Предмет: ИЗО
2014-2015 учебный год 4 класс «В» учитель: Ковалёва А.А.
Тема урока | Кол-во часов | Оборудование | Дата | Характеристика деятельности уч-ся | |||||||
План | Факт | ||||||||||
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | |||||||||||
1 | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное. | |||||
2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.
| 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы | |||||
3 | Мой край родной. моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
|
|
| Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж. | |||||
4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами. | |||||
5 | Птица – символ света, счастья Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM) |
|
| Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца. | |||||
6 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при меры из разных видов народного творчества. | |||||
7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись». Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | |||||
8 | Знатна русская земля мастерами | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения. | |||||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM) |
|
| Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы | |||||
10 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений. | |||||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности | |||||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) | |||||||||||
12 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM) |
|
| Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами. Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье. | |||||
13 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака. и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов. | |||||
14 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация
| 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства. Основные содержательные линии. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов. | |||||
15 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM) |
|
| Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника. | |||||
16 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.
| 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму. | |||||
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM) |
|
| Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы | |||||
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения. Диалог об искусстве. Художественные приёмы, которыми художники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток. Разнообразие колорита зимнего пейзажа. | |||||
19 | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный. века. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю. | |||||
20 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт:
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника. | |||||
21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.
| 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия батальный жанр | |||||
22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM) |
|
| Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, де тали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин. Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама. | |||||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | |||||
24 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.
| 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Рассматривать, анализировать народные лубочные картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих стороны жизни людей, и объяснять их. Объяснять смысл понятия лубок. Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства. | |||||
25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM) |
|
| Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина. | |||||
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч) | |||||||||||
26 | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. | |||||
27 | Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа.
| 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов. Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж. | |||||
28 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью. | |||||
29 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| ||||||
30 | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников отечества. | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM). |
|
| Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное | |||||
31 | «Медаль за бой, за труд
| 1 | Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали. Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство. | |||||
32 | Орнаментальный образ Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. | |||||
33 | Орнаментальный образ | 1 | Проектор, иллюстрации, краски, кисти. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
|
|
| ||||||
34 | Круглый год.
| Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
|
|
| Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента. Подведение итогов. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. | ||||||
| ИТОГО: | 34 |
|
|
|
|