Конспект урока ИЗО для 5 класса на тему «Вечные образы искусства. Мифология»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования администрации МО «Братский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Покоснинская СОШ»»





РАССМОТРЕНО:

Заседание МС МКОУ «Покоснинская СОШ»

Протокол №7

От 16. 05. 2013г

Зам.директора по УВР

Г.В.Кузьмина ___________

РЕКОМЕНДОВАНО:

ЭС Отдела образования АМО «Братский район»

Протокол № ____

от «____»________20___г

Заведующий ИМК

И.Г. Бусыгина ___________

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ № _______

От ___________2013г

Директор МКОУ

«Покоснинская СОШ»

Ю.Н.Хрипач ____________







Конспект урока ИЗО для 5 класса на тему

«Вечные образы искусства. Мифология»




Автор разработки:

Трынкова Наталья Борисовна учитель изобразительного искусства

МКОУ «Покоснинская СОШ» вторая квалификационная категория






с.Покосное, 2013 год



Пояснительная записка


Образовательная область: искусство

Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»

Класс: 5

Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.

Год: 2013-2014

Количество часов: в год – 35, в неделю -1


Данная рабочая программа МХК (факультативного курса) для обучающихся 5 класса общеобразовательного учреждения, разработана на основе авторской программы Г.И. Даниловой, рекомендованной Министерством образования и науки Р.Ф. в соответствии с Федеральными государственными стандартами образования и основной образовательной программой муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Покоснинская средняя общеобразовательная школа».


Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.


Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.

Задачи курса:

*способствовать воспитанию художественного вкуса

*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства

*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства

*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.

Форма обучения: классно-урочная.

Методы организации учебного процесса:

а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично — поисковый;

б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).

Методы и приемы обучения: словесный ( беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).

Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончанию изучения курса учащийся:

должен знать:

*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация,и др.

*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров

*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры

*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней

должен уметь:

*выделять главную мысль изучаемого литературного текста

*давать характеристику героя

*формулировать собственную оценку изучаемого произведения

должен владеть навыками:

*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий

*монологического связного воспроизведения информаци

*презентации собственных суждений, сообщений

*сценической, выставочной, игровой деятельности

*толерантного восприятия различных точек зрения

владеть образовательными ключевыми компетенциями:

*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами

*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение

*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных

Учебно-тематический план.

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 35часов.

Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важней­ших сторон бытия. Исходные понятия нравственнос­ти — залог «вечной» жизни ее сюжетов и образов. Проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. Мифологиче­ские сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Причины изменения их интер­претации на протяжении истории развития мировой художественной культуры. Диалог героев мифологии с человеком нового времени

1. Сотворение мира. 1 час

Раздел 1. Сюжеты и образы античной мифологии.

Хаос как источник жизни на Земле, элемент перво­основы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».

Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».

Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного гре­ческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожи­рающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности ин­терпретации античного мифа.

2. Бог-громовержец Зевс. 2 часа

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

Гора Олимп — место вечного обитания богов. Две­надцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почита­нии Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

Традиционный образ Зевса в произведениях искус­ства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Го­лова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.

Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное вопло­щение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».

3. Окружение Зевса. 2 часа

Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Ганимеда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по вы­бору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормя­щий Зевсова орла».

Крылатая богиня Ника Самофракийская, художе­ственные достоинства скульптурного образа. Стихо­творение Н. Гумилева «Самофракийская победа».

Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Фи­лемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфо­зах» Овидия.

Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Лите­ратурная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».

Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тици­ана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Евро­пы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радост­ное, счастливое похищение прекрасной Европы в кар­тине В. Серова.

Юпитер и Леда, Ио, Каллисто в картинах Корреджо, Леонардо да Винчи, Ф. Буше. «Юпитер и Фети­да» в картине Ж. Д. Энгра и Я. Тинторетто «Проис­хождение Млечного Пути» (по выбору). Интерпрета­ция мифов о возлюбленных Зевса в стихотворении Г. Гейне «Мифология».

4. Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». 2 часа

Миф о титане духа и воли как пример самоотвер­женной борьбы за спасение рода человеческого. За­слуги Прометея перед человечеством в «Метаморфо­зах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий пер­вого человека». Басни Эзопа о Прометее.

Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам нака­занного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в траге­дии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прико­ванный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Устойчивость мифа о Прометее в истории ис­кусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победи­тель тирании, олицетворение художника, получаю­щего у неба огонь творческого вдохновения. Сравни­тельный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете и Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический мани­фест творческой личности, утверждающий себя в ре­альном мире, «смиривший высокомерие» богов. Про­метей Байрона — «титан, воитель и борец», не поко­рившийся Зевсу, «символ свободы», «величья обра­зец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.

Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Лис­та. Внимание композитора к драматизму личных пе­реживаний героя. Сравнительный анализ стихотворе­ния И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свобо­де (по выбору).

5. Посейдон владыка морей. 2часа.

Посейдон (Нептун) — один из главных олимпий­ских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

Миф о состязании Афины и Посейдона за облада­ние Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Кар­тина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественно­го образа. Образ «владыки морей» в художественном фильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».

6. Бог огня Гефест. 1 час

Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнеч­ного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описа­ние кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Ге­феста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».

Посещение кузницы вулкана Афродитой в карти­нах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отра­жение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».

7. Афина богиня мудрости и справедливой
войны. 2 часа

Распространение культа Афины (Минервы) в Древ­ней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудес­ном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Ак­рополе.

Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитек­турном ансамбле Парфенона и их судьба в истории ис­кусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.

Афина Паллада (Воительница), покровительствую­щая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Палладе и Марсе в поэме «Илиада».

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соеди­нение в одном полотне античного мифа и реальности жизни.

Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдер­жанной богини Афины и мастерски переданный ис­пуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афи­ны в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).

Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.

8. Лики Аполлона.2 часа

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неодно­родность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпо­хи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

Миф о победе над Пифоном и его ироническое отра­жение в «Эпиграмме» А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий яще­рицу»). Аполлон как воплощение красоты всех олим­пийских богов. Душевный порыв, величие, муже­ственность и гордость в скульптуре Леохара. Созерца­тельность и лиричность настроения, непринужден­ность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.

Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материн­ской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданныи в нем протест героини против воли всесиль­ных богов.

Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегори­ческое противопоставление интеллектуального нача­ла (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художест­венное воплощение сюжета в картинах Тициана «На­казание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).

Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Мета­морфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Апол­лон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихо­творении Л. Мея «Дафна».

9. Аполлон и музы Парнаса. 2 часа

Аполлон Мусагет — покровитель искусств и твор­ческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (ки­фара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».

Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимаю­щиеся музыкой». Образное воплощение темы творче­ского вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.

Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Проис­хождение муз, их отличительные атрибуты в скульп­турных изображениях из собрания Эрмитажа.

«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантасти­чески-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фре­ска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаме­нитых греческих, римских и современных поэтов. Поэтическое воплощение художественного идеала Ра­фаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музы­ку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заклю­чительный танец Аполлона и Терпсихоры, прослав­ляющий красоту и великую силу искусства.

10. Орфей и Эвридика. 1 час

Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении му­зыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различ­ных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Ор­фей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоци­ональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).

«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкаль­ных интерпретаций античного мифа. Суровая драма­тическая сила и нежная лирика, власть любви и ис­кусства, торжествующие над смертью.

Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).

11. Диана покровительница охоты. 1 час

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее ос­новные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».

Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвра­щение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрас­ных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.

Художественное воплощение мифа о любви к юно­ше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Эндимион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.

12. Арес неукротимый бог войны. 1 час

Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).

Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений ан­тичной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поеди­нок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.

Широкое распространение культа Марса в рим­ской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля — места военных смотров и маневров в Ри­ме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».

Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом вой­ны Марсом. Традиции римского скульптурного порт­рета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечат­ленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинст­венную живость потешных марсовых полей»).Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Мета­морфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Пом­пеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сер­дец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).

13. Триумф Диониса. 1 час

Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспи­тании Диониса.

Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Изображение шаловливого малыша, тянущегося ру­чонкой к кисти винограда, как символическое вопло­щение сущности бога виноградарства и виноделия. Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неиз­вестного автора. Нежное и бережное воспитание Си­леном забавного и веселого малыша.

Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеров­ских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтиче­ской сцены, удачно выбранная композиция.

Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в карти­не Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кор­теж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров.

14. У истоков театрального искусства.

1 час

Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отра­жение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона.

Дифирамбы — песнопения в честь Диониса — про­лог к истории греческого театра. Возникновение гре­ческой драмы и комедии. Первые театры Греции и ор­ганизация в них театральных спектаклей.

Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада», художественная выразительность спутницы Ди­ониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувст­ва экспрессии и власти стихийного порыва. Скульп­тура Праксителя «Отдыхающий сатир».

Дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха», музы­кальное решение образа.

15. Афродита богиня любви. 2 часа

Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская». Нежность и целомудренная красота, запе­чатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версии. «Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тон­чайших нюансов возвышенного и светлого чувства.

«Рождение Венеры» С. Боттичелли. Целомудрие и поэтичность образа, его одухотворенная красота и нежность. Сочетание обаяния античной богини с меч­тательностью Мадонны.

Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Картина Тициана «Любовь небес­ная и земная», отразившая две сущности богини люб­ви, способной губить и возрождать человека к жизни.

Сюжеты «Спящая Венера» (Джорджоне, Э. Мане), «Венера перед зеркалом» (Тициан, Д. Веласкес, П. Ру­бенс, Ж. Д. Энгр), «Туалет Венеры» (Тициан, Я. Тин-торетто, П. Рубенс, Ф. Буше), «Купание Венеры» (П. Рубенс, А. ван Дейк) в произведениях мировой живописи (по выбору).

Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви.

Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, гре­ческая вазопись, рельефы саркофагов — по выбору).Чтение фрагментов из «Метаморфоз» Овидия («Адо­нис», «Смерть Адониса»). Возвращение к мифу в эпоху Возрождения (картины Джорджоне, Тициана, П. Веронезе). Сцена трогательного и нежного расставания влюбленных, сложность и противоречивость чувств героев. Скульптура Дж. Мацуоллы «Гибель Адониса». Стремительный порыв последнего движения, неотвра­тимость приближающейся смерти, символически воп­лощенной в выросших цветах анемонов.

16. Нарцисс и Эхо. 1 час

Венера, покровительствующая влюбленным и пре­следующая тех, кто отвергает любовь. Как был нака­зан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.

Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символиче­ское воплощение сцены гибели Нарцисса и призрач­ность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление ге­роя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарован­ный своим отражением в зеркале ручья. Картина С. Дали «Метаморфозы Нарцисса», условный харак­тер воплощения мифологического сюжета.

17. В сетях Эрота. 1 час

Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожден­ный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота снача­ла в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях антич­ной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа.

Эрот — хитроумный малыш, помыкающий своей матерью. Сюжет воспитания и наказания Амура Аф­родитой. «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана, «Венера и Купидон» Лукаса Кранаха Младшего и «Венера, утешающая Амура» Ф. Буше (по выбору).

Традиционные атрибуты и окружение Амура. Кар­тины Караваджо «Амур-победитель», Пармиджанино «Амур с луком» и П. Рубенса «Амур, вырезающий лук» (по выбору). Общность и различие в трактовках образа. Образ Амура, запечатленный в скульптурных образах Донателло («Амур — Атис»), А. Кановы («Амур») и Э. Фальконе («Грозящий Амур») (по выбору).

Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки. Бесполезность любых попыток человека и богов всту­пить с ним в состязание или противиться его воле.

18. Амур и Психея. 1 час

Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение чело­веческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи.

Скульптурная группа «Амур и Психея» А. Кановы. Целомудрие любви, нежность, изящество и грация юных героев. А. А. Бестужев-Марлинский о скульп­турной группе А. Кановы («Фрегат «Надежда»).

Символическое изображение души Психеи в виде бабочки. Поэтическое изображение внутреннего мира Психеи в стихотворении В. Я. Брюсова «Психея». По­чему так недружелюбно она была принята на божест­венном Олимпе? Почему, оказавшись «на пиру бо­гов», она вспоминает о «днях земных утех»?

Особенности разработки сюжета об Амуре и Психее в русской народной сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

19. Богиня цветов Флора. 1 час

Флора (греч. — Хлорида) — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов.Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлори-дой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь.

Особенности изображения Флоры в произведениях искусства. Высокий женский идеал и чистая юная ра­дость в картине Тициана «Флора». Образ жены ху­дожника в картине Рембрандта «Флора».

Воплощение сюжета «Царство Флоры» в картине Н. Пуссена. Поэтическая аллегория происхождения цветов, ее глубокий символический смысл.

Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине

С. Боттичелли «Весна». Аллегорическое превраще­ние силой любви нимфы Хлорис в богиню цветения Флору.

20.Контрольно-обобщающий урок по теме Античная мифология.

Раздел 2. Мифология древних славян.

Судьба язьгаеской славянской мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифо­логией. Происхождение богов и особенности их изобра­жения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской ми­фологии. Пантеон славянских языческих богов.

21. Перун бог грома и молнии. 1 час

Перун-громовержец, один из главных богов сла­вянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (те­тушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным бо­гом Зевсом и римским Юпитером.

Многочисленные упоминания о Перуне в летописи Нестора «Повесть временных лет». Почему даже пос­ле принятия христианства наши предки продолжали поклоняться Перуну? Фрагменты из поэмы М. Херас­кова «Владимириада» и стихотворение В. Хлебникова «Перуну» (по выбору). Характерные особенности изображения языческого божества. Перун — верхов­ный бог, повелевающий грозами, громами и молнией в поэме Хераскова. Перун как воплощение свободной стихии в стихотворении В. Хлебникова.

Сходство между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем (святость жизни, воинские доблести, общность атри­бутов, сказания о битвах с демонами, врагами).

22. Велес. 1 час

Велес — покровитель домашнего скота, символ бо­гатства и благополучия. Чествование Велеса в Масле­ницу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Пе­руна, воплощение существа змеиной породы.

Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху в культ святого Власия. Знакомство с иконой новгородской школы «Св. Власий и Спиридоний». Почему на иконах святой Власий чаще всего изобра­жался на коне в окружении лошадей, коров и овец? Смысл поучительного отношения к последнему снопу убранного с полей урожая.

Чтение фрагментов «Велесовой книги». Рассказ об исторической судьбе книги, знакомство с основными мифологическими персонажами.

23. Даждьбог. 1 час.

Дажьбог — один из главных богов восточных сла­вян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхожде­нии его имени. Что объединяет греческого бога Гелиоса с восточнославянским Дажьбогом?

Народные легенды о Дажьбоге и их глубокий сим­волический смысл. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Фрагмент из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни», рассказывающий о наказании солнцем тех, кто не очень почтительно от­носится к нему.Образ Дажьбога как олицетворение правды и исти­ны, запечатленный в русских народных пословицах. Какие качества нашли отражение в загадках и народ­ных приметах о солнышке? Отражение культа Дажь­бога в народных обрядах и праздниках..

24. Световид. 1 час. Световид — верховный бог западных славян, хра­нитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Че­тыре лица Световида и его главные атрибуты, запе­чатленные в Збручском идоле.

Световид как прорицатель народной судьбы. Что объединяет славянское божество Световида с грече­ским богом Аполлоном?

Святки — символические игры в честь Световида. Смысл подношений в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев.

25. Макошь. 1 час

Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и уда­чи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изобра­жения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.

Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обря­дах и праздниках. Связь с фольклорным образом Ма­тери Сырой Земли. Легенда о Матери Сырой Земле в изложении П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») и ее поучительный смысл.

Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Па­раскевы Пятницы в древнерусских иконах. Почему во многих городах Руси (Новгороде, Чернигове, Москве) возводимые в ее честь церкви носили назва­ние Параскевы Пятницы на Торгу?

26. Лада. 1 час

Лада (Ладо) — богиня любви, красоты и очарова­ния. Ее общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные осо­бенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона (по поэме М. Хераско­ва «Владимириада»).

Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества (обрядовых песнях с закликанием весны). Русская народная песня «А мы просо се­яли, сеяли…». Сходство героини народной сказки о Марье Моревне с Ладой.

Версии происхождения имени. Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообраз­ности, простоте и красоте в жизненном укладе.

Лада и ее дочь Лель — воспламеняющая любовь. Поэтическое воплощение образа в стихотворении А. Н. Толстого «Лель». Переосмысление образа в опе­ре-сказке «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и художественном фильме «Снегурочка» режиссера П. Кадочникова.

27. Купало, Ярило, Кострома. 1 час

Купало, Ярило и Кострома — персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодо­родия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительнос­ти. Существующие версии происхождения их имен.

Разделение функций между божествами. Купало — бог плодородия, символ летнего солнцестояния, покро­витель земледельцев, собирающих урожай. Ярило — символ вызревания новых зерен на колосьях. Костро­ма — символ плодородия земли, воплощение расти­тельных сил. Их близкое родство с богом-громоверж­цем Перуном.

Отражение языческих божеств в народных обря­дах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Кост­ромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических об­разов русалок в стихотворениях «Русалка» А. С. Пуш­кина и М. Ю. Лермонтова и в картине И. Н. Крамского«Русалка». Символическое значение образов цвету­щего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня.

Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и в стихотворении С. Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (по выбору )


28.Контрольно-обобщающий урок по теме Мифология древних славян.





















Перечень учебно-методического обеспечения

предмета «Мировая художественная культура. 5 класс»



Оборудование


мультимедийный проектор;

доска с магнитной поверхностью.


Дидактический материал

Наборы открыток по изобразительному искусству;

карточки по всем изучаемым темам;

тесты, задания и кроссворды по античной и древнерусской мифологии.


Список литературы

(основной и дополнительной)


Литература, использованная при разработке программы

  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;

  2. Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;

  3. М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.

  4. Мифология. Энциклопедия. — М.: Белфакс, 2002.

  5. Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.

  6. Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., — М., 1990.

  7. Античность как тип культуры. — М., 1988.

  8. Сквозь века. — М., 1986.

  9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. — М.,1980.

  10. История философии: Запад — Россия — Восток. — М., 1995.

  11. Мифология древнего мира. — М: Белфакс, 2002.

  12. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. — М.: Русское слово, 1997.

  13. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. — М., 1987.

  14. В.Калашников. Боги древних славян. — М.: Белый город, 2003.

  15. Д.Гаврилов, А.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.: Рефл-Бук, 2002.

  16. А.Платов. Славянские руны. — М.: Гелиос, 2001.

  17. Песни, сказки, частушки. — Саратов, 1969.

  18. Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.

  19. А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.

  20. А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. — М., 1992.


Литература, рекомендованная для обучающихся

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2


Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки


Формы контроля знаний обучающихся

В педагогической практике преподавания предмета МХК существуют различные формы контроля знаний обучающихся:

  • высказывания учеников

  • составление сравнительных таблиц;

  • собственное литературное, художественное творчество.














Информационное обеспечение


Краткая характеристика электронных УМК, используемых на уроках.


  1. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования Российской Федерации, 2003. Содержит более 400 иллюстраций, словарь терминов, биографии художников, краткие характеристики картин.


  1. Мировая художественная культура. 2СD. От наскальных рисунков до киноискусства. ЗАО «Новый диск», 2003. Мультимедийное учебное пособие предназначено для учащихся общеобразовательной школы, а также для учащихся образовательных учреждений гуманитарного профиля. В курсе делается акцент на процесс исторического становления и развития русской культуры в контексте её взаимодействия с культурами других народов мира

3.Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века.

Иллюстрированное приложение к учебному изданию Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. «Мировая художественная культура» (Очерки истории), ООО «Питер Пресс», 2008.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарные сроки

уроков

Раздел/

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Образовательный продукт

Виды контроля

Универсальные

учебные действия

Освоение предметных знаний (базовые понятия)


1

Введение. Сотворение мира.

1

Умение работать с литературой

Зарождение мифов. Понятие Космоса. Хаос как источник жизни на земле.


Стартовая диагностика

Раздел1.Сюжеты и образы античной мифологии. 26



2

Бог-громовержец Зевс.

2

Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры

Рождение Зевса, его атрибуты. Поэма Геосида «Теогония». Н.Пуссен Детство Юпитера.

Доклады (по выбору)

Опрос


3

Окружение Зевса.

2

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников

Исполнители воли Зевса. Миф о Филемоне и Бавкиде. Овидий «Метаморфозы».

Рассказ о своем знаке Зодиака

Опрос

.

4

Прометей-сквозь тысячелетия вперед смотрящий.

2

Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах

Титан духа и воли. Басни Эзопа о Прометее. Бетховен, Лист, Шуберт.

Картина, поделка на тему «мой Прометей»

Выставка


5

Посейдон -владыка морей.

2

Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности

Атрибуты и свита Посейдона. Скульпуры Бернини, Растрелли. Айвазовский «Посейдон несущийся по морю».

Рисунок на тему «Вулкан – огненная стихия»

Просмотр


6

Бог огня Гефест

2

Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения

Гефест. Миф о его рождении в интерпретации Гомера. Веласкес «Кузница Вулкана».




7

Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

2

Совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Культ Афины в Древней Греции. Овидий «Метаморфозы». Миф об Арахне. Веласкес «Пряхи».

Рисунок к мифу об Афине

Просмотр


8

Лики Аполлона.

2

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

Миф о рождении Аполлона, как воплощения красоты. Состязание Аполлона и Марсия. Скульпура Бернини «Аполлон и Дафна».

Подготовка тезисов «мифическая неизвестность»

Зачет


9

Аполлон и музы Парнаса.

1

Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников

Место обитания Аполлона и муз. 9 муз: Каллиопа, Эвтерпа. Эрато, Мельпомена, Талия. Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния.

Терпсихора, рисунок музы танцев

Просмотр


10

Орфей и Эвридика.

1

Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче

Могучая сила искусства и всепобеждающая сила любви. Миф о рождении музыки. Опера, балет.

Рисунок, открытка, коллаж. Изобразить свое видение мифа об Арфее

Выставка


11

Диана (Артемида)-покровительница охоты.

1

Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой

Культ Артемиды в Греции. Храм в Эфесе. (Семь чудес света).

Сочинение «тайна созвездия Большой медведицы»

Зачет


12

Арес (Марс) –неукротимый бог войны.

1

Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру

Война-смысл существования Ареса. Характер, атрибуты, символы, окружение бога.




13

Триумф Диониса.

1

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

Покровитель виноградарства и виноделия. Вакханалия. Рубенс.

Сочинение по картине Микеланджело «Вакх»

Зачет


14

У истоков театрального искусства.

1

Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе

Рождение греческого театра. Роль маски в древнегреческом театре.

Таблица

Зачет


15

Афродита-богиня любви.

1


Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе

Миф о рождении Афродиты. Пигмалион и Галатея. Миф об Адонисе.

Конспект

Зачет


16

Нарцисс и Эхо.

1

Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче

Миф о Нарциссе и Эхо. Кара Афродиты. Брюллов, Пуссен, Караваджо.

Описание картины К.Брюллова «Нарцисс»

Зачет


17

В сетях Эрота.

1

Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений

Эрот-сын Афродиты. Ф.Буше «Венера, обезоруживающая Купидона».

Конспект

Зачет


18

Амур и Психея.

1

Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике

Скульптура А.Канова «Амур и Психея». Задание Венеры. «Душа», «бабочка»

Кроссворд

Зачет


19

Богиня цветов Флора

1

Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи

Хлорида. Картина С.Боттичелли «Весна». Д. Тьеполо «Триумф Зефира и Флоры».

Викторина

Опрос


20

Контрольно-обобщающий урок по теме

Античная мифология.


1

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями

Итоговый контроль знаний.

Тест

Промежуточный контроль




Раздел 2. Мифология древних славян. 8 часов.


21

Перун-бог грома и молнии

1

Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности

Культ громовержца. Сварог и Лада (родители Перуна) Атрибуты и орудия Перуна. Перунов цвет.

Список символов и атрибутов бога Перуна

Опрос


22

Велес.

1

Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное

Священная «Велесова книга». Скотий бог-хозяин дикой природы. Бог удачи. Податель богатств.

Композиция «народные гулянья»

Просмотр


23

Даждьбог.

1

Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

Бог солнца, податель тепла и света. Дающий бог. Повелитель и распорядитель земных благ.

Проект

Защита проекта


24

Световид.

1

Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой

Бог Белого света. Оракул. Святки-игры в честь Световида.

Доклад

Опрос


25

Макошь.

1

Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности

Небесная Богиня Судьбы. Богиня плодородия, колдовства. Параскева Пятница-покровительница хозяек и жен.

Пословицы про пятницу, о земле и т.д.

Опрос


26

Лада.

1

Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой

Лада-славянская Венера. Островский «Снегурочка». Обряд завивания березы.

Мини-сочинение «современность и Лада»

Зачет


27

Купало, Ярило, Кострома.



1

Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике

Персонажи весенних и летних праздников. Месть богов. Цветок Иван-да –Марья.

Проект

Защита проекта


28

Контрольно-обобщающий урок по теме Мифология древних славян.

1

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями

Итоговый контроль знаний.

Тест

Итоговый контроль



4


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему «ПТИЧИЙ ДВОР»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: