Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе «Жостовский поднос»


Министерства образования и науки Российской Федерации

Программы общеобразовательных учреждений

« Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством

Б.М. Неменского


Открытый урок по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема: « Жостовский поднос»


Учитель ИЗО Абрамова Ольга Александровна

МОУ «Медико – биологический лицей» города Саратова


Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс (2007). Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского)


Тип урока: Изучение нового материала, закрепление и проверка полученных учащимися знаний, умений, навыков по теме «Жостовский поднос», урок комбинированный с применением ИКТ.


Цели урока:

  1. Обучающая:

знакомить уч-ся с историей художественного промысла производства подносов Жостово , с разнообразием форм подносов и вариантами построения цветочных композиций, совершенствовать приёмы работы гуашью.

  1. Воспитательная:

воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве;

3 . Развивающая

развивать творческую и познавательную активность уч-ся, фантазию, художественный вкус.

Оборудование урока:

Для учителя: репродукции и образцы декоративно – прикладного искусства, подносы Жостовские. Методические таблицы: « Этапы росписи подноса », «Виды цветочных композиций, слайды, фотоподборка цветов, презентация.

Для учащихся: художественные материалы – гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамбля «Переправа».

Ход урока


  1. Организационный момент 2 мин.

  2. Повторение 5 мин.

  3. Сообщение новых знаний 15 мин.

  4. Практическая работа 20 мин.

  5. Подведение итога работы, выставка детских работ 3 мин.


Актуализация опорного материала:

1. Проверка готовности класса к уроку наличие бумаги, кисточек, красок.

2.Повторение в форме беседы.

.Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.

Вопрос: Какие народные промыслы мы уже знаем?

Показ предметов декоративно прикладного искусства.( Городец, Хохлома, Дымка…)

Вопрос: Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Ответ: Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте . Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства , в которых живёт естественность и поэтичность , праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли на наших глазах.

  1. Объяснение нового материала.

Рассказ о мастерах из Жостова. (презентация, слайд 2))

История Жостовского промысла насчитывает более 170 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы бывшие крепостные основали в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Шли годы, производство росло, в русском декоративном искусстве был широко развит цветочный орнамент. Цветочные узоры украшали всевозможную одежду, ткани, ковры. Роспись подносов и явилась отражением этого интересного и своеобразного цветочного стиля.

Для изготовления подносов брали листовое железо, из которого ножницами выкраивали заготовки нужной формы. Затем форму придавал кузнец-коваль, сейчас это делает специальная машина. Затем поднос покрывается чёрным грунтом, просушивается; трижды покрывается чёрным лаком, шлифуют, затем поднос попадает в руки художника.(слайд 3)


На первых порах создавались сюжетные композиции. Но потом цветочная композиция вытиснила все другие сюжеты, т. к. увидели, что поднос это всё – таки не картина.

Ведь Московский поднос вошёл в жизнь, как поднос трактирный и уместнее были цветы.

В России очень любят пить чай. Его принято пить из самовара, кипящего прямо на столе.(слайд4)

Самовар обычно ставят на поднос. Подносы обычно бывают чёрного цвета, но могут быть и другие – зелёные, красные, синие, «под слоновую кость».

Но всё же Жостовский поднос живёт в нашем сознании, как поднос чёрный. Важное качество живописи характерное «свечение» цветов, как бы выплывающих навстречу зрителям из окружающей ночной глубины.


Обращаю внимание на композиционное решение: «Букет собранный»

«Букет враскидку»

«Венок»

«Ветка с угла»

Букеты бывают разными – тугими, плотными, разряжёнными. В центре крупные цветы, по бокам мелкие цветы и травы.(слайд 5)


Смотрим на фотоснимки цветов.(слайд 6,7)

Вопрос: Отчего же так любят люди цветы?

Ответ прост: они красивые. Но не только художники любят рисовать цветы, но и поэты слагают стихи о них.

« Я должен над цветами наклониться,

Не для того , чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!»

Читают дети:

Одуванчик.

«Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик».

Астра.

«Астру с прямыми её лепестками,

С давних времён называют звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины, совсем золотой».

Колокольчик.

«Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, тёмно голубые».

Методическая таблица Игра « Ритм ». Работа на магнитной доске.


4. Работа вместе с учителем над последовательностью росписи цветка: розы, ромашки, мака.(слайд 8,9)

Цветочную роспись Жостовские мастера выполняют масляными красками и мягкими беличьими кистями.

1Первая стадия – подмалёвок. Широкой кистью набрасывают силуэт цветка.

2 Тенёжка — накладываем тени.

3 Прокладка — светлые места.

4 Бликовка — работаем белым цветом.

5 Чертёжка — завершающая тонкая, музыкальная линия.

6 Привязка – это изображение травки, написанной в просветах между цветами и

листьями.

7 Борта украшают ажурным орнаментом уборкой — ёлочка, ёлочка с метёлочкой, травка, рожочки, ленты.


Самостоятельная работа учащихся. Роспись цветочного узора.(слайд10,11,12 – звучит музыка).

В ходе урока указывать на общие ошибки учащихся. В конце урока проверка и оценка выполненных работ.


Творческое обсуждение работ. Подведение итогов.

Дополнительная литература: 1.

1.Некрасов М.А. Народное искусство России. – М., 1983

2. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. Мозаика – синтез. 2005г.

3. Искусство Жостова. И. Богуславская, Б. Графов. Искусство

1979г.

4. Л.В. Шевчук. Дети и народное творчество. М. Просвещение. 2000г.

5. https://www.zhostovo.ru/news.htm

6. https://www.artvek.ru/dekor09.html
























Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Как начиналась галерея" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: