Конспект урока по ИЗО «Народный костюм в музыке и живописи» 6 класс


Интегрированный урок преподавателей музыки и ИЗО для 6-го класса.

«Народный костюм в музыке и живописи»

(Разработан преподавателями музыки и ИЗО: Дружининой Н.В. и Удаловой Е.В,)

Цель: патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Задачи:

  • в процессе исследования познакомить обучающихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов;

  • обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

Музыкальный материал: А. Варламов «Красный сарафан»; русская народная песня « Во кузнице», «Комара женить мы будем», «Ты река ль, моя реченька» (или любые народные песни на усмотрение преподавателя для музыкальной заставки во время выполнения обучающимися рисунков).

Изобразительные материалы:

  • мультимедийное оборудование;

  • видеофрагмент хоровода;

  • нарисованные и вырезанные силуэты куклы и элементы народного женского костюма.

Ход урока:

(Фонограмма «Камаринская плясовая»)

Ведущий 1:

— Здравствуйте ребята! Мы начинаем наш необыкновенный урок!

Ведущий 2:

— Сегодня мы узнаем, как появился народный костюм и какой след он оставил в русской душе.

Ведущие:

— А помогут нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!

(Выход учителей музыки и ИЗО под фонограмму «Ах вы, сени, мои, сени»)

1-й учитель:

Представление начинается,

Сюда, сюда все приглашаются.

Билетик купите, к нам заходите.

2-й учитель:

Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт.

А кто не зайдёт, со скуки пропадёт.

1-й учитель:

Давай, давай, налетай.

Места занимай!

2-й учитель:

Такое узрите, что в Америку не захотите.

1-й учитель:

У нас гуляний не мало, а такого шуму и гаму ещё не бывало. А посему пора урок начинать.

(Слайд №1)

2-й учитель:

Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите как в русских народных сказках зовут-величают красавиц?

(Василиса-прекрасная, Марья-моревна).

(Слайд №2)

C:UsersАмкорDesktopкостюм70df8afc9b24t[1].jpgC:UsersАмкорDesktopкостюм81702745_kostyum0010[1].jpg

1-й учитель:

А ещё лебёдушка, утушка-голубушка – так ласково называют в народе русских женщин. Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание как плавно и неторопливо движутся они в танце.

(Видеофрагмент хоровода)

Вы, наверное , заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности.

(Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие границы фраз, многократные повторы).

Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и рукавам рубахи.

2-й учитель:

Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы. И попробуем увидеть особенности украшения их одежды.



(Под любые народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями).

Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? Одеждой для крестьян? (нет)

Сначала он был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин украшались богатой вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.

(Слайд №4 с орнаментами)

Ведущий 1:

В конце 17 века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду.

Ведущий 2:

В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего европейского платья – они предпочитают выписывать материю из-за границы.

Ведущий 1:

Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики, будут работать зря?

Ведущий 2:

Нет, решает вступившая к тому времени на престол Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить старобоярскую одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

2-й учитель:

Вспомните, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (Красный)

Действительно, «красна девица», «красно солнышко» так называли в народе что-то красивое.

1-й учитель:

Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный).

Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:

— Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан.

Конечно о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.

(Звучит фрагмент песни «Красный сарафан»).

2-й учитель:

Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А сейчас вам предстоит разделиться на две команды. Одна команда будет украшать элементы народного костюма, которые мы заготовили заранее, а вторая – разучивать песню.

( Делим класс на две команды. Одна команда работает с учителем ИЗО, а вторая – с учителем музыки. Работы ведутся параллельно ).

1-й учитель:

О сарафане говорили не только серьёзно, но и в шуточной форме. Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнице».

(Раздаются листы со словами, и начинается разучивание песни.)

2-й учитель:

Давайте вспомним, как можно кисточкой передать узоры из бисера драгоценных камней, тесьмы и вышивки.

(Раздаются выкройки элементов одежды и обучающиеся начинают рисовать).

Пока первая группа поёт песню, вторая надевает элементы русского костюма на куклу, которая прикреплена к доске. После того как работа завершена:

1-й учитель:

Ребята, как вы думаете, почему эту песню называют шуточной?

(У неё задорная мелодия, быстрый темп, смешные слова)

Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан?

(Из лопуха)

Молодцы, вы очень внимательны.

2-й учитель:

Ну, вот и сшили мы сарафан. А теперь скажите, что вас вдохновило на работу?

(Картины и музыка)

А что было центром, что объединяло и музыку и картины?

(Сарафан)

1-й учитель:

Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа.

Урок окончен, до свидания!





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Тропинками родного края»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: