Конспект урока для 6 класса про теме: «Дружеский шарж»


План-конспект урока в 6-м классе

Тема урока: «Дружеский шарж»


Цели: знакомство с жанром карикатуры и шаржа, творчеством художников, работающих в этом жанре; побуждение к самостоятельному творчеству, позволяющему отразить особенности создаваемого образа средствами изобразительного языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи: 

— совершенствование навыков работы графическими материалами; 

— развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

— воспитание толерантности.

Оборудование урока:

компьютер; программа-слайдшоу работ художников Д.Моора, Х.Бидструпа, В.Маковского «Игра в бабки», А.Дейнеки «Будущие летчики», И.Репина «Стрекоза», В.Сурикова «Портрет О.Суриковой в детстве», А. и С.Ткачевых «Детвора», бумага и графические материалы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие уч-ся, наличие уч-ся, готовность к уроку.

2. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем разговор о портрете, но не совсем обычном.

Вашему вниманию предлагаются работы художника Дмитрия Стахиевича Моора (Орлова).

— Что вы можете сказать о них?

Эти портреты веселые, смешные.  — Они вызывают добродушную улыбку.

Давайте рассмотрим рисунки другого художника. Датчанин Херлуф Бидструп изобразил здесь себя, вот серии рисунков под названием «Домашнее задание», «Рыбий жир».

Художник подметил: иногда так не хочется выполнять домашнее задание, что находишь сто причин, лишь бы не садиться за учебники.  — Эти рисунки смешные, но не злые. Они скорее поучительные. Вы сейчас выразили очень правильную мысль. Бидструп писал о начале своего творчества: «Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбку. Помню, как я обиделся на моего дядю, который расхохотался, просматривая мои творения, а ведь я трудился над ними, наверное, не меньше, чем маститый художник над созданием образа святой Мадонны! Постепенно я стал понимать, что именно производило комическое впечатление, и часто уже вполне сознательно рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовольствием убедился в том, что смех — мой союзник».

Все эти работы называются шаржами.

Шарж — разновидность карикатуры, где добродушный юмор преобладает над сатирической насмешкой.

Вашему вниманию предлагаются работы творческой группы художников Куприянова, Крылова, Соколова (Кукрыниксы), созданные в годы Великой Отечественной войны: «На приеме у бесноватого главнокомандующего», «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Средства художественного гротеска художники употребили здесь с другой целью. В чем же отличие шаржа от карикатуры?

Художник рисует карикатуру, когда хочет кого-нибудь или что-нибудь высмеять.

А, теперь я хочу показать вам шаржи, выполненные недавно на наших современников. Сможете ли вы узнать знаменитых людей в этих карикатурах?

Свежие документы:  Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе. Введение

3. Постановка творческой задачи.

Ребята, сегодня вам предстоит выполнять шарж — обобщенный портрет учеников вашего класса.

Давайте вспомним стихи и песни знакомые вам с детства.

Песня Ю. Чичкова

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек
И хлопушек,
Из линеек
И батареек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков
И звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок
И картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки!
Из платочков
И клубочков,
Из загадок
И мармеладок
Сделаны наши девчонки!

Задание для девочек:

Учитель читает стихотворение М.Пляцковского «Какие бывают мальчишки». Во время чтения на экране демонстрируются репродукции картин В.Маковского, А.Дейнеки. Девочки, подумайте, какие положительные качества есть у наших мальчиков?

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек,

И зеленых лягушек,

Вот из этого сделаны мальчики.

Задание для мальчиков.

Учитель читает стихотворение М.Пляцковского «Какие бывают девчонки». Во время чтения на экране демонстрируются репродукции картин И.Репина, В.Сурикова и др. Мальчики, поразмышляйте над положительными качествами девочек.

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет, и пирожных,

И сластей всевозможных,

Вот из этого сделаны девочки.

4. Самостоятельная творческая работа учащихся.

5. Подведение итогов.

1) Рефлексия

Дети заполняют опросный лист рефлексии урока. Приложение

2) Анализ работ уч-ся, допущенные ошибки.

3) Аргументирование и выставление оценок уч-ся.





Приложение

Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели

  • ты с интересом работал весь урок;

  • ты с интересом выполнял самостоятельные задания;

  • ты познакомился с дополнительными материалами;

  • ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового;

  • оцени свою усталость после урока.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: