Конспект урока на тему «Материнство»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.г.т. Уруша








Открытый урок по ИЗО

«Материнство»




Провела: Олейник О.В.,

учитель начальных классов























2014 г.




Цель: дать представление о едином образе матери в искусстве.


Задачи:

  1. Совершенствовать навыки и умение в изображении человека.

  2. Развивать навыки рисования по представлению.

  3. Воспитывать уважение к женщине, матери.

  4. Укреплять межпредметные связи (ИЗО, музыка, литература)






Оборудование: репродукции, таблицы, акварель, кисти, бумага.


Репродукции картин: Пикассо «Мать и дитя», Сидоркин «Колыбельная», Неменская «Тишина», икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль «»Сикстинская мадонна», С.Савицкий «Партизанская мадонна», Петров-Водкин «Петроградская мадонна».


Литература: пословицы, стихотворения Р.Гамзатова «Мама», А.Майкова «Колыбельная песня», Н.Некрасова, С.Острового «Песня о женщине».


























Ход урока.

Звучит музыка, на её фоне звучит стихотворение.


Мама… Мамочка…

Бесконечна твоя доброта,
И забота не знает усталости,
Материнской души красота.

Неподвластна невзгодам и старости,
Пусть идут чередою года,
И ложатся морщинки упрямо…

Воспевать имя матери
Будем всегда.


Учитель: В искусстве есть великие и вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание.
Сегодня тема нашего урока – «Материнство». От века к веку эта тема волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. На данном уроке мы будем рисовать портрет мамы. Может, кто-то изобразит маму вместе с собой. Главное в портрете мамы – не внешние сходства, главное – передать свои чувства к ней.

Эпиграфом нашего урока я взяла слова французского писателя Оноре де Бальзака: «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение».

— Как вы объясните эти слова?

— Что значит «бездна»?

Ученик читает стихотворение Р.Гамзатова «Мама».

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего,
Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: Мама.


Учитель: Ребята, когда вы встали при произношении слова «мама», вы ещё раз доказали своё уважение к самому близкому и родному человеку в нашей жизни.

Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.

Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.

Не случайно народная мудрость слово «мама» поставило рядом с другим великим словом – «Родина».

«Родина-мать» говорят люди, и этим определяют самое священное, что есть на земле.

Прочитайте пословицы о матери и объясните их значение:

  • Сердце матери лучше солнца греет.

  • Нет милее дружка, чем родная матушка.

  • При солнышке светло, при матери добро.

  • Материнская ласка конца не знает.

Ответы учащихся.

Учитель: Материнская любовь оберегает нас всегда. Когда вы ещё не появились на свет, вы чувствовали тепло своей матери нежность, доброту вы получали с её молоком. Руки мамы качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Это она согревала своим дыханием и убаюкивала своей песней.

Демонстрируются слайды с картинами Пикассо «Мать и дитя», Сидоркина «Колыбельная», Неменского «Тишина».

Ученица читает стихотворение А.Майкова «Колыбельная песня».

Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани,
В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой,
Солнце скрылось за водой,
Ветер после трёх ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?!
Али звёзды ты считал?

Али волны ты гонял?»

«Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых,
Я дитя оберегал,
Колыбельную качал!»


Учитель: В разные времена в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные образы своего времени.

Для многих народов образ матери идеализирован в иконе «Владимирская богоматерь» и не менее знаменит образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником – Рафаэлем.

Всмотритесь в эти образы и поделитесь своими впечатлениями.

Демонстрируются слайды с иконой «Владимирская богоматерь» и картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Ответы учащихся.

Учитель: Икона – это один из древних образов. Образ матери одухотворён нежностью. Её лицо прекрасно. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое.

Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь.

Каждая мать несёт свой бесценный груз – своего ребёнка к людям, к радости и трудностям жизни. Сколько скорби и сострадания выпадает на материнское сердце.

И как уберечь, сохранить своё дитя в трудное военное время?

Посмотрите репродукции картин С.Савицкого «Партизанская мадонна» и Петрова-Водкина «Петроградская мадонна».

Внимая ужасам войны,
Святые искренние слёзы…
Слёзы бедных матерей оставляют глубокий отпечаток на лице матери.

Звучит музыка, на её фоне учитель в образе читает стихотворение.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын не возвращается?

Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя,
Горюшко моё,

Горюшко моё, — где же ты?

Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилкою…

Не хочу я ничегошеньки –

Только сына милого.

За лесами моя ластынька!

За горами – за громадами…

Если выплаканы глазоньки –

Сердцем плачут матери.

Белый свет не мил,
Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя,

Горюшко моё, — где же ты?


Учитель: Женщина – мать даёт жизнь. Она и защищает. Это большая сила. Ни война, ни смерть – ничто не победит её.

Сегодня на уроке мы создадим образ своей мамы.

Задумайтесь и представьте лицо своей мамы. Загляните в её глаза в своём воображении, попытайтесь передать её и свои чувства.

Физминутка.

Я своими нежными руками вышиваю рушничок для мамы.

В синей нитке птицы пролетают, в красной нитке – маки расцветают.


Учитель: Прежде чем мы приступим к работе, повторим правила:

  • аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

  • смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

  • никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т.е.в другой краске), для получения другого оттенка или цвета, использовать палитру;

  • нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «причёску», а также долго держать опущенной в воде (искривится волосок);

  • карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть лёгкой и без сильного нажима..


Учитель: Вспомним пропорциональное расположение частей лица.

— Какую форму имеет голова? (Овальную, расширяющуюся к верху, сужающуюся к подбородку).

— Чем определяется ширина лица? (Скуловыми костями)

— Каковы соотношения ширины головы к высоте? (Два к трём)

Для изображения лица, голова делится поперечными линиями на три части:

  1. от вершины до надбровных дуг;

  2. от надбровных дуг до кончика носа;

  3. от кончика носа до конца подбородка.

Надо помнить, что:

  1. длина глаза равна ¼ ширины лица;

  2. расстояние между глазами ¼ от уголка глаза до уголка;

  3. ширина крыльев носа равна примерно расстоянию между глазами;

  4. для определения места нахождения губ расстояние от кончика носа до подбородка делится на три части;

  5. рот несколько шире крыльев носа;

  6. уши расположены в среднем отрезке от надбровных дуг до кончика носа;

  7. у ребёнка форма головы более круглая, все части головы расположены на нижней половине головы.

Помните! Пропорции могут соблюдаться с небольшими отклонениями, создающие своеобразие облика. Слишком сильные отклонения уже будут уродливы.

— Какие должны быть линии? (Текущие или корявые?

— Какие краски потребуются? (Холодные, тёмные или тёплые, светлые?)

Учитель: Нарисуйте маму в её любимом платье, подумайте, на каком фоне вы её изобразите. Главное – не внешнее сходство, главное – передача своих и её чувств.

Ученица читает стихотворение С.Острового «Песня о женщине».

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

От любой напасти заклиная,
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

Всё на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

Самостоятельная работа учащихся по созданию образа мамы. После завершения работы устраивается выставка работ. Урок заканчивается исполнением песни на мотив «Солнечный круг».

Солнечный круг, небо вокруг –

Это рисунок про маму.

Как же тебя, мама, люблю,
И про тебя говорю.
Припев: Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милая ты, добрая ты –

Самая лучшая мама.

Буду тебя я рисовать

И потихоньку шептать.

Припев:






Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: