Конспект урока по ИЗО «Искусство Гжели. Сказочная гжель» 5 класс


МОУ Брызгаловская СОШ


Камешковский район

Владимирская обл






ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока в 5 классе по теме:

«Искусство Гжели. Сказочная гжель»














Автор: Жмурина С.Н.

Учитель ИЗО



























2013 г.

Тема урока: Искусство Гжели. Сказочная гжель.

Во 2-й четверти учащиеся продолжают знакомство с народным искусством на примере традиционных народных промыслов России(3урок) в разделе «Связь времён в народном искусстве».


Цель урока: Создать условия для формирования понимания того, что изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров, поэтому в них многое от нашего времени, но наряду с этим современные народные промыслы сохраняют верность традиции, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. А настоящее, несущее в себе прошлое и обращённое в будущее, осуществляет живую связь веков.

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

1.Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это формирование основывается на -проявлении интереса к изделиям народных художественных промыслов, уважительного отношения к труду мастера — носителя традиции;  -и на видении черт неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов. 2.Формирование творческой активности. Это формирование основывается на -анализе произведений народных мастеров; -и на создании художественного образа по мотивам гжельской росписи и отдельных её элементов, традиционных приёмов. 3.Формирование художественных знаний, умений, навыков. Базируется на —узнавании традиционного народного художественного промысла России — «Гжели», истоков промысла, современное развитие, главных отличительных признаков изделий (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приёмы письма); -и на умении выявлять и передавать в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора, выстраивать орнаментальные (возможно, декоративно-сюжетные) композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического, зооморфного).

При обучении детей на этом уроке предполагается необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России в частности Гжели, и их значении в современной жизни;


  • Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала к уроку);


  • Формирование целостного взгляда на мир народного искусства;


  • Формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами, достигая взаимопонимания со сверстниками;


  • Формирование эстетических потребностей, эстетического вкуса, через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества.

Метапредметные результаты:

  • Умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов (гжель) как часть культуры народа;

  • Умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённое в будущее и осуществляющем связь времён;

  • Умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • Умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ;

  • Умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, отмечать в них особенности, черты своеобразия, единство с природой;

  • Умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности, применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни.

Предметные навыки:

  • Осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России (в частности Гжели);

  • Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее и особенное;

  • Приобретение опыта выполнения эскизов и моделей в соответствии с традициями, передача особенностей формы, традиционного орнамента и колорита;

  • Приобретение элементарных навыков в декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, опережающий и метод самостоятельной работы.


Оборудование:

  1. Для учащихся:

  • модель для раскрашивания

  • гуашь

  • кисти

  • баночка для воды

  • лист бумаги

  • салфетка

  • простой карандаш

  • стирательная резинка

  1. Для учителя:

  • предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции

  • плакат «Гжель»

  • презентации «Гжель»

План урока (30 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-13 мин.

  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 2 мин.


Ход урока: Запись на доске: Сказочная гжель. 1. Смачивание красок.


Учитель: Сегодня, ребята, наш урок посвящён «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

  1. Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер удивился красоте такой, да сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Вопрос: А вы сможете её определить из всей глиняной посуды?


(Показ презентации «Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи)


 У нас есть материал, который поможет взглянуть на процесс создания вещи глазами мастера. Послушаем фрагмент рассказа о народных мастерах Гжели: Богдана, вперёд .

Маленькие чудеса.

     «За рабочим столом, — вспоминает художница, — положу цветок под стекло, смотрю на него и придумываю свой». Если собрать все цветы, придуманные Татьяной Сергеевной (Дунашовой.— Н. Г.), то разольется такая синева, словно синяя гладь реки расцвела сказочными цветами. «Писала тоже по-разному, — рассказывает она. — То наберу краску «на одну сторону» и кладу широкие мазки, то веду тонкую линию, то «сплошной мазок», то сделаю цветок «одной кистью», а ручку, носик покрывала кобальтом». За кажущейся легкостью стоят годы упорного труда и большое мастерство, отточенное многолетней практикой, доведённое до совершенства.  «Фарфор любит оставаться белым,— говорит Татьяна Сергеевна.— Его не нужно сплошь закрывать росписью. Тогда и цветок ярче, и фон белее».

— Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.


Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.


— Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.


Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

— Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.


— Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.



Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название – Гжель.

И.Кадухина


— Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному.

Сейчас и мы с вами попробуем выполнить элементы гжельской росписи. Берём краску толстой кисточкой только одним бочком и наносим на бумагу, делая завитки, штрихи,

точки.



Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских изделий (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.


  1. В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.


Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!


Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель



Очерки  о творчестве  мастеров Эти материалы помогут взглянуть на процесс создания вещи глазами мастера. Приводим фрагменты рассказов о народных мастерах: Маленькие чудеса.

     «За рабочим столом, — вспоминает художница, — положу цветок под стекло, смотрю на него и придумываю свой». Если собрать все цветы, придуманные Татьяной Сергеевной (Дунашовой.— Н. Г.), то разольется такая синева, словно синяя гладь реки расцвела сказочными цветами. «Писала тоже по-разному, — рассказывает она. — То наберу краску «на одну сторону» и кладу широкие мазки, то веду тонкую линию, то «сплошной мазок», то сделаю цветок «одной кистью», а ручку, носик покрывала кобальтом». За кажущейся легкостью стоят годы упорного труда и большое мастерство, отточенное многолетней практикой, доведенное до совершенства.  «Фарфор любит оставаться белым,— говорит Татьяна Сергеевна.— Его не нужно сплошь закрывать росписью. Тогда и цветок ярче, и фон белее».



Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.



Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название – Гжель.

И.Кадухина





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Вода известная и неизвестная»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: