КТП ИЗО 4 класс


Предмет: ИЗО


2014-2015 учебный год 4 класс «В» учитель: Ковалёва А.А.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Оборудование

Дата

Характеристика

деятельности уч-ся

План

Факт

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

1

Целый мир от красоты.

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах

на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.

Сопоставлять изображение мира в орнаментальном

узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.

2

Древо жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.


1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев,

графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами

выражают художники своё отношение к дереву как

наиболее почитаемому человеком явлению природы

3

Мой край родной. моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.




Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры.

Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).

Объяснять значения слов национальный пейзаж.

4

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй.

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.

Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами.

5

Птица – символ света, счастья
и добра.

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)



Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца.

6

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве.

Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при меры из разных видов народного творчества.

7

Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров.

Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись».

Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

8

Знатна русская земля мастерами
и талантами.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения.

9

Вольный ветер – дыхание земли.

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)



Рассматривать живописные и графические пейзажи

художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных

стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Работать по художественно-дидактической таблице.

Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы

10

Движение – жизни течение.

Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения.

Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений.

11

Осенние метаморфозы.

Пейзаж: колорит, композиция.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Наблюдать изменчивые состояния осенней природы.

Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору.

Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи

в картине движения, яркости и мажорности

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

12

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)



Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами.

Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет.

Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими.

Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье.

13

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов

братьев-месяцев в сказке С. Маршака. и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.

14

Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация
к сказке: композиция, цвет.


1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные

цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства.

Основные содержательные линии. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.

15

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)



Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего

праздника.

16

Твои новогодние поздравления.

Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.


1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму.

17

Зимние фантазии.

Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)



Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины.

Объяснять символическое значение зимы в природе,

жизни и искусстве. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов

по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой

работе своё отношение к красоте зимней природы

18

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения.

Диалог об искусстве. Художественные

приёмы, которыми художники передают

причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток. Разнообразие колорита

зимнего пейзажа.

19

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.

1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный.

века. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах.

Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.

20

Выразительность формы предметов.

Декоративный натюрморт:
условность формы и цвета, черная линия, штрихи
в обобщении формы предмета.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их. Работать по художественно-дидактической таблице.

Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника.

21

Русское поле.

Бородино. Портрет. Батальный жанр.


1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г.

Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения.

Объяснять смысл понятия батальный жанр

22

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)



Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте

панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, де тали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин.

Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама.

23

Образ мира в народном костюме

и внешнем убранстве крестьянского дома. образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие

орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический

смысл конструкции и декора избы и костюма.

Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.

24

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.


1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Рассматривать, анализировать народные лубочные

картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих стороны жизни людей, и объяснять их.

Объяснять смысл понятия лубок.

Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства.

25

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)



Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

26

Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды.

Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде.

Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате.

27

Повернись к мирозданью.

Проект экологического плаката в технике коллажа.


1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов.

Объяснять смысл понятий экологический плакат,

коллаж.

28

Русский мотив.

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью.

29

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




30

Всенародный праздник – День Победы.

Патриотическая тема в искусстве: образы защитников отечества.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.



Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).



Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное

31

«Медаль за бой, за труд
из одного металла льют». Медальерное искусство:
образы, символы.


1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали.

Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство.

32

Орнаментальный образ
в веках.

Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека.

Находить отличия в орнаментах России, Италии,

Франции, Турции и др.

33

Орнаментальный образ
в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

1

Проектор, иллюстрации, краски, кисти.

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).




34

Круглый год.


1

Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).




Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.

Подведение итогов. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей.


ИТОГО:

34





Свежие документы:  Урок для 6 класса «Красота русского народного костюма»



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: