Методика проведения серии занятий для 5-го класса по скульптуре на тему: «Знакомство с видами рельефа. Этюды бытового предмета. Виды рельефа — плоский рельеф, барельеф, горельеф. Роль наглядного пособия»


Заболотнева Алсу Жавдатовна


Преподаватель

МБОУК ДОД

«Краснотурьинская детская художественная школа»
















































Теоретический материал к презентации:

Методика проведения серии занятий для 5-го класса по скульптуре на тему:

«Знакомство с видами рельефа. Этюды бытового предмета. Виды рельефа — плоский рельеф, барельеф, горельеф. Роль наглядного пособия.

Дисциплины «Рисунок» и «Скульптура» в учебном процессе ДХШ являются ведущими. Дополняя друг друга, они изучаются взаимосвязано, что содействует развитию творческих способностей и эстетическому воспитанию учащихся. Скульптура – особый предмет, способствующий развитию объёмно-пространственного мышления не иллюзорно, а осязаемо и пластического чувства у учащихся, совершенствующий глазомер и способность к ручной работе. Даёт учащимся необходимые навыки и умения передавать в объёме характер задания.

В основу академического обучения положен принцип единства теории и практики реалистичного отображения действительности изобразительными средствами, который является необходимым условием подготовки учеников Детских художественных школ и школ искусств.

При овладении конкретными навыками скульптурного мастерства большую роль играют наглядные пособия. От правильного их использования зависит успех в работе. Наглядное пособие служит учащемуся (с учётом возрастных возможностей) объектом для подражания. Когда ученик овладеет методом, он будет применять его, не задумываясь о нём, как бы инстинктивно и без усилий. Наглядными пособиями могут быть работы, выполненные учащимися, предыдущего года обучения, также работы художников скульпторов, иллюстрации соответствующие данной теме. Причём важно показать путь к результату, сам процесс работы. Поэтому преподаватель должен позаботиться о наглядных пособиях отражающих несколько стадий лепки. Фиксирование внимания учеников на ключевых этапах работы особенно полезно для овладения необходимыми навыками.

Беседа. Этюды бытового предмета. Виды рельефа. Плоский рельеф, барельеф, горельеф. Лепка с натуры.

Краткая беседа, знакомство с видами рельефа, видами барельефа (классический, пространственный). Знакомство с образцами древнего, классического современного мирового искусства по данной теме. Для выполнения задания используется один и тот же бытовой предмет, изображается в 3-х видах рельефа — плоский рельеф, барельеф, горельеф. Анализ конструктивной формы предмета. Развитие объёмно-пространственного мышления, аналитического мышления — видения и передачи формообразования предмета в условно взятом пространстве. Развитие навыков, основных принципов моделирования объёма предмета в различных видах рельефа.

Практическая работа: Практическое освоение элементарных законов построения предметов в рельефе. Выполняя последовательно плоский рельеф, барельеф, горельеф одного и того же предмета выдержать один и тот же размер, проанализировать изменение характера высот рельефа и перспективное построение предмета в условно взятом пространстве, применить на практике закономерности перспективного изменения окружности.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Рассматривание грузовой машины. Аппликация «Машина»

Материалы: Плакат с иллюстрациями образцов различных видов рельефа, плакат – «Конструктивный анализ формы предметов», «Изображение окружностей в перспективе». Демонстрационное пособие с последовательным выполнением видов рельефа. Доска для лепки, пластилин, стеки, пластина.

Серия занятий должна дать представление об основных видах рельефа, а также способствовать развитию аналитического, объёмно — пространственного мышления и пластического чувства учащегося. Способствовать освоению моделировки формы предмета в конкретном виде рельефа, а также умению анализировать сложную форму предмета, методом сопоставления с геометрическими телами в условно уплощенном пространстве. Дать ему навыки и необходимые умения самостоятельно, в рельефе решать последующие задачи.

В этом задании практической работе предшествует краткая беседа с показом образцов древнего, классического, современного искусства (плакат № 1), где происходит знакомство с видами рельефа, приобщение к мировым и духовным ценностям, развитие художественного вкуса. Роль рельефа, как вида скульптуры, весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями и техническими особенностями. Рельеф возник и получил свое развитие вместе с архитектурой, по своему характеру в отличие от круглой скульптуры близок к светотеневому рисунку или живописи в передаче перспективного изображения на плоскости. Отличительной чертой является то, что рельеф трёхмерен и осязаем. Что представляет собой рельеф? Это изображение частично выступающее над плоскостью. Разделяется на основные виды. Плоский рельеф — не высокий, элементы рельефа выполняются в одной плоскости, изображение уплощено и примитивно. Барельеф (низкий) – изображение выступает над плоскостью не более половины своего объёма. Барельеф, в свою очередь, делится на классический (плоскостной), где фигуры изображаются в 1-2 плана на гладком фоне — греческие скульптуры и пространственный (перспективный) напоминающий живописную картину, фигуры изображаются в глубину перспективных планов. Скульптурные барельефы Гиберти. В учебном задании применяется в изображении натюрморта. Горельеф – наиболее выпуклый вид рельефа, предметы возвышаются над фоном более половины своего объёма (Ф.Рюд «Выступление добровольцев в1792»).

Далее от теории переходим к практике. Подготовлено наглядное пособие в материале, включающее в себя 4 плинта. 1-ый — подготовка к работе (анализ характерной и конструктивной формы предмета — пропорции, размеры, компоновка, построение). 2–ой — стадии лепки плоского рельефа (объём предмета уплощён, формообразующие окружности в виде горизонтальных линий). Выявление контура предмета прямоугольным жгутом, заполнение внутренней формы. 3-ий — стадии лепки барельефа, выявление объёма предмета в условно взятом пространстве. Создавая рельеф, учащиеся должны обладать отличным знанием рисунка, перспективы. Главная задача при работе над этим заданием везде выдержать один размер, сокращения и перспективу. Анализ перспективного изменения основных формообразующих окружностей предмета. Перспективное сокращение при этом за счёт уменьшения или увеличения выпуклости предмета. Изображение выступающих частей эллипсов, моделировка формы, закругление боковых контуров предмета. 4-ый — стадии лепки горельефа, анализ характерного изменения высоты рельефа, выявление объёма, соотношение высот рельефа, моделирование формы предмета в условно взятом пространстве, подрезка контура под углом, сохраняя размер и пропорции предмета. Плакат №2 «Конструктивный анализ формы предметов, представляющие собой совокупность геометрических тел», «Изображение окружностей в перспективе», схема видоизменения окружности в перспективном построении наиболее трудна для понимания учащихся. Многие понимают теоретическую схему (знания рисунка) перспективного изменения окружностей в изображении рельефа – преобразование окружности в эллипс, закономерности изображения формообразующих окружностей предмета относительно линии горизонта, но на практике не всегда применяют эти закономерности в силу необычности изображения. Перспективное сокращение достигается за счёт уменьшения или увеличения выпуклости предмета. Твёрдое знание таких закономерностей позволит быстро и качественно выполнить задание. А также поможет в следующем задании «Рельеф натюрморта». Важную роль при освоении моделировки объемных предметов в рельефе оказывает на восприятие, объемно — пространственное изображение предметов в линейно конструктивном рисунке. Чтобы передать расположение предметов в пространстве, учащийся должен верно взять основные планы и в их пределах моделировать форму предметов.

Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету изобразительное искусство «Русский пряник» 1-4класс

Автор: Заболотнева Алсу Жавдатовна — преподаватель МБОУК ДОД «Краснотурьинская ДХШ» г. Краснотурьинск Свердловской области.


Список использованных источников информации


  • 1. Лантери Э. «Лепка», изд. Академии художеств СССР, М.1963

  • 2. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка:

Учебник.-М.: Эксмо, 2007


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: