Конспект урока ИЗО «Тайны живописи»


Автономная Некоммерческая Организация

Дошкольного Образования

«Планета детства «Лада»

Детский сад №97 «Хрусталик»

Самарская область









Конспект урока ИЗО «Тайны живописи»




подготовила

воспитатель Бажутина Ирина Васильевна




















г.о. Тольятти, 2013г.

Программное содержание:

ОО «Художественное творчество»:

  • Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности.

  • Продолжать вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эстетическое отношение к художественным картинам.

ОО «Коммуникация»:

  • Формировать умение общаться по поводу картин, высказывать свои суждения;

  • Развивать все компоненты устной речи.

  • Развивать воображение с помощью приема «вхождения в картину».

  • Учить видеть художественные средства создания образа, различать цветовые оттенки.

  • Воспитывать этику поведения в картинной галерее.

ОО «Чтение художественной литературы»

  • Развивать чуткость к поэтическому слову, к красоте и выразительности родного языка.

ОО «Музыка»

  • Способствовать усилению восприятия произведений изобразительного искусства средствами музыки.


Предварительная работа:

  • Рассматривание репродукций картин разных жанров;

  • Составление описательных рассказов по картинам;

  • Проведение дидактических игр: «Составь натюрморт», «Собери пейзаж», «Найди картину по палитре»;

  • Чтение стихотворений о природе;

  • Посещение музея.


Материал для занятия:

  • Репродукция картин разного жанра;

  • Отрывок из произведения А.Вивальди «Времена года. Весна»

  • Видео запись с озвучением картины Д.В.Поленова «Московский дворик».












Ход занятия.


— Ребята, сегодня я хочу пригласить Вас снова на экскурсию в картинную галерею. Продолжим знакомство с разными жанрами живописи.

— Давайте создадим себе хорошее настроение перед экскурсией.

— Улыбнитесь и обнимитесь, подарите частичку добра и тепла друг другу.

— А сейчас проходите и рассмотрите картины в нашей галерее.

( во время рассматривания картин детьми воспитатель читает стихотворение Н. Крылова.)

«Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать.

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно».

( Вос — ль обращает внимание на стенд с натюрмортами)

— Что изобразил художник на этих картинах?

— Овощи, фрукты, ваза с цветами.

— Разные овощи, фрукты, цветы, посуду, предметы быта.

— Как называется этот жанр живописи?

— Это натюрморты.

— Какой из натюрмортов понравился вам?

— Мне понравился натюрморт, где художник изобразил стакан с водой и около него лежали разные предметы, овощи и фрукты.

— Почему? (2-3 реб.).

— Потому что этот натюрморт вызвал у меня радостное настроение.

— Найдите самый вкусный натюрморт.

— Самый необычный? Чем ты объяснишь свой выбор?

— Этот натюрморт необычный потому что, на нем изображена разная выпечка и я чувствую ее аромат.

— Что можно почувствовать, если стоять рядом с предметами, изображенными на натюрморте «Московская снедь», или «Белые лилии».

— Запах душистых цветов, нежный аромат, сладковатый вкус, свежесть белых, нежных цветов.

— Художники предложили нам полюбоваться этими вещами, изображенными на натюрмортах и увидеть их красоту.

Переходим в следующий зал.

— Посмотрите, что изображено на этих картинках?

— Природа.

— Как называется этот жанр живописи?

— Пейзаж.

— О чем художники хотят нам рассказать своими пейзажами?

— О красоте природы: леса, моря, гор; о разнообразии ее состояний: утро, вечер, закат, осень, зима, весна, лето. Художники передают свое настроение, состояние — то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер.

— С помощью чего художники передают свое настроение?

— Конечно с помощью красок.

— Какие краски они используют?

— Яркие, теплые тона — передают веселое, радостное настроение.

— Бледные холодные тона — вызывают грусть, заставляют задуматься.

— Послушайте стихотворение А. Майкова и скажите, к какому пейзажу оно подходит?

«Бушует талая вода

Шумит и глухо и протяжно,

Грачей прилетные стада

Кричат и весело и важно.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет

И солнце ласково их греет…»

— К картине А.Саврасова «Грачи прилетели».

— Если встать, вот здесь, около старых кривых берез, что можно услышать? (Ответы детей: весело галдят грачи, хрустят веточки, когда грачи строят гнезда; журчит ручеек, слышен звон колоколов из старой церкви).

— Какое настроение вызывает у вас эта картина?

— Эта картина вызывает приподнятое настроение, потому что там изоьражено пробуждение весны.

— Какое время года идет за весной? Конечно лето. Найдите в нашей галерее летний пейзаж.

— Как картина называется?

— «Утро в сосновом лесу». И.И. Шишкин.

— Как художник изобразил, что утро наступило?

— Ярко светит солнце, поют птицы.

— Как художник изобразил лето?

— Яркими сочными красками зеленого цвета, теплый сверкающий пробивается солнечный лучик сквозь пушистые кроны деревьев.

— Что особенно понравилось вам в этой картине?

— В этой картине мне понравилось то, как художник изобразил маму медведицу с медвежатами, которых она вывела на зарядку в утренней прохладе.

— Сколько оттенков зеленого, коричневого, голубого увидел художник в природе и передал в картине. Хорошо летом, правда?

— Но вот прошло лето.

— Наступила: осень (подходим к картине И.И. Левитана «Золотая осень»).

— На нашей выставке есть картина, на которой нарисована осень.

— Посмотрите, какая красивая осень – светлая, задумчивая, как в стихах И. Бунина.

«Лес точно терем расписной,

Лиловый, золой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршание…»

— О каком периоде осени написано это стихотворение?

— О периоде золотой осени.

— Как называется эта картина?

— Какими красками нарисовал художник картину?

— Яркими, золотыми, багряными.

— Хороша осень, но и она проходит.

— Наступает…зима.

— посмотрите и скажите, почему свою картину художник назвал « Сказкой инея восходящего солнца».

— Потому что на деревьях сверкал снег как в сказочном лесу.

— Что вы чувствуете?

— Чувствуем прохладу и свежесть морозного дня.

— Сочетание, каких красок использовал художник в этой картине.

— Сочетание теплых и холодных тонов.

— При помощи цвета художник передает настроение, состояние – то что происходит в душе человека.

— Благодаря искусству великих художников, мы с Вами как — будто побыли в гостях у времен года.

Переходим в следующий зал.

— какой жанр живописи представлен здесь?

— Портреты.

— Кого изображают на портретах?

— Человека, людей или группу людей, взрослые и дети, иногда мы можем увидеть кто они по профессии.

— На что похож портрет?

— Что изображает художник на портретах?

— Художники изображают не только лицо, позу, одежду, но и настроение: грустное или радостное, спокойное или задумчивое.

— Давайте рассмотрим некоторые портреты.

— Какие из них Вам понравились больше всего?

— Почему? ( обсуждение 2-3 ребенка).

— Что нам может рассказать портрет о человеке? (дети рассуждают: о внешности, о его чувствах).

— А в каком жанре можно увидеть частичку и пейзажа и натюрморта, и портрета?

— В жанре живописи.

— Да, все это можно увидеть в жанровой живописи. О чем эти картины?

— О труде людей, играх детей, о сказках, о быте, о животных.

— Не зря этот жанр считается самым интересным среди всех остальных.

Физкультминутка. Отрывок из музыки: «Времена года». Вивальди.

«А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило

Ручейки по улице

Все журчат, журчат,

Журавли курлыкают

И летят, летят».

(Дети ходят по залу и выполняют движения под музыку).

— А сейчас я приглашаю Вас на прогулку в один «Московский дворик». (Предлагаю детям сесть на стульчики).

— Самое главное вы должны не только увидеть, но и услышать картину. А для этого нужно сидеть, очень тихо. (На экране появляется картина, вос-ль рассказывает). Эта картина называется «Московский дворик». Написана она очень давно, замечательным русским художником Дмитрием Васильевичем Поленовым. (поэтапный показ на мультимедийном экране).

— Понравилась Вам прогулка?

— Сейчас мы смогли не только рассмотреть картину, но и услышать ее.

— Что Вам больше всего понравилось, когда вы гуляли по «Московскому дворику».

— Какие постройки окружают дворик?

— Чем заняты мальчики? О чем они разговаривали? О чем еще могли бы говорить?

— Расскажите о звуках, которые художник не написал в картине, а вы их услышали? (жужжание пчелы, какуреканье петуха, звон колоколов, разговор).

— Откуда они доносились? ( из барского дома).

— Вот видите как интересно. Если внимательно рассматривать картину, то она может раскрыть нам много тайн.

Картина «Московский дворик» принесла художнику Д.В. Поленову настоящую славу.

«Зрители восхищались: — «Какие волшебные краски! Сколько света и воздуха! Другие картины рядом с этой кажутся темными. «Московским двориком» нельзя не восхищаться. Здесь жило само детство, светлый и беззащитный родничок жизни. А мир на этой картине Поленова – ясное небо, трава, солнце, согревший дворик, — мир любил и берег этот кусочек детства, кусочек рая»..

— Теперь, ребята, я думаю, вы будете по другому смотреть на картины, представляя себе оживший, прекрасный мир живописи, который дарят нам художники.

— Художник нарисовал для нас один «Московский дворик». Может быть – он там жил, а может быть он там гулял, или жили в этом дворике его друзья.

— У каждого из вас есть свой дом и двор вокруг него. Я вам предлагаю погулять по своему двору, рассмотреть, что есть в нем, послушать звуки, рассмотреть краски, и мы с вами тоже нарисуем свои картины и организуем выставку в группе для родителей.












































Литература:

  1. Винокурова  С. В. Сказка о художнике и ангеле. Василий Поленов
    Энциклопедия малыша. Сказки о художниках. — М: Издательство: Белый город, 2003.

  2. Курочкина Н. А.. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб: Изд. Детство-Пресс, 2008.

  3. Рез Я., Гурович Л. М., Береговая Л. Б.. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.- М: Просвещение; 1990.














Свежие документы:  Урок для 1 класса по теме: "Композиция «Зимний колорит»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: