Открытый урок по изобразительному искусству по теме: «Народные промыслы. Золотая хохлома» 3 Класс




Открытый урок по изобразительному искусству

в 3 классе

по теме: «Народные промыслы. Золотая хохлома».

Автор – составитель:

учитель начальных классов

Тыртыкина З.М,

Цель:

  • Научить учащихся выполнять орнамент в кругу по мотивам хохломской росписи ;

  • Задачи:

  • Изучить этапы работы выполнения орнамента «Золотая Хохлома».

  • Научить детей выполнять травный орнамент, используя элементы хохломской росписи;

  • Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, навыки кистевой росписи;

  • Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

  • Оборудование:

— учебник по изобразительному искусству 3 класс «Разноцветный мир»;

— рабочая тетрадь по изобразительному искусству 3 класс «Разноцветный мир»; альбом.

— кисти, краски (гуашь),- проектор,- экран.

Ход урока.

Учитель: Ребята! Посмотрите на эти прекрасные, сказочно красивые изделия: квасники, кружки, ковши и ложки. Сможете ли вы ответить мне: по какому материалу выполнена эта роспись? СЛАЙД №3-10

Учитель: Да, ребята, вы правы. Все эти предметы сделаны из дерева.

Учитель: А как украшены эти предметы?

Дети: Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписи по дереву – хохломской. Хохломская роспись – это удивительное искусство, сокровищница мировой культуры.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним откуда пришел к нам этот промысел, как народные умельцы изготовляли деревянные изделия и даже научитесь выполнять травный орнамент в кругу используя элементы хохломской росписи; Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, навыки кистевой росписи;

Учитель: Откуда пришёл к нам этот промысел? СЛАЙДЫ №11-13

Дети: В деревне Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою…

И пели там птицы

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Узор для потех.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили Соборы,

Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписанный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома.

СЛ. №13 УЧИТЕЛЬ В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино ,где работает предприятие «Хохломской художник».

Учитель: Какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях?

Дети: Золотым, жёлтым, красным, чёрным и зелёным.

Учитель: Какие чувства символизируют эти цвета?

Дети: Красный — радость, золотой — тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый — цвет жизни, природы; черный — торжественность)

Учитель: А как создаются изделия с хохломской росписью

.СЛАЙДЫ № 14-15

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.Существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется

УЧИТЕЛЬ: Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома». Колорит хохломской росписи строится на сочетании золота с чёрным и красным цветом. Именно эти два цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают жар хохломских печей. Ведь после росписи вещи покрывают лаком и закаляют в печах. Сейчас – в электрических, а раньше – в обычной русской печи. От высокой температуры лак желтеет, а просвечивающий сквозь него алюминиевый порошок становится «золотым».Теперь уже изделие не боится ни жары, ни холода, не уступает в прочности ни золотым блюдам, ни серебряным. Нарядное, оно вносит в дом радость и уют.

Учитель: Из каких элементов состоит орнамент хохломской росписи.

Дети: Цветы, ягоды, листики, усики, птицы.

СЛАЙД № 16 орнамент

Физкультминутка.

Педагогический рисунок. (ЧИСТОПИСАНИЕ) СЛАЙД № 17

  • Рисуем ведущий стебель «криуль» чёрной краской.

  • Вписываем завитки, закручивая их попеременно вверх и вниз.

  • Затем узор усложняется добавлением чёрных и красных кустиков, травинок, завитков, ягод.

  • Делаем оживку белой краской.

УЧИТЕЛЬ: Давайте мы с вами представим себя народными умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по росписи посуды. Сегодня мы будем расписывать блюдо . СЛ. № 18-24

По краю тарелки нанесём орнамент из ягодок смородины и травок, чередуя их. Получается простой замкнутый узор в полосе. Кайма в карандаше готова.

Теперь нарисуем ягодно — цветочную или цветочную композицию в центре нашего изделия-тарелки. Сначала изображаем стебель с крупными завитками; веточку, трёхпалый зубчатый лист смородины и, наконец, цветок и ягодки, подрисуем кудрины и травки. Пишем самые крупные травинки. Они наносятся лёгкими движениями без нажима;

Набросок на черновом круге готов. Приступаем к работе в цвете. Общий фон у нас ярко-жёлтого цвета. Для росписи будем использовать красную и чёрную краски. Кисточку берем почти за основание тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Кисть правой руки свободна, ни на что не опирается – именно это позволяет одним движением плавно проводить пластичные мазки.

Чтобы краски не смешивались, даём им высохнуть. Прорисовываем мелкие детали.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома,Золотая хохлома! travka

Учитель : Узор готов. Покажите, как у вас получилось. Поднимите вверх тетради. Молодцы!

Давайте полюбуемся на нашу тарелку. Как бы нам её назвать? Может, «Ягодка – смородинка»? Предложите своё название. Все ребята молодцы, все умельцы!

Закрепление знаний учащихся.

1.Что является прообразом изделий с хохломской росписью?( петухи, павлины и т.д)

2.Что является прообразом этого орнамента?(травянистые растения, ягоды, цветы)

3.Как называется такой орнамент? (растительный)

4. Что было самым интересным на уроке?

5. Где еще в жизни мы можем встретить хохломскую роспись?

Учитель: В современном мире тоже используется хохломская роспись. Посмотрите некоторые предметы. СЛАЙД №26-34 (Аэрография, маникюр, вышивка).

УЧИТЕЛЬ: Ребята, можем ли мы гордиться, тем что у нас в России есть такой красивый промысел?

Дети: Искусство Хохломы — это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. СЛАЙД№35 читают стих.

Ну , что ж ребята , СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК, ВЫ СЕГОДНЯ ПОРАБОТАЛИ ВЕС НА ОТЛИЧНО! А ТЕПЕРЬ

Домашнее задание. Подготовить детали цилиндра для росписи. Пример построения цилиндра смотрите на странице 10





























Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "В согласии с природой"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: