Конспект урока ИЗО для 7 класса «Ильинские мотивы»

3


Тема: «Ильинские мотивы»

(Тверская народная вышивка)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели: продолжить знакомить учащихся с народными промыслами Тверской области. Познакомить с тверской вышивкой и мотивами узоров ильинских мастериц.

Развивать чувства ритма, композиции. Способствовать формированию графических умений в передаче декоративного образа; умение передавать узоры художественными средствами.

Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к культуре родного края.


Оборудование и материалы:

Для учителя:

Мультимедийная презентация «Ильинские мотивы» — материал с образцами тверских народных вышивок и ильинских мастериц.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Для учащихся:

Альбом, листочек в клеточку, фломастеры, акварель, вода, клеенка, тряпочки.

Схемы таблицы с мотивами орнаментов; таблицы с изображением знаков – символов.

Задание: выполнить эскиз узора вышивки на полотенце в традициях ильинских мастеров.

Оформление доски:

Тема урока

Новые понятия: вышивка, орнамент, мотив, ритм, композиция.

Оформление класса:

Изделия с вышивками (полотенца, пелёны, салфетки, картины)

Изделия ильинских мастериц.


План урока.

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).

  2. Повторение пройденного материала

Беседа с учащимися о посещении школьного краеведческого музея (основные занятия людей нашего края).

Вопросы: 1) как ты думаешь, что роднит различные произведения крестьянского искусства?

2 ) какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?


  1. Формирование новых знаний. Демонстрация мультимедийной презентации «Ильинские мотивы». Рассказ учителя.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тверской народной вышивкой. Тема нашего урока «Ильинские мотивы«. (слайд 1).

Вышивание, особенно крестом, сейчас весьма популярно. А вы, что  знаете о вышивке и вышивании? Может быть кто-то из вас умеет вышивать сам?

Так, понятно. А теперь, для того, чтобы мы с вами понимали друг друга, давайте запишем в альбоме, что же говорят словари.

 

Основные понятия:

  

Вышивание  рукодельное искусство украшать  узорами ткани и материалы. (слайд 2)

 

Орнамент узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов.

 

Ритм  частота повторения элементов (мотивов) орнамента.

 

Мотив  — характерный элемент, постоянно используемый в каком-либо произведении (изображении), например, в картине, росписи, вышивке, орнаменте.


Вышивка была распространена повсюду, так как станков для нее не требовалось, а игла, нить и ткань были в каждом доме: и в доме купцов, ремесленников, помещиков и в доме крестьян, где девочку пяти лет уже учили прясть, ткать, вышивать, ведь уже к 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое с вышивкой (наволочки, салфетки, полотенца и т.д.). в течение нескольких столетий у русского народа вырабатывались определенные приемы вышивки, характер орнамента, колорит. Русские женщины бережно к ним относились и хранили традиции вышивок своей местности.

Вышивка Тверской области разнообразна. (слайд ).

Еще далекие наши предки украшали свои изделия простейшими рисунками. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы,  защититься от злых, и делалось это при помощи  определенных ритуалов, которые нашли отражение в искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.

В орнаменте вышивки встречаются прямые линии, волнистые линии, круги, кресты – все они что-то означают.

Земля –прямая горизонтальная

Сила –ромб

Огонь- крест

Солнце – круг

Вода – волнистая линия

И эта древняя символика вместе с вышивкой переходила из года в год, из столетия в столетие.

(слайд ) В композиции тверской вышивки встречается ладья, она означала солнечное божество. Изображали 2-3 ладьи, возглавляемые женской фигуркой, это означало союз земли и Солнца. Изображалось дерево, которому приписывались чудесные свойства (способность вылечить, защитить от злых сил). Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать- сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Сегодня особое место в ярком Тверском узорочье мы уделим нашим ильинским мастерицам вышивки. Узоры их изображают также и птиц, и деревья и женские фигуры. Много геометрического узора (орнамента) – ромбы, прямоугольники, из которых получаются фигуры людей, животных. Долгое время вышивка служила украшением быта крестьян. Рубахи, сарафаны, скатерти, полотенца – все украшалось вышивкой. Мы с вами посмотрели вышивки на рубахах и сарафанах. На выставке вы видите вышивку на кокошниках. Полотенцем с расшитыми краями связывали руки жениху и невесте. По сторонам вышивались птицы – пожелание любви и счастья. Полотенцами, вышитыми невестой одаривалась родня жениха. Встреча дорогих гостей хлебом – солью на расшитом полотенце – эта традиция живет и до сих пор.

Значение цвета в русской вышивке. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.


  1. Постановка и объяснение самостоятельной работы:

Вот и мы с вами сегодня попробуем, используя мотивы наших мастериц научиться мастерству составления узоров для вышивания. Только мы будем не вышивать, а рисовать. Попробуйте составить оберег для своей семьи из символов, с которыми мы с вами познакомились , используя схемы на ваших столах. Если вы будете составлять узор в технике глади, то рисуете на альбомном листе. Если в технике крестика, то на листочке в клеточку.

  1. Объяснение работы:

Используя схемы вышивок и символов, продумываем композицию узора.

Штрихами или крестиками выполняем эскиз.

Подбираем цвет.

  1. Самостоятельная работа (звучит музыка). Индивидуальная помощь учащимся.

  2. Закрепление знаний: а) почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканные изделия?

б) какие элементы вышивки мы видели на изделиях и что они символизируют?

в) что можно сказать о цвете?

г) в чем секрет красоты народной вышивки?

8. Подведение итогов.

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Техника «Граттаж» как разновидность графики" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: