Конспект урока по ИЗО «Мотив слезы в искусстве» 7 класс


Открытый урок изобразительного искусства в 7 классе,

с использованием информационной технологии,

для районного методического объединения

учителей изобразительного искусства и музыки.

ноябрь2010 год.


Тема: «Мотив слезы в искусстве»

Эпиграф. «Слёзы — это таинственные весы света и тьмы» Виктор Гюго

Цели: Формировать нравственные качества средствами искусства.

Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.

Развивать коммуникативные компетенции.

Учить сопоставлять произведения разных видов и постигать их художественную ценность.

Задачи:— -Совершенствовать навыки искусственного анализа художественного произведения.

Ход урока

  1. Эмоциональное погружение.

Недавно в Санкт-Петербурге проходила выставка современной английской живописи.

Предвкушая встречу с чем-то новым и интересным, давайте перешагнём порог первого зала…и остановимся от неожиданности …

Со всех сторон на нас смотрят с картин плачущие мужчины…очень молодые и пожилые, в элегантных костюмах и просто одетые, плачущие молча и навзрыд. Долго в этом зале находится невозможно…Мир, что происходит с тобой?


2.Диалог

  1. А вам часто приходилось видеть слёзы?

  2. А что есть слёзы? Сформулируйте определение, начав стандартно: Слёзы – это…

«Слёзы это наиболее яркое проявление чувств человека».

«Слёзы – это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие».

«Слёзы – это лекарство, омывающее душу».

Или еще раз обратимся к эпиграфу урока словам В.Гюго.

«Свет и тьма… Таинственные весы…»

Предлагаю исследовать изречение В.Гюго, опираясь на произведения искусства и жизненный опыт.

3Логико-смысловая модель

1-Часто ли плачет человек?

( ответы договоримся должны быть лаконичными : да, нет , затрудняюсь ответить.)

-Кто плачет чаще: мужчины или женщины?

-Влияет ли возраст на слёзы?

(горючие, горькие, пустые, скупые, счастливые, неутешные, светлые, радостные, смешливые)

-Зачем плачет человек?

(Чтобы легче стало, добиться желаемого, выплакаться, не может сдержать слёз.)

-Почему человек плачет?

-Какова причина слез?

( от радости, досады, разочарования, страха, обиды, ревности, счастья, восторга, умиления, физической боли, разлуки, тоски.)

-Если человек не может сдержать слёз, то есть ли правила, как плакать?

( тихо, незаметно, навзрыд, выть в голос, кричать)

Ваши ответы доказывают, что отношение к слезам, к плачущему человеку неоднозначное, а вернее полярное.

А значит проблема существует:

Слезы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости?

Обратимся за советом к произведениям искусства, к мастерам кисти и слова.

Мы сегодня с вами проанализируем, исследуем художественные тексты и репродукции известных художников

4.Задания группам:

Ответив на вопросы вы поймете с произведениями какого художника или писателя вам придется работать.

    1. Картина этого русского художника была принята неоднозначно: одни восхищались ей, другие — требовали убрать с выставки ,,эту мертвечину». О каком художнике идет речь? ( В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»)_

    2. Его называли «истинный поэт скорби», хотя он не написал ни одного четверостишья, зато написал целый цикл картин о тяжелой жизни крестьян. (Перов)

    3. « Толпа. Мороз

Следы полоз.

Телега. Конь.

В глазах огонь.

Старуха. Бог

ей не помог.

Два – три перста,

душа пуста.» О какой картине известного русского художника написано это стихотворение, назовите его фамилию. (Суриков)

4). Он написал рассказ «Каштанка» и подписывал свои рассказы – Антоша Чеханте. О ком идет речь? (Чехов)

5). Свои картины о жизни современников, он подписывал стихотворениями сатирического характера. О каком русском художнике идет речь? (П. Федотов)

6). Гражданский русский поэт девятнадцатого века, реалистически описал тяжелую жизнь крестьян, задал вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» и читатели более ста лет пытаются на него ответить. (Некрасов)

Отдельно работает группа или отдельный ученик в роли исторического критика.

Отдельно работает независимый эксперт, который выбирает автора произвольно из предложенного материала.


5.Работа в группах.

Критерии оценки.

  1. Слаженность работы в группе.

  2. Творческое отношение к работе.

  3. Защита работы.

План работы.

1.Ответ на вопрос карточки.

2.Отбор одного или нескольких произведений заданного автора в «банке» данных, т.е. на выставочном стенде, на рабочем столе компьютера.

3.Работа по логико — смысловой модели, отраженной на доске.

Определить причину, мотив слез в данном произведении и для чего автор применяет этот прием в своем произведении.



Группы, работающие по произведениям Н.А.Некрасова и А.П.Чехова выступают после группы, работающей по произведениям Перова.

6. Выступление учащихся с кратким анализом произведений.


В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» — слез на картине не видно, герои не плачут- они лежат мертвые, поэтому сама картина вызывает слезы жалости: жалко молодых богатырей, погибших

на поле битвы, понимаешь, что слезы горя будут у родственников погибших, но такая смерть вызывает, чувство гордости за победу русского войска.

В.Перов «Проводы покойника» — герои изображенные на картине плачут от горя и безысходности положения. Маленький мальчик не очень понимает трагичность ситуации и плачет может быть от холода, а девочка постарше и она плачет от горя и жалости к себе, отцу и матери. А ссутулившаяся спина матери говорит о том, что она плачет тихо и безутешно, а может уже у нее нет слез, они выплаканы ночью, а теперь она окаменела от горя.

7.Итог урока. Сделайте вывод по теме урока.

Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Слезы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости?


(Художники обращаются к мотиву слез , чтобы душа зрителя стала зорче, чтобы восстановить гармонию в жизни,

чтобы прекратить поток горьких слез.)


8.Рефлексия.


1) Достигли ли цели?

2) В чем затруднялись?

3) Как преодолеть затруднения?

4) С каким настроением работали?

5) Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Я работал…

Я пытался выразить, сделать…

Я собой…

Надо сделать…)

6)Я оцениваю свою работу на… .


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО «Цветы весны»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: