Мастер — класс к уроку-празднику, посвященному Дню Матери. Рисование портрета мамы в графике, 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Нягань Тюменской области Ханты — Мансийского автономного округа — Югры

«Общеобразовательная средняя школа № 3»





Конспект урока-праздника

по изобразительному искусству

для 6 класса

«НЕТ МИЛЕЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА»





подготовила

учитель изобразительного искусства

Мефодий Галина Анатольевна














г. Нягань

2012 год


Нестандартные уроки вызывают живой интерес в учеников, а интерес, как известно, есть стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из «школы зубрежки» в «школу радости».

«НЕТ МИЛЕЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА»

(урок-праздник, посвященный Дню матери)

Подготовила и провела: Мефодий Г. А.

 Любовь к Родине начинается с любви к матери.

 (Ю. Яковлев)

Тип урока: урок — праздник.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная,

наглядный метод, метод самостоятельной работы.

Цели:

  1. привитие традиции почитания матери, признания ее заслуг в воспитании подрастающего поколения, укреплении семьи;

  2.  познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве;

  3. совершенствовать навыки и умения в изображении человека графическими материалами (пастельными мелками, углем) развивать навык рисования по представлению;

  4. воспитывать уважение к женщине, к матери;

  5. укреплять межпредметные связи (музыка, литература, изобразительное искусство) ;

  6. знакомство с творчеством художников — живописцев, воспевавших в своих произведениях образ женщины.

  7. выполнить углем портрет «мама», показать творческие способности учащихся;

  8. содействовать созданию атмосферы комфортности в коллективе учащихся и их родителей, для свободного общения и отдыха;


Зрительный ряд: икона «Владимирская богоматерь»; Рафаэль «Сикстинская мадонна»; П.Пикассо «Мать и дитя», А.Дейнека «Мать»; М.Савицкий «Партизанская мадонна»,  Б.Неменский «Тишина».

Литературный ряд: Расул Гамзатов «Мама», С.Островой «Песня о женщине», пословицы о матери, высказывания М.Горького, Ю.Яковлева, В.Шукшина, Сухомлинского, Беранже о матери.

Музыкальный ряд:  колыбельная «Светит над нашею крышею месяц» музыка М.Блантера, слова М.Исаковского 

Участники праздника: ученики, родители. 

Оборудование: плакат с названием праздника, рисунки учащихся, «стенд мамы» — фотографии мам; материалы для работы графическими материалами (уголь бумага, пастельные мелки), мультимедийный проектор,  презентация,

План урока

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и цели урока. Беседа по теме урока.

3.Физкультминутка.

4.Самостоятельная практическая работа учащихся.

5.Подведение итогов урока, анализ, выставка работ детей. Рефлексия.

6.Уборка рабочего места. 

Ход праздника:



Звучит музыка и включается презентация посвященная мамам.



1. Вступительное слово учителя

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые мамы! Я рада приветствовать всех вас сегодня. Поприветствуем друг друга. Мы собрались с вами, чтобы провести праздник, посвященный самому дорогому человеку на свете, самому близкому и родному — нашим мамам. Где бы мы с вами ни были, сколько бы лет нам не было, ежеминутно и ежечасно мы держим в сердце и мыслях образ самого дорогого человека на свете — образ нашей мамы. Мама первое слово, которое произносит каждый человек в своей жизни. У наших мам самые добрые и ласковые руки, добрый взгляд, наши мамы все на свете умеют, они помогают решить нам самые трудные вопросы и задачи, всегда приходят к нам на помощь.

В 1997 году Государственная дума приняла Федеральный закон о новом празднике. Указ президента РФ определил: День матери следует отмечать ежегодно в последнее воскресенье ноября. И сегодня мы с вами отмечаем этот праздник в нашем уютном и красивом зале.









 

2. Коллективное чтение стихотворения «Мамочка» (У. Раджаб) 

Кто пришел ко мне с утра? — Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора» — Мамочка.

Кашу кто успел сварить? — Мамочка.

Чаю в чашку налить. — Мамочка.

Кто косички мне заплел? — Мамочка.

Целый дом один подмел? — Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал? — Мамочка.

Кто меня поцеловал? — Мамочка.

Кто ребячий любит смех? — Мамочка.

Кто на свете лучше всех? — Мамочка.

(Слово мамочка проговаривается хором).

 

З. Слово учителю

Звучит стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».

 Дети выходят к доске, встают полукругом и рассказывают данное стихотворение по ролям.

(выступление ) 

 

 Аукцион добрых слов о маме

дети называют различные слова по теме аукциона, побеждает тот, кто назвал слово последним. Победителю вручается  диплом победителя аукциона добрых слов. 

 

 

Учитель. Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого человека. Материнская любовь греет нас всю жизнь и оберегает.

Русский народ создал много пословиц о матери.

Ученик:

1. Нет такого дружка, как родная матушка.

2. При солнышке тепло, при матери добро.

3. Птица рада весне, а дитя матери.

4. Материнский гнев, что весенний снег.

5. Родная мать высоко замахивается, да не больно бьет.

6. Какова матка, таковы детки.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.

Пчелки без матки – пропащие детки.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке светло, при матери добро.

Чувство отца выше гор, чувство матери глубже  океана. (Японская по-

словица)

Ученик:


-Заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей. 

Без матери нет ни поэта, ни героя.   (М. Горький)

Любовь к Родине начинается с любви к матери.  (Ю. Яковлев)

Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни.    (В. Шукшин)

Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе.  (Сухомлинский)

Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.  (П.Беранже)






Учитель. В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные времени средства художественного выражения.

Для многих народов образ матери был идеализирован (от слова идеал) в Мадонне и иконе «Богоматерь Владимирская».

Предлагаем посмотреть  и сравнить образ Богоматери и образ Мадонны  кисти Леонардо да Винчи. 

-Что общего и  чем отличаются эти образы? (ответы детей)


Учитель. Автор иконы и Леонардо да Винчи увидели в образе матери Христа общие, свойственные всем матерям качества: нежность, умиление и восхищение  младенцем. И в то же время женщины не похожи друг на друга: Богоматерь чем-то озабочена, даже скобит, а Мадонна Леонардо – юная, игривая, сама как ребенок.

     Согласно преданию, икона «Богоматерь Владимирская»  написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале  XII века Патриарх  Лука  Хрисоверг послал  специальный список  (копию)  с неё в дар великому князю Киевскому Юрию  Долгорукому.


Просим всмотреться в «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. 

-Поделитесь впечатлениями. (Ответы детей)


      «Сикстинская Мадонна» Рафаэль.  Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна  чувствует его трагическую судьбу, и  поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.

Учитель. Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней все новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а также с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребенка.

Учитель. Хочется обратить ваше внимание на картину М.Савицкого «Партизанская мадонна». 

-Кто изображен на картине?

-В какие годы происходят события?

-Что вас удивило, потрясло?

-Кому из героев вы сопереживаете?

-Что бы вы пожелали героям данного произведения?

            Древний сюжет, столетия вдохновлявший художников прошлого, зазвучал на холсте Михаила Савицкого свежо и волнующе. Молодая мать с младенцем на руках, горестное лицо старой женщины, прощальный взгляд уезжающего в бой партизана — все здесь исполнено драматизма, дыхания грозной силы войны. Но с этой безжалостной силой как бы диссонирует задумчиво устремленный вдаль взгляд молодой матери, более всех рискующей в атмосфере опасности и менее всех защищенной от нее. В этом страдальческом взгляде, однако, великая  материнская  любовь и надежда, которых  не в состоянии лишить ее даже такая жестокая сила, какой была минувшая война.


Учитель. Какие слова передают твои чувства, когда ты смотришь на картины, где изображена Мать?  


 Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Острового  «Песня о женщине».

 Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая  красивая из женщин —

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин —

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня — украшена плодами,

Женщина — судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.


3.Физкультминутка.







Сегодня на уроке мы с вами проведем мастер-класс. Вместе с мамами мы будем рисовать углем портрет.

Дети выполняют вместе со мной портрет мамы. А мамы – портрет своего ребенка.

Техника рисования углем значительно отличается от техники рисования обычным графитным карандашом. Уголь был известен еще древним грекам, которые из обугленных веток ивы, винограда и ореха получали материал, похожий на тот, которым художники пользуются в наши дни.
Уголь плохо удерживается бумагой, его легко стереть или даже сдуть, его можно высветлить или растушевать пальцем и полностью удалить, хотя на бумаге всегда остается след. Однако уголь позволяет работать в самой широкой тональной гамме.

Рисунки, сделанные углем, со временем могут осыпаться и потерять свой первоначальный вид. Поэтому, чтобы сохранить рисунок углем, его обязательно надо обработать специальным закрепляющим составом. Закрепитель для угля продается во флаконах и аэрозольных баллонах. Наносится закрепитель на рисунок с помощью пульверизатора. Если нет закрепителя, можно использовать обыкновенный лак для волос в аэрозольном баллончике. После высыхания на поверхности рисунка образуется тонкая пленка, прочно удерживающая уголь на бумаге.


Вспомним поэтапное построение лица человека. (Показ на доске)



4. практическая работа.


Задание: изобразить мать, ласку.

Звучит колыбельная «Месяц над нашею крышею светит» музыка М. Блантера, слова М.Исаковского.



5.Подведение итогов урока, анализ и оценка работ учащихся, рефлексия.

Анализ и оценка работ учащихся. Выставка.

Учитель.  –

На уроке  я узнал…

-Меня удивило…

-Я хочу сказать спасибо…

-Я хочу узнать больше о …









Ученик:


Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.








6.Уборка рабочего места.












Использованная литература, адреса сайтов.



1.Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией /Неменская Л.А., Коротеева Е.И. – М.:Просвещение, 2005

2.Лободина Н.В. Изобразительное искусство 4 класс. Поурочные планы – Волгоград, Издательство «Учитель», 2006

3. https://www.rah.ru/content/ru/exhibition-2009-03-23-12-17-46.html Неменский  Б.М. Тишина

 4.mxk546.narod.ruEl-Uch.doc Молодёжная Интернет-книга об изобразительном искусстве

5. https://www.pablo-ruiz-picasso.ru Пикассо.  Мать и дитя

6. https://www.dresdenart.ru/stat8_2.html Рафаэль. Сикстинская мадонна

7. https://www.nearyou.ru/100kartin/0sixst_d.html Рафаэль. Сикстинская мадонна ( описание)

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E4%EE%ED%ED%E0_%CB%E8%F2%F2%E0 Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

9.https://www.vidania.ru/icony/icon_vladimirskaya.html Икона «Богоматерь Владимирская»

10.https://art-stamps.narod.ru/gtg/page_075.htm  Савицкий М.А. Партизанская мадонна

11.   https://allforchildren.ru/songs/lullaby.php  М.Блан


Свежие документы:  Конспект урока музыки для 5 класса по теме: «Преобразующая сила музыки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: