Конспект урока по ИЗО «Жостовский букет» 5 класс


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово

  2. Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

  3. Развивать творческие способности учащихся.

  4. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

  5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Тип урока : комбинированный ( с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа .

Зрительный ряд: мультимедийное оборудование; презентация .

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийной презентацией. Слайды 1-3

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!

Сколько сказочных мест у России!

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

но не будет роднее, чем здесь!

И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.

Кто живёт там спросим, о себе рассказать попросим.

И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное!

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.

Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?

Назовите особенности Дымковской игрушки.

Чем отличается Филимоновская игрушка от Дымковской?

Что можете рассказать о матрёшке?

  1. Изучение нового материала. Информация учителя сопровождается показом слайдов.

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная «царица садов и оранжерей» – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи.

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.


  1. Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.

Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).

Каждый из вас нарисует несколько цветов , вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.

Самостоятельная работа .

Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.

  1. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат: в коллективной работе частичку своего труда.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу, мы должны отправляться дальше. Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

















Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14

г. Зернограда.





Урок изобразительного искусства по теме:

«Жостовский букет».

5 класс

Коллективная работа.

(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний).













Учитель Пустоветова Г.Н.

2008-2009 учебный год.

Самоанализ урока.

Тема урока: «Путешествие в рукотворную страну. Жостовский букет». Это 4 урок по теме: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие». На предыдущих уроках знакомились с народной игрушкой из Дымково и Филимонова, лепили её, матрёшкой. На последующих уроках дети узнают об особенностях Гжельской, Хохломской и Городецкой росписей. Из всех народных промыслов Жостовская самая сложная в изображении, работать нужно по тёмному фону, выполняя последовательно все этапы росписи, гуашь не успевает высыхать и размазывается. Поэтому я выбрала индивидуально коллективную форму работы, когда каждый ученик рисует отдельный элемент и приклеивает его на заранее подготовленный фон подноса, учитывая особенности композиции. В классе 12 человек, присутствовало на уроке . Дети работоспособные, с интересом занимаются изобразительным творчеством. Особенно одаренных нет, трудно даётся Мирзоеву Игорю. При планировании урока учитывала индивидуальные особенности учащихся, группа детей рисующих крупные цветы – это наиболее способные, остальные рисовали мелкие цветы и листья, Игорь работал по образцу. Задачи урока: познакомить с особенностями Жостовской росписи, принципом построения композиции, развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие России.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Структура урока помогала поддерживать интерес и работоспособность на всех этапах. Использование стихов и слайдов о красоте русской земли в начале урока эмоционально погрузили ребят в проблему урока. Элемент путешествия тоже помог этому. При повторении ранее изученного материала, в ходе беседы я использовала слайды с фотографиями работ самих детей. Раскрытие новой темы в форме изложения учителя с богатым сопровождением наглядного материала. Инструктаж к работе провела в форме мастер-класса, пример учителя главное средство получения хороших результатов. Самостоятельная работа сопровождалась индивидуальной и фронтальной работой. При подведении итогов урока, отвечая на вопросы учителя, ученики назвали особенности Жостовской росписи, и я думаю, что не спутают её с другими, а это и было главной задачей урока. Ведь за один урок нельзя научить расписывать поднос, мастера учатся этому годами. Поэтому считаю, что все поставленные задачи реализованы.











Свежие документы:  Выступление на педагогическом совете школы по теме: "Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: