Основы композиции. Анималистический жанр




МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ

Новосибирская область













Тема: Основы композиции. Анималистический жанр




Оксана Викторовна Петрова

Учитель изобразительного искусства

и мировой художественной культуры





















2010г




Тема: «В мире животных»

Художественно-педагогическая сверхзадача: погружение в образы анималистического жанра.

Информационно-методическая карта урока

Цель: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей законов композиции.

Задачи урока:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с анималистическим жанром;

  2. Развитие у учащихся способности использования основных законов композиции при решении творческой задачи;

  3. Постижение законов композиции.

Методы обучения:

  • Эмоционально-образное погружение;

  • Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;

  • Создание ситуации творческого поиска.

Форма обучения:

Сочетание групповой, и индивидуальной творческой деятельности

Зрительный ряд:

Презентация «Основы композиции», иллюстрации с изображением животных, таблицы по композиции, раздаточный материал, вырезки животных.

Музыкальный ряд:

Музыка о животных, классика фоном

Материалы:

Бумага формата А-3, гуашь, кисти


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Психологический настрой на деятельность (1-2 мин)

Тема. Вступительное слово, целеполагание.


  1. Актуализация знаний

(1 мин)

Цитата

Великая цель искусства — потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.

Д. РЕЙНОЛЬДС

Настрой на занятие

  1. Объяснение нового материала

(10 мин)






































































  1. Усвоение нового материала

(10мин)




















ПОВТОРЕНИЕ

ВОПРОС: Объясните термин «композиция»







КОМПОЗИЦИЯ-Соединение, составление частей произведения в единое целое


Основными правилами композиции являются:

  • ритм;

  • выделение сюжетно-композиционного центра;

  • симметрия или асимметрия;

  • расположение главного на втором пространственном плане.

Основными законами композиции являются:

  • закон целостности;

  • закон контрастов;

  • закон новизны;

  • закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Среди частных законов можно назвать

  • закон жизненности;

  • закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.

Средствами композиции являются:

  • Линия;

  • Штриховка (штрих);

  • Пятно (тональное и цветовое);

  • Линейная перспектива;

  • Светотень;

  • Воздушная и цветовая перспективы.

Каким образом можно передать ритм и движение?



Раздаточный материал


Передача симметрии и асимметрии в композиции



В чём заключается цветовое и живописное равновесие?






Анималистический жанр – от лат. «анимал» — животное, жанр о животных.

Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVII-XVIIIв.

Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века.


Задание:

Составить симметричную и ассиметричную композицию в анималистическом жанре (коллаж)

Что вы хотели, как художники показать, выразить своим произведением?

Физкультминутка —

Изобразить пантомимой любимого животного


Ответы учащихся

Соединение, составление частей произведения в единое целое


































Ответы учащихся

(с помощью диагональных линий)








В цветовой гармонии — равновесии и симметрии сил. Контрасте цветовых сопоставлений.


























Обсуждение

(Повадки, пластику животного отношения людей к животным)





  1. Творческая работа

(30 мин)



Выполнить композицию симметричную или асимметричную на тему «в мире животных», используя свои коллажи


Работы выполняются индивидуально

  1. Подведение итогов урока – рефлексия

(10 мин)

Вывод: просмотр работ, закрепление

Сегодня мы с вами продуктивно поработали, но смогли ли мы ответить на вопросы урока:

  • Почему люди так стремились запечатлеть образ животных?

  • Что они хотели этим показать, выразить, сказать другим людям, вам?

  • Чтобы правильно понять произведение, что для этого нужно нам знать?


Ответы учащихся:

Анималистический жанр загадочен, людей привлекал образ животных, их повадки, пластика.

Нужно знать особенности произведения чтобы правильно его понять.


Литература:

Использованы ресурсы Интернет –




















Свежие документы:  Конспект урока на тему "Весна идет"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: