Образные возможности освещения в портрете, 6 класс


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с разными решениями освещения при создании художественного образа;

  • дать оценку психологической значимости выбора художником того или иного типа освещения;

  • научить учащихся выражать эстетические суждения и давать оценки представленным художественным образам.

Оборудование:

  • Учитель – компьютер, проектор, слайдовая презентация, учебник, репродукции с картин художников: В .А .Серов«Девушка освещённая солнцем»,«Девочка с персиками», «Мика Морозов»,П. А.Федотов«Вдовушка»,В. В. Пукирев «Неравный брак»,Н.Н.Ге«Портрет Н.И.Петрункевич», работы учеников, фотография.

  • Учащиеся – альбомы, худ. материалы по выбору.

Ход урока .

1.Организационный момент.

2.Анализ работ предыдущего урока.

3.Объяснение новой темы урока .

Включается презентация. Используются репродукции с картин художников.

Слайд 1 – Художник располагает обширным арсеналом средств для создания выразительных образов.

Слайд 2 Живописное решение характера освещения – одно из таких средств, позволяющих художнику раскрыть его замысел. Благодаря колористическому богатству оттенков, цвета оживают под действием света.

Слайд 3 Если свет находится перед моделью и светит прямо в лицо, то форма головы уплощается, выделяются только глаза и губы. Примером такого освещения может служить «Портрет дочери Александра III» В. Серова. Художник создал светлый и спокойный образ.

Слайд 4 Боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства – образ модели предстаёт наиболее полно.

Когда источник света находится сзади модели, мы видим её силуэт, а лицо погружается в тень. Все черты и формы при этом смягчаются и приобретают таинственность. Репродукция с картины Н. Пукирёва «Неравный брак» даёт возможность убедиться в этом.

Слайд 5 Что хотел подчеркнуть художник В.Серов в «Портрете Верочки Мамонтовой»? Возможно, одним из главных героев этого полотна является льющийся отовсюду свет, наполняющий пространство и окружающий девочку со всех сторон? и на контрасте – образ жизненно-активной, весёлой, очаровательной Верочки, на минуточку присевшей за стол по просьбе художника.

Слайд 6 – На картине художника В.И. Сурикова«Портрет дочери» мы видим хорошо освещённую дневным светом маленькую девочку. Это привычное, естественное для зрителя освещение. Оно психологически привычно и понятно – поэтому зрителю передаётся спокойствие и простота замысла художника.

Слайд 7 Когда источник света находится сзади модели, мы отчётливо видим её силуэт. Здесь художник хочет привлечь наше внимание к нежному профилю детского личика.

Слайд 8 Источник света может быть естественным, то есть солнечным, и искусственным.

Пример освещения модели искусственным освещением сзади модели – образ Христа в картине Рембрандта «Христос в Эммаусе». Фигура Христа словно освещена вспышкой молнии – как известно из Евангельского текста ученики узнали Его только тогда, когда Он преломил хлеб, но Он стал невидим для них. Такое решение освещения позволяет художнику более эмоционально, драматически передать атмосферу происходящего, завуалировать формы, погрузить нас в атмосферу таинственности.

4.Работа с учебником (стр.120-121). Слайд 9-12

5.Задание: рассмотрите фотографические изображения(стр. 120), опишите освещение любой модели и сделайте быструю зарисовку красками у себя в альбомах(музыкальное сопровождение).

6.Работа у доски :по желанию три ученика дорисовывают светотень на заранее выполненных рисунках с изображением портретов людей(материал по выбору).

7.Анализ творческих работ учащихся.Выставка.

Художники широко и с успехом используют различные приемы освещения для проникновения во внутренний мир модели и всего произведения в целом.

8.Домашнее задание: слайд 13.





Список использованной литературы

  1. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений/ Л. А. Неменская ; под ред. Б. Н. Неменского – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009



Используемые материалы и Интернет-ресурсы

1.staratel.com/articles/stati/zhivopis-2/pritcha-o-bludnom-syne.html – Притча о блудном сыне

2.composition. iatp. By /webstr5.htm – Выделение сюжетно-композиционного центра

3.foto .potrebitel. ru/ data /4/26/p140portret.shtml – Классический портрет

4.www .art-portrets .ru/ opisanie_portreta.html Художник Игорь Казарин


Свежие документы:  Урок для 5 класса по теме: "Можем ли мы услышать живопись?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: