Конспект урока по картине «Золотая осень»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 58 комбинированного вида

Киселевского городского округа









Конспект урока по картине

«Золотая осень»








подготовила

Криницына Татьяна Вячеславовна,

воспитатель






Киселевский городской округ


2013 г



Задачи: Познакомить детей с творчеством И. Левитана и его картиной «Золотая осень»; формировать умение видеть художественные и изобразительные средства выразительности; развивать способность понимать настроение произведения искусства и чувства автора; находить слова-определения, эпитеты; воспитывать интерес и эмоционально-личностное отношение к произведениям живописи, любовь к родной природе.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи инструментальной классической музыки, портрет И.Левитана, репродукция картины «Золотая осень», «полочка красоты».

Интеграция областей: Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Музыка.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихов об осени, беседы на тему «Приметы ранней осени», наблюдения в природе на прогулке.



















Дети замечают в группе появление на «полочке красоты» новой картины (если работа ведется в системе).


Воспитатель:

— Сейчас в природе такая красота, все в золоте, все так ярко и нарядно! Я очень люблю эту пору – начало осени! Мне захотелось познакомить вас с картиной известного русского художника, который сумел показать всю прелесть, всю красоту осенней природы. Эту картину знают все люди в нашей стране. А сегодня и вы познакомитесь с ней. (Воспитатель берет картину с «полочки красоты» для рассматривания вместе с детьми)

— Написал картину художник И.Левитан. Вот его портрет. (Показать портрет)

— И. Левитан очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Все это художник изображал в своих пейзажах. Художника давно нет, а картины его живут и любимы всеми. Эта картина одна из самых известных его картин. Знаете ли вы, как художник назвал свою картину?


Дети:

— Нет.


Воспитатель:

— Я думаю, что если вы сейчас тихо и внимательно всмотритесь в картину, то сможете догадаться. (Молчаливое рассматривание картины под музыку)

— Как вы думаете, как назвал свое произведение художник?

(Дети называют свои варианты названий. Воспитатель комментирует каждый ответ)

— Рассмотрим её внимательно, и вы, возможно, угадаете её точное название.

— О чем рассказал нам в картине И.Левитан?

Дети:

— О ранней осени.


Воспитатель:

— К какому жанру живописи принадлежит эта картина? Почему?

Дети:

— Пейзаж. Это картина природы.


Воспитатель:

— Что вы видите на переднем плане, среднем, дальнем?

Дети:

— На переднем плане мы видим речку, зеленую поляну, на среднем- лесную опушку, деревья, поляну и речку, на дальнем – поля, лес, речку.

Свежие документы:  Положение о конкурсе мастер-классов "Здравствуй, Осень!" (поделки из природных материалов)


Воспитатель:

— Я прочитаю вам два стихотворения, а вы подумайте и скажите, какое из них подходит к этой картине и почему.

«У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода».


«Лес – точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной».

Дети объясняют свой выбор.


Дети:

Второе. В первом стихотворении рассказывается о поздней осени, когда деревья уже сбросили листья, по небу плывут тучи, на реке лежит лед. А во втором стихотворении золотой лес стоит над светлою поляной, как на картине художника.


Воспитатель:

— Хотели бы вы сейчас оказаться в этой картине?

Дети:

-Да.


Воспитатель:

— Представьте себя в картине у речки, на поляне, в лесу…Расскажите, что вы видите, чем любуетесь? Какая вода в реке? Какие деревья? Что вам хочется делать в этой картине?

(Дети рассказывают свои впечатления от пребывания в картине)


Воспитатель:

— А я, ребята, с удовольствием зашла бы в этот золотой терем, в лес, пошуршала опавшими сухими листиками под ногами, поискала осенние грибы, побегала по светлой зеленой поляне. Какой свежий воздух! Как радуются мои глаза этой великолепной красоте природы!

— Выйдем из картины и посмотрим на нее издалека. Какие цвета особенно привлекают внимание? Какие это цвета?

Дети:

— Желтый, красный, оранжевый.


Воспитатель:

— Какие это цвета? Теплые или холодные?

Дети:

— Теплые.


Воспитатель:

— Багровый, красный, оранжевый, желтый цвета перемешались в кронах деревьев. На что они стали похожи?

Дети:

— На золото, огонь.


Воспитатель:

— Каким мы можем назвать колорит осенней листвы?

Дети:

— Огненным, золотым.


Воспитатель:

— А что вы можете сказать о воде в реке?

Дети:

— Спокойная, темно-синяя, холодная.


Воспитатель:

— О небе?

Дети:

— Голубое, спокойное, широкое.


Воспитатель:

— Речка медленно несет свои спокойные и холодные воды. Купаться в ней уже не хочется, правда, ребята? Красиво так, что дух захватывает! Голубое небо, просторы полей, спокойная вода речки, золотые березы…Как же красива природа нашей страны России ранней осенью!

— А какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Дети рассказывают свое впечатление:

— Радость от ясного солнечного осеннего дня, красоты природы.


Воспитатель:

— А мне, ребята, глядя на эту картину немного…грустно. Я чувствую и грусть художника И. Левитана, когда он писал эту картину. Как вы думаете, о чем грустил художник?

Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему «Музыка весны»

Дети высказывают свои предположения:

— Закончилось лето. Уже нельзя искупаться в этой речке, загорать на этой полянке под солнышком.


Воспитатель:

— А я, ребята, думаю, что художник грустил еще вот о чем: уж слишком недолговечна эта осенняя красота. День-два, — и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета, облетят с деревьев золотые листья. Но художнику удалось остановить этот день навсегда. Удивительно, правда?

— Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Дети называют свои варианты:

— Осень. Ранняя осень. Лес осенью. Осенняя природа.


Воспитатель подводит детей к называнию точного названия наводящими вопросами по ситуации общения, если не прозвучит ответ – «Золотая осень»:

— Все как будто в золоте, значит, какая осень?

Дети:

— Золотая.


Воспитатель:

— У осени бывает разное настроение: то она солнышком смеется, а то бывает хмурой и дождями нас заливает. Золотая осень – это такая пора, когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, весь лес будто горит золотом – такие огненные и золотые цвета у листьев.

— Понравилась картина? Что особенно произвело на вас впечатление?

(Высказывания детей)

— Как вы думаете, что хотел сказать нам И. Левитан своей картиной?

Дети:

— Как красиво осенью. Осень – золотая. Осень радует нас своей красотой.


Воспитатель комментирует ответы детей и высказывает свое мнение:

— Как красивы просторы нашей родины России ранней осенью. Русские белоствольные березки, одетые в золото, широкие поля, которые после урожая готовятся к зиме, отдыхают. Чистые лесные речки, несущие свои воды всему живому. Художник любуется родной природой и хочет сказать нам: «Посмотрите, как прекрасна наша родная земля в осеннюю пору золотой осени!»











Список литературы

  1. Вайнерман С.М., Большев А.С. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.М Вайнерман, А.С. Большев – СПб: Владос, 2008. – 224 с.

  2. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью [Текст]: учебно-наглядное пособие. / Н.А. Курочкина – СПб: Детство-пресс, 2003.-145с.














скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: