Красавица-матрёшка, 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

города Сергиева Посада Московской области











Конспект урока с элементами мастер- класса

по изобразительному искусству

в 5 классе



«Красавица-матрёшка»







подготовила

учитель изобразительного искусства и черчения

Новикова Лилия Александровна












г.Сергиев Посад

2013

Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углублять знания о русской на­родной деревянной игрушке, знакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада.

Задачи: Обучить умению выделять характерные средства художественной вырази­тельности в работах народных мастеров. Научить расписы­вать бумажные силуэты матрешек в традициях сергиево- посадских мастеров. . Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполнен­ных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование: Для учащихся: лист бумаги ,шаблон силуэта матрешки, кисть, гуашь, ножницы.

Для учителя: матрешки (Сергиев Посад, современные матрёшки), игра «Угадай-ка».»Технологическая последовательность изготовления матрешки»,«Элементы росписи» –таблицы ,работы учеников, музыкальное оформление-«Камаринская».«Коробейники»;ватман, фломастеры.

 

План урока

1. Организационный момент

2. Вводная беседа. Игра «Ярмарка».

3.Изучение теоретического материала по плану:

3.1. У матрешки дед – японец.

3.2. Первая русская матрешка.

3.3. Матрешка – символ материнства.

3.4. Матрешка – обобщенный образ русской красавицы.

3.5. Знакомство с технологией изготовления и росписи матрешки.

3.6. Матрешка – символ русского народного искусства.

3.7. Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

3.8. Современные авторские матрешки.

4. Закрепление изученного материала в  игре «Угадай-ка»

5. Физкультминутка «Мы матрешки»

6. Самостоятельная работа. 20 мин.

7. Подведение итогов.

 

1. Организационный момент

 

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь. 
С усердием трудитесь!



2. Звучит песня “ Коробейники”

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

 

Я на ярмарке бывала
И подарки выбирала.
Принесла вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду про них рассказ.

 

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке. 
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

 

3.Изучение теоретического материала

 

У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка

 

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца.  Раскроешь его, а  в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму,  что означает веселый складной старичок.  Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потомизвестный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

 

Матрешка – символ материнства

 

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весь­ма условен.

Образ женщины — матери большого семейства близок и понятен.Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.

 

Матрешка – обобщенный образ русской красавицы

 

Условны форма игрушки, изображе­ние ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, малень­кий рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

 

Технология изготовления и росписи матрешки

 

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи.  А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лаки­руют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски при­обретают особую яркость.



Матрешка – символ русского народного искусства.

 

Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из символоврусского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец.

 

Традиционные матрешки и их отличительные особенности

 

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посадекак забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. 

1. Сергиевская (загорская) матрешка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

 

Современные авторские матрешки

 

В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.



4. Закрепление изученного материала в  игре «Угадай-ка»

 

И хотя родилась матрёшка не в России, мы считаем её родной.

 

Вопросы на закрепление изученного материала:

Чем вам нравится матрёшки?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?

Что означает мат­решка?

Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?

 

А сейчас поиграем в игру “ Угадай матрешку” (по рисункам учеников).

 

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

 

Я с таинственной игрушкой

Свежие документы:  Конспект урока «Олимпийский огонь»

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

 

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

 

5. Физкультминутка «Веселые художники»

 

Класс делится на 2 группы. Под мелодию “Камаринская ” нарисовать матрешку всей группой(поочерёдно, на листах закреплённых на доске). Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

 

 

6. Мастер-класс. 

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Но сначала сконструируем нужную форму. (Вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое или обводим шаблон). 

Последовательность выполнения работы (объясняю и рисую на мольберте): 

1. Обведи по контуру матрешку.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3. Нарисуй платок.

4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

7. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

8. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

 

Учитель: А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

 

Учитель: Какую матрешку ты задумал?

— Кому ее можно подарить? (другу, подруге, гостям)

 

По окончании занятия ученики располагают свои работы на коллективном панно на доске. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

 

7. Подведение итогов

 

Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”

8.Сюрприз



Расписать дома деревянную заготовку матрёшки (заготовки раздаёт учитель).







Список использованной литературы



1. Гулыга Л. Пестрый хоровод.- М.: Малыш, 1990.

2. Князева О., Маханева М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Спб.: Акцидент, 1997.

Свежие документы:  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ"

3. Соломенникова О. Радость творчества. -М.: Мозаика – синтез, 2005.

4. Скоролупова О. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2005.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: