполнение работы на ткани с использованием 3-4 цветов.

Беседа: « Вышивка в народном костюме».


«миниатюры» (18 ч.)

Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом с использованием более 5 цветов. Оформление изделия с использованием различных материалов.


«новогодние мотивы»(30 ч.)

Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом на новогоднюю тему. Оформление работы с использованием старых елочных игрушек.


— «подарок маме» (30 ч.)

Выбор эскиза цветочной композиции, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом. Оформление готовой работы.


— «пасхальные мотивы» (20 ч.)

Выбор эскиза композиции с изображением вербы, церквей, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом. Оформление готового изделия.


4. Мережка (36 ч.)

— правила выполнения, материалы, подготовка ткани (4 ч.)

— выполнение различных видов мережки: снопик, столбик, кисточка, раскол (8 ч.)

— выполнения изделия (салфетки) с использованием мережки с использованием ранее изученных вариантов ручных швов (24 ч.)


5. Зачетная работа (44 ч.)

  • выполнение работы с использованием 2-3 видов вышивки.

Знания, умения и навыки


  • знать и уметь выполнять простейшие ручные швы;

  • уметь разбираться в схемах;

  • уметь переносить рисунок на ткань;

  • знать и уметь применять знания в выполнении вышивки крестом и мережкой;

  • владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;

  • знать правила ухода за вышитыми изделиями.



.






















Содержание программы

( 1-й год обучения)

Темы занятий

часы

теория

практика

  1. Вводное занятие

  2. Виды ручных швов

— изучение выполнения ручных швов

— выполнение изделия с использованием различных ручных швов

3. Вышивка крестом

— беседа: «Вышивка в народном костюме»

— техника выполнения, упражнения

— выполнение изделий в технике «шов крестом» с использованием 3-4 цветов

— «миниатюры»

— «новогодние мотивы»

— «подарок маме» — выполнение цветочных композиций

— «пасхальные мотивы»

4. Мережка

— правила выполнения, материалы, подготовка ткани

— мережка столбиком

— мережка кисточкой

— мережка раскол

— мережка снопик

— украшение салфетки мережкой с использованием раннее изученных вариантов ручных швов

5. Зачетная работа

— подготовка эскиза, выбор материалов

— выполнение изделия с использованием ранее изученных видов вышивки


2


1


1


1


1









1









3

1



3


11




2


16

18

30


30

20


3

2

2

2

2



24


1

39

11

205

Всего часов:

216 ч

Учебно-тематический план

Второй год обучения

1. Вводное занятие (2 ч)

Знакомство с новыми видами ручной вышивки. Необходимые в работе материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях.


2. Владимирская ткань (22 ч)

Знакомство с историей владимирской глади. Материалы. Выполнение упражнений (сетка, цветок, листок, стебель).

Выполнение работы в технике владимирской глади (панно, сумочка, фартук).


3. Гладь белая (24 ч)

Техника выполнения белой глади. История возникновения. Выполнение упражнений. Выполнение изделия в технике белой глади. Оформление готового изделия.


4. Гладь цветная двухсторонняя (40 ч.)

История возникновения. Материалы и инструменты. Упражнения. Выполнение работы по выбранному рисунку. Оформление готового изделия.

Выполнение объемной вышивки (бабочки, цветы).


5. Гобелены (28 ч)

Техника выполнения. Материалы, инструменты. Выполнение изделия в технике «гобелен» (изображения природы).

Беседа «История гобелена».


6. Вышивка бисером (32 ч.)

История вышивки бисером, применение, развитие. Необходимые материалы и инструменты. Украшение вышивкой бисером элементов одежды, аксессуаров. Выполнение изделия в смешанной технике (цветная гладь и бисер).


7. Ришелье (28 ч.)

Знакомство с техникой выполнения, материалы. Основные швы (валик, сетки, бриды). Выполнение салфетки.

8. Зачетная работа (40 ч.)

Выполнение работы в любом из видов вышивки, изученных ранее (эскиз, материалы). Оформление готового изделия.


Знания, умения, навыки

  • Знать название и отличительные особенности различных видов вышивки и уметь выполнять их элементы.

  • Уметь работать со схемами, выбирать цветовое решение работ.

  • Владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;

  • Знать правила ухода за вышитыми изделиями.































Содержание программы

(2-й год обучения)

Темы занятий

Часы

теория

Практика

1. Вводное занятие

2. Владимирская гладь

  • история развития, материалы, упражнения

  • выполнение изделия по выбору

3. Гладь белая

  • история развития, материалы, упражнения

  • выполнение изделия по выбору

4. Гладь цветная

  • история возникновения, применение, материалы;

  • упражнения;

  • выполнение изделия по выбору;

  • выполнение объемной вышивки

5. Гобелены

  • беседа «История гобелена»

  • техника выполнения, материалы

  • пейзаж

6. Вышивка бисером

— техника выполнения, упражнения

— украшение элементов одежды, аксессуаров

— выполнение изделия в смешанной технике (бисер — гладь)

7. Ришелье

— техника выполнения, основные элементы (валик, сетки, бриды)

— выполнение салфетки

8. Зачетная работа

— выполнение эскиза, подготовка материалов

— выполнение изделия в выбранной технике

2


1

1


1

1



1


1

1


1

1

1


1

1


1



1

1


1




3

17


3

19




3

15

17



1

24


1

9


19



3

23


1

38

18

198

Всего:


216ч.


Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы



Наличие утвержденной программы.

Наглядные пособия.

Образцы изделий.


Специальная литература:

Журналы, книги по вышивке.

Ксерокопии со схемами, с образцами изделий.


Материально-техническое обеспечение:

Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

Стенд с работами.

  • Инструменты и материалы:

  • ножницы;

  • иглы (с острым и тупым кончиком, для вышивки бисером);

  • картон;

  • ткань однотонная (ситец, лен, бязь);

  • канва;

  • нитки мулине;

  • бисер, стеклярус;

  • мулине;

  • шерстяные нитки.

— дополнительные материалы (старые новогодние игрушки, жестяные банки, пластмассовые коробочки и баночки, коробки различной формы, рамки со стеклом и без).


Организационное обеспечение:

Расписание занятий.

Необходимый контингент учащихся.

Связь со школой.





Литература


1. «Рукоделие», 1998 г. Воронеж

2. «Вышивка. От простого к сложному», М. 2002 г.

3. «Иголка-волшебница» Т.И. Еременко, М. «Просвещение», 1988 г.

4. «Вышивание бисером» Р. Гарницкая, О. Левина, Ростов-на-Дону, 2004г. «Проф-Пресс»

5. «Вышивание», И.Мадре, Рига, 1993 г.

6. «Шитье решетками по выдернутым нитям», М., 1992 г.

7. Серия «Энциклопедия вышивания». – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.

8. «Объемная вышивка крестом», Мэг Эвершед, перевод с английского У. Сапциной, ЗАО «Издательская группа «Контэнт»

9. Подборка журналов: «Вышитые картины»

«Чудесные мгновения»

«Диана-креатив. Вышивка»

«Валя-Валентина»

«Волшебная ниточка»

«Вышивка для души»

«Лена-Рукоделие»









Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: