Исследовательский проект «Тайны глиняных игрушек» ученицы 4 класса



Министерство науки и образования

МОУ «Началовская СОШ»

Приволжского района

Астраханской области







Исследовательский проект

« Тайны глиняных игрушек»


Выполнила: ученица 4 Б класса

Сундутова Айжан


Руководитель: учитель изобразительного искусства и

мировой художественной культуры

Фомина Н.В.















с. Началово

2009

План проекта

  1. Введение.

  2. Древние образы в современных народных игрушках.

  3. Дымковская игрушка.

  4. Филимоновская игрушка.

  5. Каргопольская игрушка.

  6. Способы изготовления игрушки.

  7. Список использованных ресурсов.

























  1. Введение

Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне — три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры — деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка — свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой — женский, «бабий» промысел — изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки-свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.


  1. Древние образы в современных народных игрушках.

Образ – вид, внешность, фигура, очертание (в чертах или в плоскости); подобие предмета, его изображение.

Толковый словарь русского языка

В. И. Даля

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, ди­ковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Еще наши далекие предки украшали свои изделия простей­шими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинствен­ному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая гори­зонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими наро­дами. «Не земля родит, а небо»,— говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодо­родие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хоро­шего урожая».

Женская фигура всегда связана с сим­волами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорас­тают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Посмотри, как перекликает­ся этот образ в вышивке с обра­зом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зави­села жизнь человека.

В произведениях народного искусства встречается причуд­ливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, си­дящими на ветках. Это древо жизни. В народных представле­ниях оно было символом расти­тельных сил земли, вечно жи­вой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь — один из древней­ших и любимых образов на­родного искусства. Конь был столь же необходим крестья­нину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворя­щую силу солнца.



3. Дымковская игрушка

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языче­ские корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники сви­стели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и переки­дывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют эту игрушку — «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся — будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

ДЫМКОВО

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость — изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Фефанов

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепи­ли их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстия­ми свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конь­ка…

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.

Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, жел­тые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперни­чает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, по­хожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художест­венные мастерские Дымковской игрушки.

4. Филимоновскаи игрушка

Удивительно красивы и разнообразны глиняные иг­рушки из деревни Филимоново Тульской области. Ко­ни, олени, бараны, петухи, всадники, барыни — всех не перечесть — образуют весе­лый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; граци­озно вытянул необычно длинную шею олень с могу­чими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связа­но с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и жи­вотных.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после об­жига становится светлой.

Желтый, красный, зе­леный — основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со свет­лым тоном обожженной глины создают неподра­жаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

В наши дни в деревне Филимонове игрушки де­лают талантливые масте­рицы, сохраняющие древ­ние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, по­крывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появ­ляются свой характер, своя поступь, свой голос.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произ­ведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.


5.Каргопольская игрушка

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и бли­жайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля — хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художества­ми и ремеслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре ты­сячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промы­сел заводится.

Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, паха­рей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.

А вот Полкан — сказочное чуди­ще, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. В давние времена люди называ­ли зверей своими братьями, скла­дывали о них сказки, они же стано­вились героями детской игрушки. Ведь и у вас, ребята, есть любимые игрушки-зверята?! Посмотрите, какие узоры на этих игрушках!

Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, может, в небе у летя­щей снежинки, у Солнца, у вечер­ней звезды…

В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в мага­зине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.


6. Способы изготовления игрушки.

Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек ис­пользуется местная красная глина, тщательно перемешанная с мел­ким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осу­ществляли мелом, разведенным на молоке).

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фи­гурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи.

Но у нас с вами, ребя­та, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить.

Вспомним методы лепки:

1. Вытяжка. Основной кусок пластилина фор­муют идентично очерта­ниям будущей игрушки. Затем начинают вытяги­вать части тела — шею, ру­ки, ноги — до требуемой длины. После этого их вы­гибают нужным образом,

украшают игрушку накладными деталями.

2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей об­работке.


А теперь внимательно рас­смотрим декор игрушек. Необычайно ярка филимоновская игрушка-свистулька в своих пестрых декоративных «одеждах»—узорах, нанесен­ных прямо на поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередую­щиеся радужные полосы.

Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастери­цы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Основ­ные элементы геометрического орнамента дымковской игруш­ки (круги, овалы, клетки, по­лоски, точки), на то, как они выстраиваются в узор, на яр­кость красок. В росписи ис­пользуют желтый и синий, ма­линово-красный и зеленый, бе­лый в фоне и черный цвета.

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: го­лубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и со­ставляют палитру игрушек.

Посмотри, как выразитель­на роспись каргополъской иг­рушки, которая сохраняет про­чную связь с древними моти­вами.

Каждая мастерица, пользу­ясь традиционным для данного промысла набором декоратив­ных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.

7. Выводы

  • Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

  • В росписи игрушек присутствуют солярные знаки, которые несут глубокий символический смысл.

  • В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

  • Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

  • Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.




  1. Список использованных ресурсов.

  1. https://mega.km.ru/

  2. https://www.artprojekt.ru/

  3. https://lepnj.narod.ru/

  4. https://www.samoffar.ru/dimkovskaya-igrushka.shtml

  5. Н. А. Горяева, О. В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2003

  6. Кошельков Н. А. Филимоновская расписная игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1976

  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998











Свежие документы:  Урок для 4 класса по теме: «Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческий храм»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: