Конспект урока по ИЗО «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ» 5 класс


Урок по изобразительному искусству в 5 классе.

Петреченко Алла Гамлетовна, учитель высшей категории;

МБОУ « Большесосновская СОШ» Большесосновского района

Пермского края.

План – конспект урока.

Тема урока: « РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ»

ЦЕЛИ: обобщить и повторить знания учащихся о русском народном быте, традициях, костюме в социально- историческом аспекте; развивать творческую активность, художественный вкус; приобщить к национальной культуре, формировать патриотические чувства, любовь к народному искусству.

ЗАДАЧИ: в процессе исследования познакомить учащихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

Музыкальный материал: « Во кузнице», « Хмелюшка», « О вере, храме…», «Красный сарафан», Частушки, докучные сказки, народные песни.

Изобразительный ряд: презентация по русскому народному костюму, по картинам русских живописцев; вырезанные силуэты сарафана (по количеству учащихся), — в конце урока ученицу одевают в раскрашенный сарафан, рубаху.















ХОД УРОКА:

_ Вступительное слово

— Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок.

Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись.

Исполняется песня « Не шей ты мне матушка красный сарафан»

— Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности (плавность, непрерывность мелодической линии, четкие границы фраз, многократные повторы)

— Правильно. Мелодия напоминает нам орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки.

— Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

Далее работа по слайдам.

— 1,2,3,4 слайды.

Давайте посмотрим картины великих русских художников А.Г. Венецианов « На пашне. Весна»; « Жнецы»; А.П.Рябушкин «Затесался парень в хоровод»; М.Шибанов «Празднество свадебного договора», В.М.Васнецов «Аленушка» и портрет женщины (общий слайд) — ( задаем вопрос детям).

Вопрос к детям: Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?

— ответ : ( На праздничные и повседневные)



-Вопрос к детям: Найдите общие черты для обеих групп? – 1,2,3 слайд.

— ответ: (Одинаковый свободный покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов)



Вопрос к детям: Теперь найдите отличия в сарафанах? – (4 общий слайд – В.М. Васнецов «Аленушка» и портрет женщины)

Свежие документы:  Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера

— ответ: ( Цвет, материал, количество и богатство украшений)

— Вопрос к детям: Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? – (следующий слайд- сарафан)

_ ответ: ( Одеждой для крестьян)

— Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.

Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты — обереги.

— ( слайд с вышивкой)

— В конце 17 века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду.

В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего « европейского платья» — они предпочитают выписывать материю из- за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

— « Нет» — решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить

« старо- боярскую» одежду, в том числе и сарафан.

Так сарафан стал народной одеждой.

— Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого?

( красный)

Далее работа по слайдам

— слайд- девушки в красном сарафане.

— Действительно, «красна девица», « красно солнышко» — так называли в народе что – то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем.

Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни.

-Вопрос: назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты?

Ответ: ( красный).

Рассматриваем другие слайды по русским народным костюмам.

— А каким был идеал красоты на Руси?

— Женщина должна была иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем, соболиные брови.

— Одежды на Руси были свободные, длинные, необычайно красочные.

— Вот рубаха долгорукавная с пышными рукавами, собранными в запястье.

— А сарафаны, какие разные по форме и отделке!

— Очень любили женщины на Руси душегрею и передник.

— Посмотрите на слайдах женские головные уборы: кокошники, коруны, косники.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Влажность воздуха и способы ее измерения"

— Вы сами наглядно убедились в том, как совершенна и гармонична красота народной одежды, насколько она самобытна.

— Мудрая красота… Именно она – главное свойство русской народной одежды. Она проникает в самые малые элементы украшений.

— Это воспитание хорошего вкуса.

Послушайте, как об этом пишет замечательный русский художник Илья Ефимович Репин: «Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Просто прелесть, прелесть, прелесть!!!







ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ:

Переходим к практической работе.

Весь класс разделим на 3 творческие группы – задание: А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых мы выполнили заранее.

-_ Используя у вас на столе образцы орнамента, знаки символы; а так же примеры вышивки в презентации, слушая народную музыку разработайте новые композиции костюмов, сарафанов. Вспомните, как можно кисточкой, маркером, фломастером передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы.

(Дети выполняют работу самостоятельно, оказывать индивидуальную помощь)

— Во время работы исполняется народная песня « Хмелюшка».

— А так же во время работы вспомним жанры фольклора.

(частушки, сказки, песни…)

— О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим и споем песню « Во кузнице» — (звучит народная песня «Во кузнице»)

— Вопрос: Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?

— ответ: — У нее задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова.

— Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан? (из лопуха)

— Молодцы, вы очень внимательны.

ЗАЩИТА РАБОТ УЧАЩИХСЯ:

— Ну, а сейчас добры молодцы и красны девицы, как в былые времена наши прабабушки и прадедушки ходили на вечорки в своих нарядах – прошу вас

Выйти и показать, что же у вас получилось, какие сарафаны мы сшили.

( Дети показывают свои наряды)

— Вопрос: -Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу?

_- ответ: ( Картины, музыка )

— Вопрос: А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?

— ответ: -( Сарафан.)

Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил след в душе русского народа, и в заключении мы послушаем песню о родине, душе. Включаем слайд – церковь – и включаем песню.

-На этом у нас урок закончен, до свидания.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: