Конспект урока на тему «Оптические иллюзии в создании портрета человека»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №8




Конспект урока

на тему

«Оптические иллюзии в создании портрета человека»



Подготовила преподаватель высшей категории

Беляева Ирина Борисовна







Санкт-Петербург

2012год


Вид деятельности: использование технологии мастерских

Тема урока: Оптические иллюзии в создании портрета человека

«Цели урока: Развитие творческих способностей в процессе стилизации портрета человека

Задачи урока предметные

  • Расширить представления учащихся о роли искусства в жизни человека.

  • Закрепление умений и навыков в изображении головы человека в различных ракурсах.

  • Развитие воображения и творческого подхода к художественной деятельности.

  • Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации портрета человека. Овладения умениями органического введения декора в композицию и стилизацию головы человека

  • Освоить средства художественной выразительности рисунка и живописи, иметь представления об особенностях художественных материалов, используемых в этих видах искусств.

Межпредметные:

  • Вводя студентов в художественный мир изобразительного искусства, учить анализировать произведения изобразительного искусства

  • . Развивать зрительную память, мышление, наблюдательность воображение, творческие и художественные способности Оборудование

Для преподавателя: презентация на компьютере, наглядные пособия

Для студентов: Бумага ватман, формат: А-3, карандаш, резинка, гуашь ,щетинная кисть, палитра.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Работа над новым материалом с показом презентации

  4. Закрепление Фронтальная работа

  5. Итог урока . Рефлексия


Ход урока


Этапы урока,

учебные задачи

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент

Подготовка

презентации

Проверяют рабочее место



2.Актуализация знаний

Вступительная

беседа



3.Работа над новым материалом

Показывает подготовленную презентацию



Смотрят, слушают, обобщают знания

Включаются в работу

Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса

Высказывают свое мнению и комментарии к презентации



4.Закрепление .


Фронтальная работа

Выполнение композиционного рисунка в графике.


5.Итог урока.

Рефлексия

Анализ эскизов Обсуждение успехов и неудач в работе. Вопросы к учащимся.

Активно подводят итоги урока.

Анализируют работы учащихся
















Ход урока

  1. Организационный момент:

Подготовка презентации, проверка готовности к уроку.

2..Актуализация знаний Вступительная беседа

С темой « Оптические иллюзии мы с вами познакомились на уроках специализации ИЗО . На предмете «Основы дизайна» изучили виды иллюзий, а на « Истории искусств» узнали о художественных направлениях в современном искусстве, таких как «Оп-арт» и «Имп-арт». Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Задача оп-арта обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ несуществующий. Представители оп-арта и имп- арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве. Поэтому при выполнении творческих работ по изображению портрета человека был выбран жанр оптических иллюзий.

3..Работа над новым материалом

Сообщение темы с показом презентации

Немного из истории.Слайд №2,3

«Рисовать – значит обманывать»

М.К.Эшер

Наша склонность к самообману открывает возможности создания художественных эффектов. Вот почему представления об особенностях и парадоксах зрения необходимо всем, кто рисует на полотне или бумаге. Иллюзия – это искаженное, неадекватное изображение свойств воспринимаемого объекта, в переводе с латыни означает ошибка,заблуждение. Художник, создавший первые визуальные каламбуры, был Джузеппе Арчимбольдо, маньерист эпохи Возрождения. Его последователи: Сальвадор Дали, Маурицио Эшер, Октавио Окампо в своем искусстве демонстрировали сверхъестественные способности к манипуляциям пространством, временем и перспективой. Их привлекали множественность точек зрения, сложность протранственного построения — и как результат создание волшебного ирреального мира, существующего на грани с реальностью. Слайд № 4,

Мир иллюзий — это вторая мнимая реальность. Возможность видеть то, что удалено во времени и пространстве и даже то, что вообще не поддается непосредственному зрительному восприятию, дает человеку гигантское преимущество перед всеми остальными живыми существами. Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекцией зрительного образа.

Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека — сложно устроенная система со вполне определенными пределами функциональных возможностей. Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга. Поэтому оптические иллюзии называют обманом зрения — эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или непроизвольно дает не соответствующей действительности объяснение наблюдаемой им картине. Слайд № 5

Например : иллюзии- перевертыши -вид оптической иллюзии в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Автор художник — маньерист эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Или изображение объектов не существующих в пространстве — элементы изображения трехмерного объекта расположены во взаимосвязи, препятствующему их однозначному восприятию. Например — « Вверх и вниз» литография М.К. Эшера. Слайд № 6.7,8,9,10.

Выдающийся советский психолог П.Я. Гальперин дал в свое время простое определение предмета художественного произведения: «Каждое по настоящему художественное произведение раскрывает чью- нибудь судьбу, судьбу героя». Только то, что изображено в искусстве – не просто объект, подлежащий описанию, а непременно живой ,действующий субъект- даже если его жизнь передается косвенно, через неподвижные вещи в натюрморте или через настроение в пейзаже Слайд №11.12

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр , целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик, а через него и внутренний мир конкретного реального,существующего в прошлом или в настоящем человека. Портрет — это построение в пластических формах и линиях, красках живого лица и одновременно при этом его идейно- художественная интерпретация.

Знакомство с жанром портрета мы начили с изучения анотамических особенностей строения головы человека — это название раздела в программе Слайд №13

1этап работы:«Построение головы человека в различных ракурсах(Угол профиля, ракурсы.) Слайд №14

Материалы: графический карандаш, бумага ватман.

Учебные задачи:

  • Конструктивное построение головы человека в различных ракурсах.

  • Передача пропорций

  • Светотеневая моделировка формы головы.

  • Характеристика анатомических особенностей строения головы человека

Последовательность выполнения изображения строения головы в различных ракурсах: Слайд №15,16

  • Анализ анатомического строения головы ( лицевая и затылочная часть, форма черепа, ракурс поворота головы)

  • Определение основных пропорций лицевой части головы (нахождение осевых линий построения. крестовина , строение глазного яблока, форма век, носа, губ).

  • Выполнение конструктивного построения головы человека по геометральному методу.

  • Светотеневая моделировка формы.

Затем выполнение творческой работы « портрет» в технике «сухая кисть». Эта техника уникальна, она дает тончайшие растяжки тоном, красивые переходы теней и линий, портрет получается реалистичным и выразительным.

2этап работы« Портрет в технике « сухая кисть»

Слайд №17.18.19

Материалы: гуашь, щетинная кисть.

Учебные задачи:

Достижение портретного сходства, передача характера и образа.

Последовательность выполнения:

  • Композиционный эскиз.

  • Построение головы.

  • Передача объема ,фактуры в технике «сухая кисть»

Дальнейший этап работы использование приемов стилизации для создания шаржей и карикатуры.

3этап работы« Приемы сатирического рисунка» ( карикатура, шарж ). Слайд №20,21

Материалы: тушь. перо, гуашь.

Учебные задачи:

Закрепление навыков в рисовании головы человека по памяти и по представлению.

Формирование умений и навыков в передаче мимики лица.

Последовательность выполнения:

  • Выполнение набросков с передачей мимики лица.

  • Монотипия

  • Рисование масок театра «Кабуки»

  • Обобщение формы и выделение характерных особенностей объекта с помощью условных графических приемов(линия, пятно, силуэт).


Итогом этой работы является выполнение стилизации портрета человека с использованием оптических иллюзий.


  • 4. Закрепление . Фронтальная работа

Выполнение композиционного рисунка и цветового эскиз

4 этап работы «Оптических иллюзии в создании портрета человека». Слайд №22,23.24,25

Материалы: Гуашь, акварель, тушь.

Учебные задачи:

Создание образа, передача характера визуальных каламбуров используя процесс стилизации, импровизации и превращения.

Последовательность выполнения:

  • Композиционный эскиз

  • Выполнение стилизованного изображения в графике или живописи

5. Итог урока. Рефлексия

Анализ и оценка эскизов

Подведем итоги нашего урока по изображению стилизованного портрета человека в жанре оптических иллюзий.

Вопросы:

  • Основные этапы работы по созданию композиции.

  • Последовательность рисования портрета человека.

  • Что такое стилизация? Приемы стилизации.


Свежие документы:  Урок искусства в 8 классе Идеал человека в искусстве. Воспитание души

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: