Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе «Лес заиндевелый»


Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №82»

города Перми











КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

В 6 КЛАССЕ

«Лес заиндевелый»





Подготовила:

Учитель изобразительного искусства

Паршакова Татьяна Павловна















г. Пермь

2015

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с техникой граттажа выразительными средствами: линией и штрихом.

  2. Развивать умение видеть красоту и неповторимость зимнего пейзажа.

  3. Воспитывать любовь к родной природе.



Оборудование и материалы:

  1. Репродукции картин, на которых изображены зимние деревья.

  2. Литературный ряд: отрывок стихотворения А.С.Пушкина.

  3. Грунтованные листы воском и синей гуашью (формат А4), деревянная палочка, карандаш, альбом.





План урока



  1. Определение темы урока

  2. Просмотр репродукций художников, выявление выразительных средств

  3. Упражнение «Линия и настроение»

  4. Постановка художественной задачи

  5. Физкультминутка

  6. Практическое выполнение задания

  7. Подведение итогов урока





Ход урока



  1. Организация класса.

  2. Вводная беседа.

Учитель: Послушайте внимательно следующие строки великого поэта и попробуйте определить тему сегодняшнего урока:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце

Снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.



Ответы учащихся (ученики высказывают своё мнение по определению темы урока).

Учитель: полностью тема звучит так: «Лес заиндевелый». Как вы понимаете смысл слова «заиндевелый»?

Ответы учащихся: зимний, застывший, снежный.

Учитель: прилагательное «заиндевелый» означает – покрытый инеем. Обратите внимание, как художник И.Грабарь изобразил берёзы в картине «Февральская лазурь».

Сам художник так описывал свою картину: «В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой – то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты». Деревья изображены в необычном кружевном одеянии. Как мастерски художник показывает зрителю ветви ,покрытые этим явлением природы – инеем. Также в картине «Зимний пейзаж» И.Грабарь очень изящно вырисовывает веточки берёз. А на втором плане темнеют лесные ели. На фоне лазурного неба тонкие веточки берёз смотрятся как тонкое нежное кружево. Словно матушка – природа связала причудливую тончайшую шаль и укрыла ею зимний лес.





Как вы думаете, какое настроение преобладает в этих картинах?

Ответы учащихся: настроение необычной ,праздничной зимы.

Учитель: Также обратите внимание на репродукцию картины художника И.Шишкина «Зима в лесу . Иней». На ней вы видите всё торжество зимы. Деревья изображены, словно в снежном хороводе. Художник действительно создал впечатление сказочной природы. В этой картине сказались , с одной стороны , исключительная точность рисунка , знание и умение строить форму , доведенные до виртуозности , и вместе с тем владение оптическими средствами цвета , доведенное до такой точности ,что ни один из положенных Шишкиным мазков не приходился мимо формы или объема и не нарушал заранее задуманной цветовой гармонии. Ветви деревьев переплетаются в кружевном покрывале , а дорожка ведет в глубь таинственного леса . Все искрится и сверкает в ослепительном танце зимней природы.



Учитель: какие средства выразительности используют художники ,чтобы передать настроение зимы и мороза?

Ответы учащихся: это различные оттенки холодного цвета.

Учитель: кроме такого средства выразительности как цвет, художники в своих картинах используют различные линии. По характеру линии бывают прямые и кривые, по размеру – длинные и короткие, а также ровные и неровные, тонкие и толстые.

  1. Упражнение «Линия и настроение».

Учитель: Сейчас в своём альбоме вы выполните упражнение на проведение различных линий.

  • Горизонтальная – вызывает чувство покоя.

  • Вертикальная – передаёт стремление вверх.

  • Наклонная – указывает неустойчивость и падение.

  • Ломаная – рассказывает о перемене движения.

  • Волнообразная передаёт равномерное движение.

  • Спиралеобразная – выражает вращение.

Учащиеся выполняют в альбоме упражнения на проведение линий различного характера.

Учитель показывает наиболее интересные варианты выполненного упражнения классу.

  1. Постановка художественной задачи.

Учитель: итак, вы убедились что штрих и линия совершают большую роль в изобразительном искусстве. А какая задача стоит сегодня перед вами на этом уроке?

Ответы учащихся: изобразить зимние деревья.

Учитель: сегодня вы изобразите зимний лес. Ветви деревьев покроет волшебный иней. Для передачи эмоционального настроения используйте линии определённого характера.

Выполнять свою работу вы будете в технике граттажа. Для этого на прошлом уроке вы подготовили листы формата А4. Какую предварительную работу вы провели?

Ответы учащихся: сначала лист покрыли плотным слоем белым восковым мелком или свечой, а затем закрасили бумагу синей гуашью ,смешанной с плакатной тушью. Получились плотные ровные листы тёмно-синего цвета.

Учитель: с помощью какого инструмента вы будете выполнять красоту зимних деревьев?

Ответы учащихся: для этого задания необходима деревянная палочка с заострённым концом.

  1. Физкультминутка

Учитель: перед началом нашей творческой работы – физкультминутка.

Вот помощники мои,

их как хочешь поверни (смотреть на раскрытые ладони):

И вот эдак ,и вот так,(потирание руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.(хлопки в ладоши)

Не сидится им опять.(встряхнуть кистями).



  1. Практическое выполнение задания.

Самостоятельная работа учащихся по выполнению композиции «Лес заиндевелый».

  1. Анализ рисунков обучающихся, подведение итогов.





Список использованной литературы

1.Ионина Н.А. Сто великих картин.Рассказы о шедеврах- М. «Вече»,2002.

2.Неменский Б.М. Педагогика искусства –М. «Просвещение»,2007.

3.Изобразительное искусство.2-8 классы. Создание ситуации успеха – Волгоград: «Учитель»,2010.





Использованные материалы и Интернет – ресурсы

1.http://ru.wikipedia.org/wiki

2.http://www.artsait.ru

Свежие документы:  Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М. Неменского

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: