Конспект урока по ИЗО «Русский сибирский костюм на основе исследования местного материала» 5 класс


План-конспект урока Изобразительного искусства.

5 класс.


Тема урока: Русский сибирский костюм на основе исследования местного материала.

Тип урока: краеведческий.

Цели урока:

— побуждение к творческому самостоятельному поиску материала;

— знакомство с одеждой, элементами местного костюма;

— умение проводить параллели между различными областями искусства;

— развитие нравственно-патриотических чувств, бережного отношения

к наследию своего народа;

— совершенствование чувственного восприятия красоты через поэзию,

музыку, рисунок, вышивку.

Музыкальный ряд: сборник русских народных песен.

Зрительный ряд: эскизы женского костюма на основе поискового материала.


Ход урока:

Образ русского человека — откуда мы сегодня берем то, что составляет в нашем представлении этот образ?

— из русских старинных песен;

— из произведений искусства;

— из того, что осталось нам в наследство от наших бабушек.

Художники России воспели красоту, характер русской женщины. Мы до сих пор говорим – «русская красавица». Это представление о лице, умении себя держать, чувствовать природу, переживать горе и радость.

А из чего состоял костюм русской женщины?


В русских песнях часто упоминается название одежды – «сарафан, шубейка, полушалка, подвязки, чаблетки». Сибирский костюм складывался, в основном, из элементов русского костюма, а также из элементов костюма других народностей.

Давно уже женщины не ходят так, как раньше и не одевают той одежды, которую носили наши женщины в селе. Вспоминаются женщины русские — величавая походка, красивый народный костюм. Сегодня мы воспроизведем тот материал, который девочки собрали, проходя по дворам женщин, которые носили определенный костюм и смогли поделиться своими рассказами о нем.


Ученица: В Горбуново изначально проживали переселенцы из других губерний. Одной из таких жительниц является Боровская Любовь Михайловна 1918 года рождения, которая приехала из Тамбова в Сибирь, вышла замуж в наше село. По ее словам, ее мама, Пелагея Григорьевна, носила одежду не похожую на ту, что носили сибирячки. Это был костюм, состоящий из юбки в мелкую складку из шерсти и рубаха яркой расцветки, расшитой по рукавам. Также был фартук и украшения – так называемые «вяхля», состоящие из тканой шерсти и бисера. Это был типичный костюм Тамбовской губернии.


Ученица. Девица до замужества должна была приготовить приданое:

….. девица в тереме сидела,

В руках пялички держала,

Все узоры вышивала!

….наша девушка неткаха, непряха,

И она еще шелкошвейка,

Тонко пряла, часто ткала!

( На фоне звучания русской песни девочки вышивают элементы узора).

Свежие документы:  Конспект урока на тему «РЕДКИЕ ЖИВОТНЫЕ»


Ученица: А что же вышивали на своих рубахах девицы?

В основном в узоре преобладал геометрический орнамент. Часто встречался и растительный узор с элементами геометрии, а также орнамент птиц, животных.

В народной одежде много терминов — на территории Сибири известно 152 термина для обозначения верхней одежды , 127- для обозначения головных уборов.

Основным элементом женской одежды, конечно, был сарафан. Впервые упоминается сарафан в 1376году в Никоновской летописи. В 19 веке распространились косоклинные сарафаны с цельными передними полотнищами. Ткани использовали различные: холст, шерсть, набойка, тафта, китайка, нанка.


Ученица: У нас в селе носили разные сарафаны – из разных тканей и разной отделки, народ у нас собрался из разных областей, где носили разные виды одежды. Головные уборы и верхняя одежда тоже была разная: замужние женщины носили «самшуру -головной убор в виде мягкой шапочки из холста, ситца. Из верхней одежды носили шубу из сукна, книзу расширенную с маленьким меховым воротом.


Практическая работа:

Выполнение эскиза костюма или его элементов в графике.


Подведение итогов урока:

Какой материал мы смогли найти по нашей проблеме?

Какие элементы костюма наиболее интересны и получились у нас в графике?

Как мы относимся к наследию наших бабушек?

Над чем необходимо поработать в будущем по этой теме, чтобы расширить представление о русском костюме?












Литература:

«Русское народное поэтическое творчество», Круглов, 1993г.

«Энциклопедия русской моды», М., 1998.











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: