Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Осенний день»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 595 Приморского района Санкт-Петербурга











Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе

«Осенний день»







подготовила

учитель изобразительного искусства и педагог

дополнительного образования

Кожемяко Людмила Владимировна











Санкт-Петербург

2013

«В очарованье русского пейзажа,
Есть подлинная радость, но она
Раскрыта не для каждого и даже,
Не каждому художнику видна».

Н. Заболоцкий

Тема урока: «Осенний день».

Цель: развитие художественной культуры школьников, как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

  • коррекция изобразительных навыков, творческой фантазии;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

  • помочь детям освоить выразительные возможности художественных материалов и техник, а также умение ими пользоваться;

  • обобщить знания детей об осенних признаках; развивать познавательный интерес к природе, воображение; расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать любовь к окружающей природе и потребность в сохранении природных богатств.

Тип урока: комбинированный

Оборудование.

  • компьютер, проектор, колонки, экран;

  • гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей;

  • ёмкость для воды, салфетки.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Беседа по теме урока.

В книге Дмитрия Борисовича Кабалевского есть такие слова: «…русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…».
Художник Исаак Ильич Левитан и композитор Петр Ильич Чайковский – теснейшим образом сблизили музыку с живописью.
А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Антону Павловичу Чехову, то три искусства – музыка, литература и живопись, воплощение в творчестве трех гениев, предстанет перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной красоте русской природы. В чем мы сегодня убедимся.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги, картины и музыка написаны русскими поэтами, писателями, художниками и композиторами об осени.

Значит, в пейзажах есть что-то более важное, чем просто изображение природы?

В своих пейзажах художник раскрывает внутренне состояние, настроение, которое природа вызывает в душе у человека, исполнитель того или иного пейзажа всегда обращается к нашему чувству. Но не всегда мы умеем все видеть, и иногда проходим мимо красоты нашей природы, потому, что еще не научились смотреть, слушать и слышать природу.

Но есть в человеческой жизни великое средство открывать глаза невидящим, это средство– искусство. Есть люди, которые как будто рождаются для того, что б остановить нас и сказать: «Подожди, не спеши и не бегай. Остановитесь! Посмотри, как хорошо, как прекрасно. Вглядись, запомни».

Задушевная лирика среднерусской полосы является огромным простором для творчества великих людей.

— Послушайте стихотворение-загадку:

Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмуриться, если дождик льется,
Это время года… (осенью) зовется.

— Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна – радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса.

И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы – словом, будто Золушка.

Но к каждой у нас особая любовь.

— Что это за две осени такие? («Золотая» осень и поздняя осень).

— Посмотрите внимательно на репродукции художников. Найдите, где изображена «золотая», а где поздняя осень?

Русские просторы, блестящие серебром реки и озера, золото вечернего неба и розовые восходы солнца всегда волновали русских художников, вдохновляя на создание прекрасных пейзажей.

Почему вам нравится смотреть на картину художника, слушать красивую музыку? Что вы чувствуете? (Восхищение, удивление, вспоминаю посещение музея и т. п.)

Вот и сегодня мы отправимся в волшебный мир прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты.

Радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он ее так назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

— Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые).

— Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

— А какого цвета травка на лугах? (Предполагаемый ответ учащихся: зеленого).

— Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

— Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Листва — золотая, желтая, коричневато-оранжевая.)

— А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

— Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев — ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

— Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолетовые — это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше — теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

— Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка — яркая, как свечка. Справа от нее — хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше -стена березок и лес. А какого цвета небо?

— Чего больше на картине — неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко?

(Предполагаемые ответы учащихся: да)

— Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев — значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

III. Практическая часть.

Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди «Времена года» (негромко).

IY. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя)
Закачалось деревцо. (Махи руками над головой)
Ветер тише, тише, тише. (Руки плавно опускаются)
Деревцо все выше, выше. (Встаем, потягиваемся на носочках)

— Представьте, что вы деревья, а ваши руки – веточки. Попробуйте изобразить: могучий дуб, стройный тополь, плакучую иву, кудрявый клен. (При показе детьми деревьев следует обратить внимание на расположение рук-веточек, на особенности строения каждого дерева).

Y. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка.

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении.

В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать «золотую осень».

— Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.)

— Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи — как настоящие художники! Молодцы!

YI. Итог урока.

В. Г. Бенедиктов

Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.


— Как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение?

Осень на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. Я довольна вашим творчеством.
А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили, и состояние вашей души, вашего чувства и настроения?
Закончить наш урок я хотела бы стихотворением Федоровской:

«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
– Не жалейте лета!
Посмотрите – роща в золото одета!»

YII. Уборка рабочих мест.



YIII. Использованные ресурсы.

  1. Учебно-наглядное пособие «Знакомим с пейзажной живописью». Автор-составитель Н. А. Курочкина. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург,2005 г.

  2. https://www.bibliotekar.ru/kPolenov/index.htm

  3. https://bibliotekar.ru/cvet-zhivopisi/2.htm

  4. https://best-mp3.ru

  5. М.А. Абрамова. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству»,М., 2004.

  6. Н.А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991.

  7. Дружинин С.Н. «Левитан», 1963.

  8. Лободина Н.В. Изобразительное искусство.Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. -Волгоград: Учитель, 2006.

  9. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991.

  10. Петров В.А. «Исаак Ильич Левитан», 1993.

  11. Р.М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи»,М., 1992.

  12. Т.Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000.








Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Виды тепловой обработки овощей.Технология приготовления вареных,тушеных и жареных овощных блюд" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: