Интегрированно-синхронизированный курс изобразительного искусства и истории










Интегрированно-синхронизированный курс изобразительного искусства и истории.











Разработали учителя:

Изобразительного искусства Игнатова Е.А.

Истории Файзуханова В.В.





















Часто случается, что вещи мелкие и незначительные дают нам больше для познания великих вещей, чем великие – для познания малых.

Ф. Бекон.

Каждый педагог результатом своей деятельности хочет видеть творческую личность, имеющую активное мышление, находящуюся в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующуюся в новой обстановке, способную творчески применить любую информацию в любой области будущей деятельности, поставить цель и прогнозировать последствия, способную к самооценке и самоорганизации.

Для этого у ребенка должен быть широкий диапазон для пробы и применения своего творческого потенциала. Обязательным условием воспитания и обучения является решение задачи общего развития учащихся. Эту задачу решить силами отдельных дисциплин сложно, поэтому возникает необходимость интеграции учебных предметов.

Комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определённой мерой взаимодействия искусств и науки по содержанию и продолжительности занятии на каждом возрастном этапе, является одним из современных подходов к обучению детей в школе

Интеграция содержания разных видов искусств и науки в образовательном учреждении позволяет создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон восприятия мира и освоения содержания стандарта общего образования.

В 2000 году нами был создан интегрировано-синхронизированный курс преподавания истории и ИЗО, который позволяет учащимся увидеть целостную картину мира на основе изучения социальных процессов и восприятия произведений искусства. Это помогает им проследить взаимодействие всех сфер жизни общества. Интегрировано-синхронизированный курс ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действия от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы. Такая интеграция увеличивает информативную емкость урока и позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении ИЗО и истории. Данный курс помогает формировать позитивную мотивацию обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, снижать перенапряжение и утомляемость. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления, позволяет учащимся применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, труду, жизни. Такое построение интегрированно-синхронизированного курса позволяет в полной мере активизировать сферы сознания личности: логико-понятийную, ценностно-смысловую, нравственно-эстетическую, — а также повысить качество образования.

Таким образом, целью нашей работы в рамках интегрированно-синхронизированного курса является формирование ключевых компетенций на основе творческого _осмысления духовного опыта человечества.

Для достижения этой цели в процессе педагогической деятельности нами решаются следующие задачи

— обеспечение условий для самопроявления учащихся. Реализации их творческого потенциала

— развитие в детях художественно-образного начала . Которое способствует формированию активной жизненной позиции

— формирование способности к актуализации полученных знаний? умений и навыков в учебной деятельности

В реализации, стоящих перед нами задач мы руководствуемся следующими принципами:

  1. Принцип природосообразности(научности). Суть этого принципа заключается в том, чтобы путеводной звездой в ходе любых педагогических процессов и воспитательных отношений была опора на современные достижения науки и практики, с учетом конкретных особенностей и уровня развития каждого ребенка. Природа ребенка, его здоровье, физическое, физиологическое психологическое и социальное развитие становятся при этом главными и определяющими факторами воспитательных отношений.

  2. Принцип гуманизации Это принцип социальной защиты растущего ребенка. сущность его состоит в очеловечивании отношений, в приоритетах общечеловеческих ценностей над всеми другими. Учет того, что каждый возраст в жизни личности наполнен определенными, свойственными только этому переоду переживаниями и только ему характерен интерес к определенным видам знаний.

  3. Принцип целостности (системности). Достижение единства и завершенности процесса.

  4. Принцип демократизации. Сущность его состоит в представлении учащимся определенных свобод для саморазвития, самоопределения.

  5. Принцип комплексности учитывает психофизиологические особенности ребенка по восприятию окружающего мира, в том числе учебного материала. Визуалы, кинестетики, аудиалы – каждому типу личности учебный материал предоставляется в наиболее доступной форме.

  6. Принцип культуросообразности предполагает максимальное соединение и использование в воспитании и образовании элементов современной культуры, ее традиций, правил, тенденций развития.

Содержание курса продумано таким образом, чтобы изучение истории через приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества.

На интегрировано-синхронизированных уроках мы поняли, что этот подход помогает воспитывать интерес к образовательному процессу. Во время разработки интегрированных уроков информация делится на блоки для подачи её, какие знания уже даны, или будут даваться на другом уроке, экономя время и объем информации для нового материала. Интегрированный подход помогает созданию системы научных знаний, практических умений и навыков, а так же мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Чтобы достигнуть хорошего результата в обучении, надо опираться на взаимодействие знаньевого компонента и при подаче материала создавать процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структуры и повышению интереса к изучаемым предметам. Что способствует сделать свои необычные открытия и более доступное усвоение материала.

Для более эффективного обучения на уроках активно используются: компьютер, Smart доска, документ камера. Не только зрелищный видео ряд созданный учителями, но и активная работа самих учащихся на таких уроках и подборе заданий делает усвоение темы более эффективным.



Программа куса рассчитана на преподавание истории и ИЗО в 5 -7 классах. При составлении тематического планирования согласуются темы, изучаемый материал, сроки проведения уроков, что позволяет не только экономить время, но, самое главное — достичь высоких результатов в усвоении учебной программы. Во избежание дублирования материала четко обговариваются все понятия и темы, связанные с культурой стран, изучаемых на уроках истории или ИЗО.

Примерное тематическое планирование интегрировано-синхронизированного курса по изобразительному искусству и истории.

5 класс

1. первобытное искусство.

2. искусство Древнего Египта.

3. Индия в древности.

4. Китай в древности.

5. Искусство Древней Греции.

6. Искусство Древнего Рима.

6 класс.

1.Средневековое рыцарство

2. Средневековая геральдика

3. Мода XV – XVII вв.

7 класс

1. Языческая Русь (узоры, символы, предметы быта, народные праздники, изба, русский костюм).

2. Русь православная (храмы, иконы, праздники) .

Формы организации учебной деятельности в интегрировано-синхронизированном курсе истории и ИЗО разнообразны. Часть уроков проводятся совместно. Для активизации мыслительной деятельности, поддержания интереса к учебе уроки проводятся в следующих формах: урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-кроссворд, урок-турнир, урок-вернисаж и т.д. Данные формы используются для уроков разных типов: вводный урок по теме, урок формирования новых знаний, урок формирования новых умений и навыков, урок обобщения знаний, урок контроля знаний, урок – коррекция и т.д.

Какими бы ни были типы и формы урока, в конце каждого совместного урока учащиеся обязательно создают творческую работу (проект), которая является способом самовыражения, с последующей защитой.

В процессе освоения искусства дети на разных возрастных этапах реализуют себя по разному, согласно психофизиологическим особенностям возраста и индивидуальному развитию.

Изучая историю и искусство, реальный вид изображаемых объектов приобретает для подростков особое значение. Они стараются как можно точнее передать детали, форму. Такая система преподавания стимулирует творческий процесс в тесной связи познавательной деятельностью.

Чтобы адекватно воспринимать произведение, сопереживать ему, необходимо знать творца и его время. Без знаний невозможно целостное восприятие произведения искусства в единстве его содержания и формы.

Несмотря на то, что учащиеся 5-7 классов не изучают предмет историю искусства, они должны иметь представление о факте существования в изобразительном искусстве различных направлений и индивидуальных стилей.

Структура интегрировано-синхронизированного курса дает возможность преподавателям разных предметов объединяться в творческие группы для совместной работы по смежным темам. Так приобщение учащихся к геометрической деятельности, через интеграцию с предметом ИЗО в процессе которой учащиеся овладевают навыками пространственной, конструктивной, метрической, интуитивной, логической, символической деятельности и развивают творческий потенциал личности, её способности к самореализации.

































ПРИЛОЖЕНИЕ





Класс:5

Ф.И.О. учителей: Игнатова Е. А., Файзуханова В. П.

Тема урока: Религия Древнего Египта

Цель урока: Показать специфические особенности религиозных верований древних египтян, формировать целостное представление учащихся о культуре Древнего Египта.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с пантеоном египетских богов.

Продемонстрировать особенности древнеегипетской живописи с последующим созданием сюжетной композиции, создать условия для развития образного мышления учащихся.

Стимулировать интерес к Древнеегипетскому искусству, учить языку символов, чтобы любое зашифрованное в символах содержание вызывало потребность понять, разгадать его.

Тип урока: интегрированный урок истории и ИЗО. Изучение новой темы.

Список литературы

Годер Г.И. Вигасин А.А. История Древнего мира. М. Просвещение. 2006г.

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1. М.Просвещение. 2006г.

Куликов А. Н. Герои и боги: Египет. Тверь. Издательство «Полина».1994г.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М. «Просвещение» 1980г.

Журнал «Юный художник» №11 1984г.

В ходе повторения полученных знаний о Египте, его местонахождении, особенностях культуры учащиеся делают открытие о многочисленном (2000) пантеоне египетских богов и о тесной связи древнеегипетской религии и науки. Знакомясь с древнеегипетскими мифами о богах, рассматривая их изображения, внимание учащихся акцентируется на особенностях древнеегипетской живописи, особенно на канонах изображения фигуры человека (активно используются возможности интерактивной доски).

Класс:5

Ф.И.О. учителей: Игнатова Е. А., Файзуханова В. П.

Тема урока: Искусство Древнего Китая

Цель урока: Обобщить знания учащихся по истории Китая и дать начальные представления о культуре Китая.

Задачи урока: расширить знания учащихся о культуре Востока; стимулировать поисковую деятельность; показать вклад древнекитайской культуры в сокровищницу мировой культуры; продолжить формирование уважения к культуре других народов.

Тип урока: интегрированный урок истории и ИЗО. Урок-кроссворд.

Оборудование: Smart-Board, учебник истории, рабочая тетрадь по истории, традиционные китайские изделия из бумаги, картины на шелке, видеофильм «История Древнего Китая», рабочая тетрадь по истории.

Список литературы:

  1. История искусств. Минск «Литература» 1997г

  2. Журнал «Трамвай» 1991г

  3. Журнал «Юный художник» № 1, 1983г

  4. Фильм ВВС «Древний Китай»

Так при изучении истории Китая (программа по истории отводит всего 2 часа) был проведен урок-кроссворд, заключительный по истории и вводный по ИЗО. На этом уроке закрепление изученного материала сочеталось с углублением знаний по культуре Китая. Логика урока была построена на заполнении кроссворда, включавшего основные понятия темы. Например, ответив на вопрос: «Самый удобный материал для письма, изобретенный в Китае», дети узнали о различных способах использования бумаги в Древнем Китае. Для лучшего усвоения знаний мы используем видеоматериалы — отрывки из документальных фильмов. В результате разгадывания кроссворда дети получили ключевое слово — «КИТАЙ».

Класс:5

Ф.И.О. учителей: Игнатова Е. А., Файзуханова В. П.

Тема урока: «Древняя Греция»

Цель: обобщить знания учащихся по истории и искусству Древней Греции, сделать вывод о значении культурных достижений древних греков, их влияния на мировую художественную культуру.

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции; способствовать расширению кругозора учащихся, повышению интереса к истории и искусству Древней Греции; продолжить формирование эстетического вкуса учащихся, уважения к культуре древних народов.

Тип урока: обобщающий урок.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование урока: Smart-доска, рабочая тетрадь, краски, ватман.

Время урока: 90 мин.

Литература:

1. История искусств. Минск «Литература» 1997г

2. «Я познаю мир» . Детская энциклопедия. Мифология. «Издательство АСТ» М. 1999г

3. Годер Г. И. Задания для

4 .«Лабиринт загадок» Петрозаводск 1991г.

5. Сокольникова Н. М. «Краткий словарь художественных терминов», «Титул» Обнинск 1996г

6. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М. «Просвещение» 1980г.

7. Ганс Райхард « Древние греки» Слово 1994г.

8. Ганс Райхард «Семь чудес света» Слово 1994г.

Повторительно-обобщающий урок по Древней Греции является заключительным и по истории и по ИЗО. Он проводится в виде научной экспедиции. Цель урока — систематизация и визуализация изученного материала. Урок идет 2часа в форме интеллектуальной игры. В ходе урока за правильные ответы дети получали «древние реликвии». Отчет об экспедиции учащихся представлен продуктом коллективно-творческой деятельности в виде художественной работы, воспроизводящей видение учащимися Древней Греции.

Класс:5

Ф.И.О. учителей: Игнатова Е. А., Файзуханова В. П.

Тема урока: Искусство Древнего Рима

Цель урока: подвести детей к научному пониманию понятия искусства, охарактеризовать его виды на примере древнеримской культуры.

Задачи: научить учащихся понимать научные термины, продолжить работу по закреплению навыков делать выводы на основе изученного материала, показать место древнеримской культуры в мировой истории.

Тип урока: учебное исследование по теме «Культура Древнего Рима»

Форма урока: интегрированный урок на основе изученного материала

Литература:

1. История искусств. Минск «Литература» 1997г

2. Сокольникова Н. М. «Краткий словарь художественных терминов», «Титул» Обнинск 1996г

3.Каменева Е. «Какого цвета радуга» Москва «Детская литература» 1984г

4. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М. «Просвещение» 1980г.

5. Ганс Райхард «Семь чудес света» Слово 1994г.

6.Вольфганк Тарновский «Гладиаторы» Слово 1994г.

Во время проведения урока дети учатся анализировать, сравнивать изученный материал. Проводить параллели. Знакомятся с новыми терминами, работая со словарями. Исследуют взаимовлияние культур и какие открытия сделаны в этой стране. Сделав анализ, дети выполняют творческий проект по созданию триумфальной арки с последующей защитой своего проекта.



6 класс. Учителя: Игнатова Е.А., Файзуханова В.П.

Тема урока: Средневековое рыцарство.

Цель урока: способствовать созданию у учащихся целостной картины жизни средневекового рыцарства.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания по теме «Становление феодальных отношений», полученные на уроках истории.

  2. Познакомить учащихся с условиями жизни господствующего класса.

  3. Обучать умению анализировать комплекс исторических фактов.

  4. Создание художественного проекта путем индивидуально-коллективного творчества.

  5. Развивать умения аргументировать и защищать свой проект.



Тип урока: интегрированный урок истории и ИЗО.

Оборудование: слайд-программа, учебник истории, рабочая тетрадь по истории, ватман, краски, карандаши.

Урок-путешествие «Средневековое рыцарство» способствует созданию у учащихся целостной картины жизни средневекового рыцарства.



В ходе урока использовалась составленная учителями слайд-программа, на которой основывается объяснение нового материала. Использование информационных технологий экономит время при объяснении новой темы, активизирует познавательную деятельность учащихся, благодаря зрелищности представленного материала. Данная слайд-программа помогает учащимся создать творческий проект на высоком уровне и грамотно провести его защиту.































Свежие документы:  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: