Конспект урока ИЗО для 1 класса «Веселый лужок»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 58 комбинированного вида

Киселевского городского округа









Конспект урока ИЗО для 1 класса


«Веселый лужок»







подготовила

Криницына Татьяна Вячеславовна,

воспитатель










Киселевский городской округ


2013 г

Задачи: формировать представления о колорите и средствах композиции – линии горизонта, ближнем, среднем и дальнем планах; умение пользоваться цветовым кругом для получения новых оттенков цвета; совершенствовать технику рисования гуашью, осваивать способы работы акварельными красками и кистями разного размера и формы, развивать мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать культуру цвета, художественно-эстетическое восприятие природы и искусства.

Интеграция областей: Художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование: альбомные листы, акварель, гуашь, иллюстрация В. Лебедева к «Разноцветной книге» С.Я. Маршака, фотопейзаж летнего луга, широкие плоские щетинные кисти, круглая щетинная кисть №4, мягкие кисти №5 и №2, картинки насекомых, палитры, подставки под кисти, салфетки бумажные и тканевые.

















I этап

Воспитатель:

— Вот и закончилось веселое теплое лето. Наступила осень, о лете остались только воспоминания. Что вы помните из ушедшего лета? Что вам особенно запомнилось в природе летом?

Дети рассказывают, где они были летом, чем занимались:

— отдыхали на море, купались в реке, загорали, ездили в лес за ягодами…

Воспитатель:

Хотите узнать, о чем часто вспоминаю я? Отгадайте загадку.

Загадка

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал,

Лежит у речки голубой, и желт, и синь, и ал.

Дети:

— Луг.

Воспитатель:

— Я часто вспоминаю разнотравье и разноцветье лета, особенно ромашковые поляны. Как они нарядны и жизнерадостны, хочется упасть в это море солнышек и смотреть снизу вверх из травы, как они кивают тебе головками от легкого ветерка!

— Посмотрите, что вспомнил о лете художник В.Лебедев.

(Рассмотреть иллюстрацию В.Лебедева к «Разноцветной книге» С. Маршака)

— Какими цветами изобразил художник лужок? Какого цвета больше всего на иллюстрации?

Дети:

— зеленого.

Воспитатель:

— Почему?



Дети:

— Потому что на лугу много травы.

Воспитатель:

— Какое настроение передал художник в рисунке?

Дети:

— Радостное.

Воспитатель:

— Какие средства ему в этом помогли? Как художнику удалось передать нам радость?

Дети:

— Художник написал в картине яркий лужок, много травы, цветов. На лугу летает большая стрекоза.

Воспитатель обобщает ответы детей:

— Цвет и расположение предметов. Яркая сочная зеленая трава, крупные цветы и стрекоза в центре рисунка и т.д.

— Эту иллюстрацию художник написал к стихотворению С.Маршака, хотите его послушать?

Эта страница зеленого цвета,

Значит на ней постоянное лето,

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.


— А вы хотели бы сейчас оказаться среди лета, на веселом лужочке? Как мы можем это сделать?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель:

Предлагаю вам закрыть глаза и под музыку представить себя на летнем лугу.

(Дети под инструментальную музыку закрывают глаза)

Воспитатель:

Воспитатель:

— Хорошо отдохнули? Что увидели? Какое у вас было настроение?

(Дети рассказывают свои образы и впечатления)

Воспитатель:

— А вы хотели бы написать свою картину летнего луга, как настоящие художники красками?

Дети:

— Да.

Воспитатель:

— Что бы вы изобразили в своей картине?

Дети:

Цветы, траву, бабочек, стрекоз, жучков и др.

Воспитатель:

— К какому жанру живописи вы отнесете свою картину?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Крестьянский дом. Внутреннее обустройство избы»

Дети:

-Пейзажу.

Воспитатель:

— Почему?

Дети:

— Это картина природы.

Воспитатель:

— Чтобы у нас получился пейзаж, как у настоящих художников, нам нужно уметь внимательно рассматривать их произведения, учиться у них изображать то красивое, что окружает нас в жизни, уметь наблюдать природу. Художники тоже учатся, чтобы их картины становились еще лучше и понятнее для всех людей. Они выходят на природу с мольбертом и красками и пишут прекрасную картину природы прямо на поляне или в лесу, или у реки. А еще они могут писать пейзаж, используя фотографии природы. Вот и мы сегодня будем учиться писать пейзаж, глядя на фотографию. Сама природа будет нашим учителем.

(Показывает детям летний фотопейзаж с четко обозначенным горизонтом)

— Ребята, вы видите место, где небо сливается с землей? Как оно называется?

Дети:

-Линия горизонта.

Воспитатель:

— Где находится линия горизонта, низко или высоко?

Дети:

— Выше середины листа.

Воспитатель:

— Что вы видите на переднем плане? Среднем? Дальнем? Какими мы видим эти объекты природы?

Дети:

— На переднем плане мы можем разглядеть травинки, цветы, стебельки цветов. Мы даже можем узнать их. На среднем плане стебельки и травинки начинают сливаться, у цветов можно разглядеть только форму головки. На дальнем цветы – это множество маленьких точек.

Воспитатель:

— Одинаково ли по цвету небо? Где оно темнее (светлее)?

Дети:

— Вверху темнее, а к линии горизонта становится светлее.

Воспитатель:

— Как же это показать красками и кисточками? Приступим к работе.

Что в нашем пейзаже займет больше места, небо или луг?

Дети:

— Луг.

Воспитатель:

— Почему?

Дети:

— Нам нужно показать красоту летнего луга.

Воспиатель:

Значит, земля будет занимать в рисунке больше места. Где проведем линию горизонта?

Дети:

Высоко.

Воспитатель:

— Возьмите карандаш и, не нажимая на него, проведите линию горизонта.

(Показывает на мольберте, дети повторяют)

— Что сначала раскрасим красками, небо или землю?

Дети:

— Небо.

Воспитатель:

— Посмотрите, я покажу, как художники передают переходы цвета неба от темного к светлому. Смачиваем лист водой широкой кистью до линии горизонта. Краску будем наносить на мокрый слой. Такой способ рисования называется рисование «по мокрому слою». Набираем на кисточку побольше синей краски акварели, и делаем мазки слева направо в верхней части рисунка. Теперь водой начинаем размывать темный синий цвет до линии горизонта. Этот способ так и называется «размывка цвета». Что происходит на ваших глазах?

Дети:

— Цвет светлеет.

Воспитатель:

— У нас получилось небо в ясную погоду. Если вам захочется показать облачную погоду, то, чтобы изобразить облака, мы можем еще добавить местами в небо воды и промокнуть эти места бумажной салфеткой, как бы вытянуть лишний цвет и еще сильнее осветлить нужный нам участок, такой прием называется «вытяжка цвета». Получились облака.

(Дети выполняют работу показанными техниками)

— Теперь переходим к изображению земли. Смотрим на фотопейзаж. Везде ли трава на лугу одинакового зеленого цвета?

Дети:

-Нет, где-то темнее, холоднее, где –то светлее и теплее.

Воспитатель:

— Как же нам получить эти оттенки зеленого цвета?

Дети:

— смешать краски.

Воспитатель:

— Какие? Что нам поможет это сделать?

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Китай и Индия" 7 класс

Дети:

— Цветовой радужный круг.

Воспитатель:

— Найдите на круге зеленый цвет. Какие цвета его соседи?

Дети:

— Синий и желтый.

Воспитатель:

— Кто может сказать, какие краски нам нужно смешать, чтобы получился теплый зеленый цвет? Холодный цвет?

Дети:

— Если добавить в зеленый цвет желтую краску, то получим теплый зеленый цвет, а если синюю – холодный зеленый цвет.

Воспитатель:

— Возьмите гуашь и смешайте эти краски на своей палитре.

(Дети делают это вместе с воспитателем)

Можно получить несколько оттенков зеленого цвета, добавляя больше или меньше в зеленую краску синей или желтой краски.

— Теперь нам нужно перенести полученные оттенки зеленого цвета на бумагу. Как мы можем это сделать. Я покажу вам несколько способов. Сначала попробуем смешать краски «по мокрому слою». Смачиваем лист водой и наносим краски мазками легкими движениями, смешивая их на листе бумаги, вливая их друг в друга. Даем краскам свободно перетекать друг в друга, образуя переливы цвета. Такой способ называется «вливание цвета в цвет». Выполните этот способ.

(Работа детей)

— А теперь подсушим слой салфеткой. Попробуем нанести краски другим способом. Берем круглую жесткую кисть. В воду кисть опускать не будем. На сухую кисть набираем краску и, постукивая, наносим пятна краски на бумагу. У нас получилась трава на лугу.

(Работа детей)

— Дадим нашему рисунку просохнуть, а себе отдохнуть. Продолжим нашу картину «Веселый лужок» в следующий раз.


II этап

Воспитатель:

— Сегодня мы закончим работу над нашим пейзажем. Как называется наш пейзаж?

Дети:

— «Веселый лужок».

Воспитатель:

— Что нам нужно написать сегодня, чтобы получился веселый летний лужок?

Дети:

— Цветы.

Воспитатель:

— Посмотрите на фотопейзаж. Какие цветы мы видим на переднем плане? Какого цвета? Как мы их видим?

Дети:

— Белые ромашки. Видим крупно. Хорошо видны и головки цветов и стебельки и листики.

Воспитатель:

Как выглядят цветы на среднем плане?

Дети:

— Меньше по размеру, чем на переднем плане, видны только головки.

Воспитатель:

— Как выглядят цветы на заднем плане?

Дети:

— Как множество белых пятнышек.

Воспитатель:

— Что еще мы видим далеко вдали?

Дети:

— Деревья и кусты.

Воспитатель:

— Какими мы их видим?

Дети:

— Маленькими, как расплывчатые пятна цвета. Веточек не видно. Зелень неяркая, холодная, приглушенная. Вдалеке зелень листвы как будто сливается с синью неба.

(Воспитатель помогает детям находить ответы)

Воспитатель:

— А теперь мы продолжим нашу картину «Веселый лужок». Как вы думаете, с какого плана лучше начать работу? Почему?

Дети:

— С дальнего, если начать с ближнего, можно рукой по неосторожности размазать цветы при переходе на средний и дальний план.

Воспитатель:

— Деревья и кусты будут на дальнем плане маленькими. Лучше написать их листву, акварелью. Посмотрите, как я нарисую деревья и кусты вдали.

Сначала я капну воды в краску мягкой кистью, чтобы размочить ее. Потом я беру жесткую круглую кисть и набираю сухой кистью зеленую краску. Постукиванием наношу краску вдоль линии горизонта, постукиваю то выше, то ниже. Показываю, что деревья разной высоты. Чтобы зелень деревьев была темнее травы и была видна на дальнем плане, добавляю немного синей краски в листву, смешиваю зелень с синевой прямо на листе бумаги (таким же способом наносим синюю краску). Затем промываю жесткую кисть в воде и водой размываю краски листвы. Они расплываются, деревья становятся далекими.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Число и цифра 0; выявление сходства и различия между моделью и реальными предметами"

(Работа детей. Если дети налили слишком много воды, можно собрать лишнюю влагу сухой кистью или комочком бумажной салфетки)

Воспитатель:

— Каким способом мы можем изобразить россыпь цветов на дальнем плане?

Дети:

— Щетинной сухой кистью постукиванием.

Воспитатель:

— По слою акварели легко писать гуашью, а по слою гуаши лучше писать гуашью, так как нежным краскам акварели трудно перекрыть густой непрозрачный слой гуаши. Поэтому берем белую гуашь и жесткую круглую щетинную кисть, набираем на нее гуашь и так же, как мы рисовали деревья на дальнем плане, будем рисовать ромашки вдалеке. У нас получится россыпь цветов. Вот только водой мы их в размытые пятна превращать не будем. Такой способ рисования называется рисованием «сухой кистью по сухому слою».

(Показ воспитателя, работа детей)

Воспитатель:

— Как изобразим цветы на среднем плане?

Дети:

— Только их головки.

Воспитатель:

— Мы возьмем тонкую кисть и, примакивая, нарисуем лепестки ромашек. А в серединку поставим желтой гуашью круглые пятнышки.

(Показ воспитателя. Работа детей)

Воспитатель:

— Как изобразим цветы на переднем плане?

Дети:

— Нарисуем крупно головки, стебельки и листочки.

Воспитатель:

— На переднем плане нужно постараться так написать цветок, чтобы были видны все его части. Возьму тонкую кисть и сначала нарисую стебель, потом листья, потом серединку- солнышко и белые лепестки-лучики. Там, где нужна тонкая линия, буду писать кончиком кисти, кисточку буду держать поднятой вверх. Там, где нужна линия более широкая, буду нажимать на кисточку, держа её наклонно.

(Показ воспитателя и работа детей)

Воспитатель:

— Кого можно нарисовать на нашем лужке, чтобы он стал еще веселее, радостнее.

Дети:

— Бабочек, жучков, божьих коровок.

Воспитатель:

— Если вы посадите на ромашку бабочку или божью коровку, лужок ваш станет радостным и живым. Дорисуйте лужок так, как вам хочется. Вот вам картинки насекомых. Они помогут вам в работе.

(Работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя)

Воспитатель:

Ребята, вот мы и закончили нашу картину «Веселый лужок». Вам нравятся ваши рисунки?

(Воспитатель слушает ответы детей и хвалит рисунки, отмечает успехи каждого)

— Какие выразительные средства помогли нам написать такой замечательный, радостный летний пейзаж?

Дети:

— Цвет, пятна, линии.

Воспитатель:

— А какие способы нам помогли нарисовать цветы, деревья, небо и землю?

Дети:

— Способ «по мокрому слою», «размывка цвета», «вливание цвета в цвет», «сухой кистью по сухому слою», «вытяжка цвета», примакивание, рисование кончиком кисти.

(Воспитатель помогает детям вспомнить способы и приемы рисования красками)

Выставка рисунков.


















Список литературы

  1. Вайнерман С.М., Большев А.С. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.М Вайнерман, А.С. Большев – СПб: «Владос», 2008. – 224 с.

  2. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью [Текст]: учебно-наглядное пособие. / Н.А. Курочкина – СПб: «Детство-пресс», 2003.-145с.

  3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Т.С. Комарова — М.: «Просвещение», 1970. — 158 с.



























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: