Творческая мастерская с использованием нетрадиционных приемов раскашивания гипсовых форм.
Подготовил и провёл Суринов И.В.
Воспитатель 7-А класса.
2004 г.
Цели:
1.Закрепление знаний детей о дымковской росписи как части народного творчества.
2.Формирование эмоциональной сферы через соотношение цвета и настроения.
3.Развитие речи и творческих способностей детей с ограниченными способностями.
Оборудование:
гуашь, наборы кистей, ватные палочки, баночки для воды. ИКТ
Оформление кабинета:
дымковские игрушки, выставка рисунков детей с изображением дымковской игрушки, выставка детских работ из гипса, стенд с именами детей и нераскрашенными рамками из гипса, музыкальное оформление: мелодии русских народных песен.
Ход занятия:
1. Организация детей на занятие:
-Добрый день тем, кто захотел сегодня принять участие в нашем занятии.
-Добрый день тем, кто решил попробовать себя в новом деле.
-Добрый день тем, кто не пожалел своего времени и пришёл сегодня к нам.
В. — Хочется думать, что сегодня у всех хорошее настроение, а то какое оно на самом деле, мы сейчас узнаем.
У каждого из вас на партах лежат разноцветные кружочки. Выберите и покажите тот цвет, которому соответствует ваше настроение сейчас. (Дети выполняют задание.)
В. — А теперь сядет тот, кто расскажет о своём настроении. (Каждый ребёнок рассказывает, какое у него настроение и почему)
В. — Я рад, что у большинства из вас хорошее настроение, а у кого оно не очень хорошее, я постараюсь его улучшить в ходе занятия.
2. Введение в тему
В. — Я попрошу вас прочитать, как называется тема нашего занятия. (Дети читают: “Дымковская расписная…”)
В. — Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Ответы детей.)
В. — Наше занятие сегодня будет очень интересным потому, что нам предстоит перенести элементы дымковской росписи на гипсовую рамку.
В. — На предыдущих занятиях мы с вами работали с гипсом. Давайте вспомним, что мы делали. (Мы отливали из гипса маленькие фигурки, подсвечники. После того, как изделия просохли, мы их раскрасили и покрыли лаком. У нас получились интересные сувениры.)
В. — Ребята, как называется это изделие из гипса? ( Показывает барельеф.) ( Ответы детей.)
В. — Правильно, это — барельеф. Давайте вспомним, что такое барельеф. ( Барельеф — это полуплоское изделие, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма.) Слово “барельеф” вынесено в словарь. Я попрошу вас внимательно прочитать его и запомнить, как оно правильно пишется.
В. — От простых гипсовых фигурок мы перешли к более сложной работе — отливке гипсовых рамок
3. Актуализация знаний детей.
В. — Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и вспомнить, как мы это делали.
Просмотр первого видеофрагмента.
В. — Надеюсь, все вы были внимательны. Давайте выясним:
— Благодаря какому свойству гипса мы смогли изготовить рамки?
— Как мы работали с гипсом? (Последовательность работы.)
— Что у вас получилось? (Ответы детей.)
В. — У вас действительно получились красивые, аккуратные рамки. Но они сейчас белые. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы рамки стали интереснее и лучше? (Ответы детей.)
В. — Правильно. Мы должны её украсить. Вы сказали: «Раскрасить, разрисовать». Но правильнее будет сказать: «Расписать» — то есть нанести элементы росписи, орнамента на рамку. Слово “расписывать” тоже сегодня находится в словаре. Прочитайте его и запомните, как оно правильно пишется.
В. — Если вернуться к названию темы занятия, вам не трудно будет вспомнить, о какой росписи мы сейчас будем говорить. (Ответы детей.)
В. — С элементами и самой дымковской росписью мы уже знакомились на наших предыдущих занятиях.
— Давайте вспомним и расскажем, где появилась дымковская игрушка?
— В какое время года её обычно изготавливали?
— Из чего делали?
— Чем расписывали?
— Где можно было купить дымковскую игрушку?
В. — Вы уже рисовали элементы дымковской росписи на бумаге. Давайте посмотрим видеофрагмент и вспомним, какие это элементы и как они выглядят.
Просмотр второго видеофрагмента.
— Скажите, какие элементы дымковской росписи вы использовали в своих работах?
— Какие это элементы: простые или сложные?
— Назовите цвета, которыми вы расписывали свои дымковские игрушки на бумаге?
В. — Действительно, для росписи игрушек использовали яркие краски, ведь недаром сказано: «Дымковская игрушка — броская, яркая, горящая цветовыми пятнами. Она — добрая улыбка, создающая настроение».
4. Сообщение нового материала.
В. — До сегодняшнего дня мы занимались дымковской росписью только на листе бумаги, а сейчас мы попробуем выполнить более сложную и новую для вас работу. Мы с вами будем расписывать объёмную гипсовую рамку. Эта работа требует точности и аккуратности. Существуют специальные приёмы нанесения росписи на выпуклую поверхность, которыми пользовались мастера из села Дымково. Сегодня я их вам покажу, но сначала поговорим о красках и инструментах.
— Сегодня мы будем пользоваться гуашевыми красками. Как вы думаете, почему?
— Какие инструменты, по вашему мнению, могут быть использованы для работы?
Воспитатель знакомит детей с техникой «тычком» и «примакивания», демонстрирует на рамке, как это делается и приглашает кого-то из детей попробовать выполнить эти приёмы.
В. — Давайте вспомним правила работы с кистью и красками. (Ответы детей по правилам техники безопасности.)
В. — Ребята, на рабочем столе лежит всё необходимое. Сейчас каждый из вас по очереди выйдет сюда и выберет всё, что нужно для работы.
— Расскажите, что вы выбрали и почему?
Воспитатель обращает внимание детей на технологическую карту и разбирает последовательность работы вместе с детьми:
Кладу рамку на салфетку перед собой.
Продумываю узор.
Рисую крупные элементы кистью.
Наношу мелкие элементы ватной палочкой, концом кисти, пользуясь техникой «тычка» и «примакивания»
Покрываю рамку лаком.
— Какие этапы работы вам уже знакомы?
— Какие этапы схемы новы для вас?
В. — Мы уже говорили о том, что росписью глиняных игрушек мастера занимались зимой целыми семьями.
— А какое время года сейчас?
В. — Давайте представим себе, что мы сегодня здесь, как одна большая семья, чтобы заняться этим видом творчества.
Если у вас нет ко мне вопросов, можете приступать к работе.
5.Этап расписывания рамок.
Негромко звучит музыка, дети работают.
В. — Ребята, время, отведённое для работы, истекло, и ваше рамки почти готовы. Когда высохнут краски, мы покроем рамки лаком.
6.Анализ работ детьми.
— Что получилось хорошо?
— Что оказалось сложным?
— Какие цвета были использованы?
— Какую новую технику применяли для нанесения элементов на рамку. (Дети анализируют свои работы и ставят их на выставку.)
В. — Посмотрите, какие красивые и яркие рамки у вас получились.
— Как можно их использовать? Для чего?
7. Заключительный этап.
В. — Сейчас я попрошу вас встать и выбрать кружок того цвета, которому соответствует ваше настроение сейчас.
В. — Рядом с нами на занятии находились воспитатели, давайте мы попробуем создать им хорошее настроение.
— Как мы можем это сделать? (Ответы детей.)
В. — Давайте подарим нашим гостям подарки, которые мы для них приготовили.
Дети дарят подарки.
Воспитатель благодарит за работу на занятии всех детей и присутствующих педагогов.